"Мать никогда не простила мне часа моего непрошеного появления на свет"
![топ 100 блогов](/media/images/default.jpg)
![Мать никогда не простила мне часа моего непрошеного появления на свет](/images/main/mat-nikogda-ne-prostila-mne-chasa-moego-neproshenogo-poyavleniya-na-svet-59853d.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/matveychev_oleg/27303223/38236806/38236806_900.jpg)
Некоторым людям, в частности ее матери, лучше было бы вовсе не иметь детей. Родилась Мария, по-домашнему Маня, в Петербурге 20 мая 1858 года. Ее рождение было окутано тайной. Девочка была незаконнорожденной.
О своем детстве Мария не любила вспоминать и рассказала только много лет спустя. Потому что это было стыдно, неловко. Так не бывает в нормальных семьях. Люди не должны вычеркивать из своей жизни близких.
К удивлению юной Мани, ее отчество и фамилия оказались ненастоящими. До шестнадцати лет она росла в полной уверенности, что зовут ее Мария Морицовна фон Дезен, и, лишь выходя замуж, выяснила: она Мария Клавдиевна Пятковская.
Кем был этот таинственный Клавдий Стефанович Пятковский, Маня так никогда и не узнала. Был ли он ее отцом? Или из великодушия женился на ее беременной от другого матери? Ее мать, холодная и равнодушная красавица Мария Александровна, не посчитала нужным обсуждать свое прошлое с нелюбимой дочерью. "Дитя греха" не давало ей вычеркнуть из памяти то, о чем она предпочитала поскорее забыть.
Мориц Петрович фон Дезен был отчимом Манечки, вторым мужем матери. Он был неплохим человеком и искренне привязался к Мане, считавшей его отцом. Семья была не из бедных, фон Дезены располагали имением в Новгородской области и собственными домами в Москве и Петербурге. Мария ни в чем не нуждалась, но была полностью предоставлена самой себе.
В доме было много картин, которые девочка любила рассматривать. Натюрморты с битой птицей и рыбой с мертвыми глазами пугали девочку, но были и портреты, и жизнерадостные пейзажи, волновавшие ее душу. В своих воспоминаниях она написала: "Я была одинока, заброшена. Когда в доме все затихало, я неслышно, на цыпочках пробиралась в гостиную, оставив туфли за дверью. Там мои друзья-картины....
![Мать никогда не простила мне часа моего непрошеного появления на свет](/images/main/mat-nikogda-ne-prostila-mne-chasa-moego-neproshenogo-poyavleniya-na-svet-1cffc0.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/matveychev_oleg/27303223/38237027/38237027_900.jpg)
Она сама пыталась рисовать, но никогда не была довольна тем, как у нее это получалось. Мориц относился к своей падчерице значительно мягче, чем супруга, жалел Маню, но только чтобы жена не видела. Фон Дезен был подкаблучником, "бессловесным", по мнению Марии Клавдиевны, и слабохарактерным.
Тем не менее именно он привил девочке вкус к чтению, и Маня благодаря этому зачитывалась сочинениями Фомы Кемпийского и Гете. О Фоме Кемпийском и его труде "О подражании Христу" Мария позднее скажет: "Всем, что созрело во мне положительного, я обязана исключительно этой книге и самой себе".
Скрытная, настороженная, ранимая девочка, Маня все детство страдала от пренебрежения и строгости матери. Та окружала себя приживалками, а родную дочь игнорировала и ни разу не приласкала. Однажды девочка услышала как шепталась прислуга:
— У девчонки-то господской настоящий отец знаешь кто?
— Кто?
— Князь В… Он однажды тайком увез Маню и отдал своей тетке, графине Р… Девочка там долго жила, пока ее мать не нашла и не отняла.
— Ох...
Да, гулял еще по округе и такой слух: отцом малышки был не кто иной, как государь-император Александр II. В детстве Маня слышала подобные намеки от подруг и даже от чужих людей, но не могла прочесть за ними правды.
