Мастера советской карикатуры. 50 рисунков Льва Самойлова
maysuryan — 28.09.2024Рисунок Льва Самойлова (1918—1988) из серии «Хищники империалистических джунглей». 1978 год. «Шакал наёмный. Алчен и агрессивен. Охотно идёт на долларовую приманку. Нападает на мирных жителей, но, пойманный, трусливо дрожит за свою шкуру».
28 сентября — день рождения художника-графика Льва Самойлова (1918—1988), одного из тех, книги о которых выходили в серии «Мастера советской карикатуры». Он говорил о себе: «Я не считаю себя юмористом. Мой удел — сатира, высмеивание не всегда смешных, но всегда отвратительных явлений, мешающих нам жить, двигаться вперёд. Но, конечно, без юмора в этом деле никак не обойтись».
Но не только пером и кистью боролся Лев Самойлович. Об этом красноречиво свидетельствуют его фронтовые награды, среди которых — орден Отечественной войны, медали «За оборону Ленинграда», «За взятие Кёнигсберга», «За боевые заслуги»... Журналист Владимир Надеин (1937—2016) вспоминал: «Лев Самойлов воевал, тонул, горел. И работал, работал, работал... В первые дни войны... попросился на фронт, выдвинув веский для художника довод: «Как же мне рисовать фашистов, если я ещё ни разу живого гитлеровца не видел!» Лев Самойлов рассказывал мне, что после тяжёлого Таллинского перехода, уже в Кронштадте, когда он отоспался и пришёл в себя, случайно подойдя к зеркалу, он увидел широкую белую прядь в своих волосах...»
Уже в Великую Отечественную войну карикатуры Самойлова завоевали широкую популярность в стране и переходили из одной газеты в другую. После войны художник тридцать лет работал в журнале «Крокодил».
Общий заголовок «Обречены на вымирание. В «Красную книгу» не заносить!» оказался чересчур оптимистическим. «Сумчатое ненасытное. Класс паразитирующих. Питается плодами чужого труда. Водится исключительно в странах капитала».
«Колонизатор махровый. Ранее жил колониями. В настоящее время в натуральном виде почти не встречается. Однако пытается проникнуть в развивающиеся страны при помощи кнута и пряника под видом «Нео».
«Гидра фашистская. Особенно опасна. Была почти полностью истреблена, но имеет свойство, потеряв голову, размножаться в атмосфере антикоммунистической истерии».
«Горилла. (Хунта-узурпаторис). Отличается свирепым нравом. Водится в Чили, Парагвае, Гаити, Никарагуа. В Гаити образует чётко ограниченное семейство («Папа Док», «Бэби Док»)».
«Утконос и ехидна. (Вульгарис-бульварис). Группа клоачных. Водятся главным образом на «Свободе» и в «Свободной Европе». Характерная особенность: зловоние, язык длинный, змеевидный».
Рисунки Льва Самойлова военной поры:
1942. «Будет и на нашей улице праздник!» (И. Сталин)». На клетке написано «Собака-Гитлер»
1943. «История одного визита»
Стихи:
Кричит фашист тому, что рядом:
«Смотри-ка, мы над Ленинградом!»
Бандит бурчит, с тоской во взгляде —
«Ох, это мы уж в Ленинграде?»
1943. Плакат. «Русские обычаи»
Cтихи Б.Н. Тимофеева:
Добро пожаловать, боец...
Хлеб-соль прими, родной!
А немец — получай свинец,
Да в спину штык стальной!
1944
Стихи:
Из двух свечей одна «готова»
Огарок вывели в расход...
Сорок четвёртый год сурово
С другой покончит в свой черёд.
Ещё карикатуры послевоенных десятилетий на международные темы:
«В штаб-квартире НАТО. — Господа, позвольте ознакомить Вас с предложением русских о разоружении». 1979
«Ну, детки, вашим образованием теперь займусь я»
«Ухажёр из ФБР. — Он просит у неё руки? — Нет, только отпечатки пальцев»
«Персоны «non grata»
«— Трубы подведены, господа, можно качать нефть»
«— Ты что, меня не узнал? Десять лет стоим вместе в очереди на бирже труда»
«— Матерь божья! Помоги мне, пока тебя не украли!»
«Спорт и реклама. — Мне доктор запретил болеть за кофе»
«— Что здесь делают эти люди?
— Пришли приветствовать вас, дорогие вьетнамские беженцы». 1975
«— Выборы давно прошли, зачем ты это навешал?
— Чтоб в щели не дуло».
Рисунок к аресту и заключению лидера чилийских коммунистов Луиса Корвалана. 1970-е
Стихи Николая Энтелиса (1927—2017).
«Мечтая в кулаке зажать народ,
Диктатор Пиночет вершит расправу
Он грозно возглашает: «Суд идёт!» —
Но эхом отдаётся: «Шут идёт!» —
Кровавый шут, поправший в Чили право».
