
Мастера советской карикатуры. Тот, кто придумал Мурзилку


Мягкая игрушка «Мурзилка». Автор образца Аминадав Каневский. 2006. Это создание художника в СССР знали все!
29 марта — день рождения советского художника, графика, карикатуриста Аминадава Каневского (1898—1976). За свою жизнь он проиллюстрировал немало книг, в основном детских («Золотой ключик», «Мойдодыр», «Тараканище»...), нарисовал тысячи карикатур. А ещё создал любимый советской детворой образ Мурзилки — жёлтого пушистого человечка или зверька в красном берете и длинном пёстром шарфе, с перекинутым через плечо фотоаппаратом. Мурзилка был символом одноимённого популярного детского журнала, где на многочисленных комиксах изображались его приключения.
Историю рождения образа Мурзилки в самом журнале позднее излагали так:
«Задумались как-то редакторы над тем, каков из себя Мурзилка. Решили спросить у Каневского. Позвонили ему по телефону.
— Каков из себя? — сказал художник. — Ну конечно, знаю. Завтра покажу.
А назавтра Аминадав Моисеевич принёс в редакцию портрет Мурзилки. Вот он, Мурзилка, на ладони у художника. Было это много лет назад. С тех пор из номера в номер путешествует Мурзилка по страницам журнала».

«Вот он, Мурзилка, на ладони у художника»

Первое явление Мурзилки на обложке журнала. Июль 1937

«Экстренное сообщение» о появлении Мурзилки. Июль 1937
А вот подборка карикатур разных лет Аминадава Каневского:

1920. «И Деникина, и Врангеля»

Декабрь 1936. «Среди профессионалов.
— Представьте себе, Пятаков засыпался.
— А он что, ваш знакомый?
— Больше. Сослуживец по Гестапо».
А вот эти рисунки Каневского 1938—1939 годов дают представление об одной из сторон «ежовщины». Перед нами возникает прямо циклопический и крайне отталкивающий образ «клеветника», а заодно его союзника — «перестраховщика».

1938. «Клеветник в действии»
«...настоящие вонючки далеко превосходят своих сродников...»
«...Никакая кухня химика, никакая помойная яма, словом, ни один запах на свете не сравнится по силе и нетерпимости с тем, который распространяют эти изящные на вид животные...»
«...Животные эти, несмотря на свой малый рост, очень страшные враги для человека...»
А. Брэм («Жизнь животных»)
«...Эта органическая способность В. доставляет ей сильнейшее орудие самозащиты...»
(Большая советская энциклопедия)

«Моменталист-клеветник или одним махом всех побивахом»

«Мнения расходятся. — О моих заявлениях на Карпова люди держатся разных мнений: одни утверждают, что это чистейшая ложь, а другие говорят, что это грязнейшая клевета»

«— Подумай, Маша, какая неприятность. Я написал заявление на Галкина, а оказывается, у Балкина комната больше»

«Своего не узнала. — Ну, ты! Цыц! Меня не перебрешешь!»

«Недоохватил. — Их много, а я один»

1938. Оратор говорит: «Сплошные мошенники... кругом подлецы!! всех исключить поголовно...»
«Поправка по существу.
— Какая речь, а!.. Огонь, а не речь!
— Какой там к чёрту огонь! Это — самое обыкновенное страхование от огня».

«Страшная месть или старые счёты Собакевича со своим автором Гоголем».
Собакевич пишет заявление на Н.В. Гоголя: «Сообщаю, что Гоголь-Яновский Николай Васильевич помещик. Владея десятками тысяч душ (мёртвых). Он же убийца без ножа зарезал Городничего, Судью, Губернатора и меня, и украл у Акакия Акакиевича шинель»

«Оклеветали. — Товарищ судья, как я мог написать 75 заявлений, когда у нас в учреждении работает всего 63 человека?
После долгих трудов клеветник пришёл к следующему заключению...».
Из послевоенных карикатур:

1945. «Работник метро.
— За что у тебя ордена, земляк?
— За метро. Один — за московское, другой — за берлинское»

«Заяц-редактор. — Льва трогать рискованно, медведя тоже... Напишу, что во всех недостатках виноват крот: он всё равно нашей газеты не увидит...»

1958. «Сбежались на голос»

«Смотр старой гвардии капитализма».

Иван Семёнов (1906–1982). Дружеский шарж на А. Каневского. 1960