"Я боялась матери, трепетала перед ней. Ее черные глаза леденили меня... Мне было жутко...", - напишет Мария Тенишева в мемуарах много лет спустя. Девочка жестоко страдала, оттого что не не любят и ощущала себя не такой, как все дети. Нянек она видела куда чаще, чем свою родную мать, и часто ощущала себя одинокой. Единственной "подругой" девочки была кукла.
"У меня есть друг: кукла Катя, которой поверяются на ухо все тайны. Иногда я бью ее, но тут же со слезами целую, прошу прощения. Все говорят: Катя страшная, волос почти нет, нос подбит. Я не верю, это невозможно. Катя для меня красавица! Кроме Кати, у меня много нарядных кукол, тех я не люблю. Раз с одной из них я вышла в сад, а там бабы метут аллеи.
"Ах, барышня, какая у тебя цаца… Подари ее мне". Я отдала. Другая баба пристала: "Дай ты и мне тоже цацочку". Я сбегала за другой, и так пока всех не отдала конечно, кроме Кати.
Вечером, ложась, я должна прибирать игрушки- гувернантка заставляет. Хватились- кукол нет. Допрос… Гувернантка повела к матери. Мать очень рассердилась, высекла", - из воспоминаний Марии.
Обучали Маню поначалу дома, как было принято в состоятельных семействах. Обучением девочки занималась гувернантка Софья Павловна, особа неприятная и требовательная. Мария была очень музыкальна, имела прекрасный слух и способности к пению, но Софья Павловна "безжалостно вконец" убивала в ней охоту к занятиям "своим бездушным преподаванием". Но ученическому рвению гадкого утенка не было предела.
Приходящей учительнице сольфеджио со временем удалось вернуть Мане интерес к пению, она уверяла, что у девочки будет великолепный голос. Марию частенько заставляли петь при гостях: как правило, она исполняла романсы, грустные, не по возрасту.
"Меня влечет куда-то… До боли хочется в чем-то проявить себя, посвятить себя всю какому-нибудь благородному делу. Я хотела бы быть богатой, очень богатой для того, чтобы создать что-нибудь для пользы человечества. Мне кажется, я дала бы свои средства на крупное дело по образованию народа, создала бы что-нибудь полезное, прочное", - такие слова записывает в своем дневнике юная Мария.
![Мать никогда не простила мне часа моего непрошеного появления на свет](/images/main/mat-nikogda-ne-prostila-mne-chasa-moego-neproshenogo-poyavleniya-na-svet-e44de8.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/matveychev_oleg/27303223/38237285/38237285_original.jpg)
Мария в юности
Когда Маня подросла и превратилась в весьма хорошенькую барышню, мать поспешила сбыть дочку с рук и нашла "достойную", по ее мнению, партию - молодого юриста Рафаила Николаевича Николаева. Радостная, она делилась с мужем:
— Хорошо, что Маня выходит замуж. Мы с ней прожили всю жизнь как курица с утенком.
Дочь между тем мечтала объясниться, простить и даже полюбить свою мать, но, как писала сама Мария: "Все эти порывы остались и замерли во мне. Ей они были не нужны... Как могла она нуждаться в моем прощении, когда она сама никогда не простила мне часа моего непрошеного появления на свет. Не мне было прощать. Между нами осталась навек зияющая пропасть".
![Мать никогда не простила мне часа моего непрошеного появления на свет](/images/main/mat-nikogda-ne-prostila-mne-chasa-moego-neproshenogo-poyavleniya-na-svet-2183cb.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/matveychev_oleg/27303223/38237655/38237655_original.png)
Мария Тенишева. Акварель А.Соколова. 1898 год, Русский музей
Жениху Мани было двадцать три года и он был весьма хорош собой - светловолосый и статный. До свадьбы они виделись всего несколько раз, после чего он сделал девушке предложение.