«— Здесь, синьор, у нас арестованные, а здесь — исчезнувшие». 1977
«Наряду с обычными арестами своих политических противников чилийская хунта производит аресты тайные, утверждая затем, что ничего не знает о судьбе исчезнувших. (Из газет)»
«Подпоясывают... Вооружаемые и вдохновляемые Пекином, Вашингтоном и арабской реакцией, афганские контрреволюционеры осуществляют бандитские набеги на территорию Демократической Республики Афганистан». 1981
«— Так и самолётов не хватит!» На самолётах надписи: «Для Пиночета», «Для Стресснера» (на земле), «Для Дювалье», «Для Маркоса» (в воздухе). Надо заметить, что рисунок 1986 года в отношении Стресснера оказался пророческим: он был свергнут в 1989 году
«Являясь главным поставщиком фильмов жестокости, насилия, порнографии, Голливуд извлекает из них баснословные прибыли». 1986
А это — рисунки на «внутренние темы». В СССР тоже было достаточно мишеней для острой сатиры...
«Бюрократ». 1956
«Заскочили на огонёк». 1976
Реплики грешников:
— Гоните их, черти, к богу в рай!
— Ну, теперь нам, грешным, пришёл конец!...
Реплики чертей:
— Пронеси нечистую силу!
— Бабушка!!!
«Титан». 1976
«— Да вот заказали мне копию для Дома культуры»
«Строчит...» 1960-е
«Эх, лапти, да лапти, да лапти мои!». 1962
«— Вы откуда?
— Ниоткуда. А вы куда?
— Никуда». 1962. Критика фильмов «Человек ниоткуда» и «Звёздный билет». Но в наше время встречаются и положительные оценки этих фильмов
«— Она у вас не свежая. Я уже где-то это читал»
«— Предки купили тебе «Жигули»? Потрясно!
— Дорог не подарок, а внимание». 1977
«— Придётся тебе взять ещё полставки: ребёнок вырос, потребности у него увеличились»
«— Кого как, а меня устраивают папашины средства». 1961. (Смотрит на заголовок статьи в газете «Всеми средствами прививать нашей молодёжи трудовые навыки»)
«Во времена мини.
— Папуля, я поношу твою шляпу». 1974
«— Шикарные шмотки! Теперь такие не умеют делать»
«Яблочка захотели?! А хоть одно деревце вы посадили?». 1976
«— Похоже, чтобы нас обсудить, собрались старушки со всего района...» 1979
«Доклад «Моральный облик Дездемоны». 1975
«Перезвон». 1963
Стихи:
В клуб на собранье атеистов
пришли двенадцать коммунистов
и председатель сельсовета,
чтоб подтвердить, что бога нету.
А рядом, в церкви у попа,
от алтаря и до порога,
хоть реденькая, но толпа
вкушает проповедь про бога.
Так длится пропаганда эта
Не год, не два, а многи лета.
«Девушка с напильником. Портрет с натуры». 1976
«— Именины удались на славу. Вот если бы ещё только этот именинник под ногами не путался!» 1970-е
«— Почему они все в раю? Я же на них столько анонимок написал!»
«— Когда-то этот кубок принадлежал царю. — А он за какую команду играл?»
«Конституция СССР». 1977. Иностранцы на рисунке пишут в своих блокнотах: «Советская Конституция не гарантирует свободу личности», «в СССР нарушают права человека»
«Игра со смертью». 1987
А это характерные рисунки недолгой эпохи Ю.В. Андропова на темы — «укрепление дисциплины и порядка на производстве» и борьба с «левыми» доходами:
«— Извини, дорогая, так трудно стало уходить на свидание в рабочее время!..» Апрель 1983
«Золотое дно». 1983
«— Ладно, блоху подкуём, но только по квитанции оформим её как сороконожку». 1983
А в этих рисунках Льва Самойлова сатиры, пожалуй, нет, только «чистый юмор», хотя это для него нехарактерно. Он говорил: «Чистый юмор», как правило, несёт в себе элементы критики, а значит — содержит сатирическое ядрышко».
Копейка в базарный день. 1961. Рисунок посвящён началу 1 января 1961 года денежной реформы (деноминации)
1960-е
Стихи к рисунку:
Все старинные игрушки
От Матрёшки до Петрушки
Говорят: — Вот это да!
Мы такого не видали никогда!
«Джина Лоллобриджида осматривает Москву». 1961
В июле 1961 года в столице СССР проходил II Международный Московский кинофестиваль. В Москву приехали звёзды мирового кинематографа. Среди них была итальянская актриса Джина Лоллобриджида (1927—2023). Она была чрезвычайно популярна в СССР после успеха фильма с её участием «Фанфан-тюльпан», вышедшего в прокат в СССР в 1955-м.
«Не вынесла душа поэта...» 1961
«Самый широкий экран». 1961. Китаец и советский на рисунке ещё крепко держатся за руки...
«Пурш: — Пропустите! Она со мной!» 1961
Пурш (1952—1964) — знаменитый бенгальский тигр, тоже киноактёр и питомец своей укротительницы Маргариты Назаровой. Пурш снимался в нескольких фильмах, в том числе «Укротительница тигров» (1954) и «Полосатый рейс» (1961).