Мария не имела понятия, что такое любовь и желала лишь одного - как можно скорее покинуть дом матери. Брак с Николаевым был для Мани единственной надеждой на лучшую жизнь.
Рафаил показался ей хорошим и порядочным человеком. Главным для Марии было "сознание, что он причина перемены моей жизни, что замужество является символом свободы и что прошлое кончено навсегда".
![Мать никогда не простила мне часа моего непрошеного появления на свет](/images/main/mat-nikogda-ne-prostila-mne-chasa-moego-neproshenogo-poyavleniya-na-svet-a35a32.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/matveychev_oleg/27303223/38237845/38237845_original.jpg)
Мария Клавдиевна
Накануне венчания, в 1876 году, в большом доме фон Дезенов собрались обе семьи, принесли необходимые бумаги, свидетельства, и вот тогда-то и открылась тайна, тщательно оберегаемая много лет. Впервые в жизни девушка подписывала официальные бумаги чужим именем: Мария Клавдиевна Пятковская. Это было больно и стыдно...
В 1877 году у молодых супругов родилась дочь, которую назвали в честь матери - Мария. Брак с Рафаилом не сложился. Маня назвала свой союз с Николаевым "душной скорлупой", ведь "все было так серо, обыденно, бессодержательно".
Муж был равнодушен ко всему на свете, кроме азартных игр. После очередного проигрыша он часами лежал на диване в привычном бездействии, безразличный ко всему на свете. Пока молодая мать нянчила ребенка, стремясь окружить ее тем, чего сама была лишена в детстве, муж допоздна пропадал в игорных заведениях, просаживая в карты приданое жены.
"Это был больной человек; больной духом и волей. Таким людям чужды все человеческие страсти, им не нужна ни любовь женщины, ни карьера, ничего. Вне игры они томятся, прозябают.
Я поняла свое горе. Сколько раз я умоляла мужа исправиться, побороть себя. Брала с него слово, и сколько раз он давал мне это слово, даже клялся, со слезами просил прощения, целуя мои руки…", - из воспоминаний Марии.
![Мать никогда не простила мне часа моего непрошеного появления на свет](/images/main/mat-nikogda-ne-prostila-mne-chasa-moego-neproshenogo-poyavleniya-na-svet-466e57.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/matveychev_oleg/27303223/38237985/38237985_900.jpg)
И.М. Прянишников "В казино был", 1870 год. Изображение носит иллюстративный характер
Спустя пять лет после свадьбы Мария поняла: так больше продолжаться не может. Она продала кое-что из украшений и мебели. На вырученные деньги вместе с дочерью и служанкой Лизой уехала в Париж, где начала обучение вокалу у Матильды Маркези. Этот поступок был совершенно немыслимым для благородной дамы конца XIX века.
Голосом Марии восхищались знатоки оперы, самые известные театры открывали перед ней свои двери. В тот самый миг, когда она ступила на театральные подмостки, вдохнула пыльный запах кулис, сердце ее словно оборвалось и унеслось в неведомые дали. Нелюбимая дочка? Закомплексованная девочка? Нежеланная для мужа женщина? Нет, в этот миг никому в зале не было дела до того, кто она на самом деле.
В школе Маркези Мария Клавдиевна познакомилась с Антоном Рубинштейном и Шарлем Гуно, затем с русской актрисой Марией Савиной и писателем Иваном Тургеневым. Говорили, что Тургенев выслушал рассказ молодой и тогда еще мало кому известной Марии о ее детстве и юности, то с грустью вздохнул: "Жаль, что я болен и раньше вас не знал. Какую бы интересную повесть я написал..."
В это же время художник Константин Маковский напишет ее портрет. В Париже Мария берет уроки рисования в Лувре у художника Габриэля Жильбе. Ее голос (меццо-сопрано) находили прелестным, но безденежье вынудило ее вернуться домой, в Москву. Молодая певица с успехом выступала на сцене, исполняя арии и романсы. Сцена помогла преодолеть робость, смущение, страх. Но Рафаил презрительно отзывался о творческих успехах жены: "Не позволю, чтобы мое имя афиши трепали по заборам!"
Муж-юрист отобрал у Мани дочь, поместив ее в закрытое учебное заведение, и В 1885 году Мария Клавдиевна и Рафаил Николаевич развелись.
"Маню по требованию мужа пришлось-таки отдать в институт, к моему великому неудовольствию. Муж, к счастью для него, наконец, немного образумился и принял место юрисконсульта у Нобеля и часто по делам уезжал в Баку. Мы с ним не встречались. В его отсутствие я виделась с дочерью, но из года в год наши отношения с ней, к моему великому горю, делались все холодней. Видимо, на девочку кто-то влиял, и не в мою пользу. Бывало, приеду к ней в приемный час, она выходит ко мне неприветливая, надутая. Разговор наш не клеится – холодом так и веет. Сердце сжималось у меня от этих встреч.
Я не решалась смущать детскую душу, заставлять ее быть судьей наших отношений с ее отцом, становиться между нами. Считала нечестным осуждать, восстановлять ребенка против отца, отнимать иллюзии о нем. К несчастью, он думал иначе и, по-видимому, давно уже вливал яд в сердце моей дочери против меня. Эти преступные действия с его стороны принесли пышные плоды и причинили мне в свое время много горя..."
Дочь постепенно отдалилась от матери, так и не простив ей того, что Мария решила уйти из семьи во имя самореализации. В сложные времена на помощь пришла подруга Марии - Екатерина Святополк-Четвертинская, пригласившая ее в свое родовое поместье Талашкино. С тех пор жизнь Марии круто изменилась и судьба ей улыбнулась.
![Мать никогда не простила мне часа моего непрошеного появления на свет](/images/main/mat-nikogda-ne-prostila-mne-chasa-moego-neproshenogo-poyavleniya-na-svet-0318b1.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/matveychev_oleg/27303223/38238252/38238252_900.png)
Леон Бонна. Портрет князя В. Н. Тенишева, 1896. Государственный Эрмитаж (Санкт-Петербург)
Мария Клавдиевна в Талашкино познакомилась с соседом Екатерины - князем Вячеславом Николаевичем Тенишевым, выпускником Петербургского университета, крупным промышленником и меценатом.
На дружеской вечеринке она по обыкновению пела для гостей, а аккомпанировать на виолончели стал Тенишев. Восхищенный, не отходил от нее целый вечер, а на следующий день прислал Марии огромную корзину ландышей.
Тенишев был покорен разносторонней и незаурядной личностью молодой женщины, и вскоре сделал ей предложение. Родственники Тенишева были категорически против его брака с "разведенкой", "неудавшейся певицей" и "бесприданницей".
Несмотря на это, 48-летний Тенишев и 34-летняя Мария обвенчаются в 1892 году, и ровно с этого дня жизнь Мани начнется с нового листа.
В своих воспоминаниях она подробно описывала свадебное путешествие, в которое молодожены отправились на личном пароходе Тенишева под названием "Благодать".
![Мать никогда не простила мне часа моего непрошеного появления на свет](/images/main/mat-nikogda-ne-prostila-mne-chasa-moego-neproshenogo-poyavleniya-na-svet-c0935a.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/matveychev_oleg/27303223/38238705/38238705_900.jpg)
Мария Клавдиевна
Вместе с супругом княгиня переехала в Бежецк, где у Тенишева был крупный завод. Мария Клавдиевна стала попечителем местной школы, затем основала еще несколько школ, организовала общественную столовую и театр, ремесленные училища для детей рабочих.
Благодаря финансовой поддержке супруга Тенишева открыла художественную студию в Петербурге и рисовальную школу в Смоленске, собрала богатейшие коллекции графики и русской старины.
![Мать никогда не простила мне часа моего непрошеного появления на свет](/images/main/mat-nikogda-ne-prostila-mne-chasa-moego-neproshenogo-poyavleniya-na-svet-3b50d6.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/matveychev_oleg/27303223/38238875/38238875_900.jpg)
Мария Клавдиевна на этюдах
Тенишева превратила имение Талашкино в Смоленской губернии, подаренное ей мужем, в настоящий рай для художников, создав для них все условия: постоянное жалование, преподавание живописи и полная свобода творчества. На протяжении четверти века Талашкино являлось крупным художественным центром России, наравне с Абрамцевом.
Позже семья переехала в Санкт-Петербург, где в доме Тенишевых был организован музыкальный салон, в котором бывали известные композиторы. Тенишева видела свою "роль в том, чтобы поощрять таланты". Мария была одной из первых, кто распознал гениальность художника Михаила Врубеля, и поддерживала его.
![Мать никогда не простила мне часа моего непрошеного появления на свет](/images/main/mat-nikogda-ne-prostila-mne-chasa-moego-neproshenogo-poyavleniya-na-svet-ea4bc7.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/matveychev_oleg/27303223/38239201/38239201_800.jpg)
Мария Клавдиевна
Мария Клавдиевна оказывала материальную поддержку Льву Баксту, оказавшемуся за границей в бедственном положении. "Я дошел до последней крайности и даже распродал часть моей одежды и с горечью думаю, что придется уехать, ибо платить за натурщика я не в состоянии", - писал Бакст Тенишевой. Помощь от княгини пришла незамедлительно. Вскоре она стала издателем и учредителем знаменитого журнала "Мир искусства".
Заветной мечтой Тенишевой было эмалевое дело, в котором ее ожидал огромный успех. Мария оказалась талантливой художницей-эмальером и позже защитила в Москве диссертацию, посвященной искусству эмалей .
Труды Марии Клавдиевны были оценены по достоинству и во Франции она была избрана действительным членом Общества изящных искусств в Париже и членом Союза декоративно-прикладного искусства в Париже.
![Мать никогда не простила мне часа моего непрошеного появления на свет](/images/main/mat-nikogda-ne-prostila-mne-chasa-moego-neproshenogo-poyavleniya-na-svet-51366b.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/matveychev_oleg/27303223/38239482/38239482_800.png)
Мария Клавдиевна
После выставки своих работ в Риме Тенишева получила Почетный диплом от итальянского Министерства народного просвещения и была избрана почетным членом Римского археологического общества.
Ее приглашали возглавить в Московском археологическом институте кафедру по истории эмальерного дела.
Весной 1903 года умер муж Тенишевой от болезни сердца. В том же году у Марии Клавдиевны родилась внучка Оля.
![Мать никогда не простила мне часа моего непрошеного появления на свет](/images/main/mat-nikogda-ne-prostila-mne-chasa-moego-neproshenogo-poyavleniya-na-svet-629f22.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/matveychev_oleg/27303223/38239614/38239614_original.jpg)
Ольга, внучка Марии Тенишевой
Тенишева восстановила пошатнувшиеся отношения с дочерью. Как ни странно, дочь повторила судьбу матери. Мария-младшая вышла замуж за барона Ивана Людвиговича Остен-Сакена, оказавшимся заядлым игроком и мотом. Барон промотал состояние, залез в долги, заложил дом своей жены на Английской набережной.
Его пагубное увлечение привело к залогу дома на 37,5 лет под 100 000 рублей весной 1906 года. Это не остудило пыл Ивана Людвиговича, который копил долги и в дальнейшем. В конце концов 37-летний барон покончил с жизнью в заложенном доме 23 марта 1909 года, оставив жену с шестилетней дочерью Ольгой. Мария-младшая и Ольга подолгу жили в Талашкино.
![Мать никогда не простила мне часа моего непрошеного появления на свет](/images/main/mat-nikogda-ne-prostila-mne-chasa-moego-neproshenogo-poyavleniya-na-svet-acbc99.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/matveychev_oleg/27303223/38239946/38239946_original.jpg)
Иван Людвигович Остен-Сакен
После смерти мужа Мария Клавдиевна самостоятельно распоряжалась оставшимся ей в наследство огромным капиталом.
Ее страстью была русская старина. Тенишевой будет собрана самая крупная коллекция древнерусского прикладного искусства, насчитывавшая более 10 000 уникальных предметов.
В 1905 году Мария Клавдиевна передаст уникальную коллекцию филиалу Московского археологического общества в Смоленске, построив для музея большое здание. В 1906 она помогла Сергею Дягилеву в устройстве Выставки русского искусства на "Осеннем салоне" в Париже.
![Мать никогда не простила мне часа моего непрошеного появления на свет](/images/main/mat-nikogda-ne-prostila-mne-chasa-moego-neproshenogo-poyavleniya-na-svet-6ad5c8.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/matveychev_oleg/27303223/38240034/38240034_800.jpg)
Этюд портрета Марии Тенишевой, художник Илья Репин
С началом Первой мировой войны в Смоленске Тенишева открывает лазарет для раненых, где работает сама. Для перевозки раненых Мария передает в лазарет свой автомобиль. 20 ноября лазарет Тенишевой посещает Николай II.
Она вспоминала: "Оставшись им очень доволен, он благодарил меня, милостиво обласкал и наградил медалями моих раненых". Военные невзгоды, невозможность спокойной жизни вносят разлад в душу Тенишевой.
В воздухе витают новые перемены. "Теперь осталось всего лишь 5 часов до конца этого злосчастного года. Что-то нам сулит 1917 год?", - оставляет запись в дневнике Мария Тенишева.
![Мать никогда не простила мне часа моего непрошеного появления на свет](/images/main/mat-nikogda-ne-prostila-mne-chasa-moego-neproshenogo-poyavleniya-na-svet-c48e35.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/matveychev_oleg/27303223/38240267/38240267_800.jpg)
"До чего мы дожили! Религия поругана, духовенство запугано, ум, способности людей обесценены, отброшены, как ненужный хлам, и на поверхность всплывают одни авантюристы за другими…"
26 марта 1919 года Тенишева вместе с близкой подругой Екатериной Святополк-Четвертинской и горничной Лизой покинула Россию навсегда и уехала через Крым во Францию.
Написанные в эмиграции и опубликованные в Париже уже после ее смерти воспоминания княгини Тенишевой - "Впечатления моей жизни. Воспоминания" охватывают период с конца 1860-х до новогодней ночи 1917 года.
Тенишева поселилась в городке Вокрессон недалеко от Парижа, продолжая работать, то есть заниматься своей эмалью. Друзья назвали это местечко "Малое Талашкино", а около княгини опять образовался круг художников и музыкантов, и все они были удивительны и талантливы, но это все было совсем не то, и не так, как в России. Это был другой мир, и чужая во многом была стихия.
![Мать никогда не простила мне часа моего непрошеного появления на свет](/images/main/mat-nikogda-ne-prostila-mne-chasa-moego-neproshenogo-poyavleniya-na-svet-801d95.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/matveychev_oleg/27303223/38240766/38240766_800.jpg)
Княгиня М. К. Тенишева с дочерью Марией, зятем бароном И.Л. Остен-Сакеном и княгиней Е.К. Святополк-Четвертинской (слева направо)
Тенишева скончалась 14 апреля 1928 году в парижском пригороде Сен-Клу. В некрологе, посвященном Марии Клавдиевне, Иван Билибин писал: "Всю свою жизнь она посвятила родному русскому искусству, для которого сделала бесконечно много". Добрая память о меценате и собранная коллекция произведений искусства остались на родине.
|
</> |