
МАСТЕР И МАРГАРИТА (2024)

Москва, 1932 год. Популярный советский писатель сталкивается с резким изменением курса партии и литературного совета: его пьесу “Пилат” убирают из театрального репертуара, а самого писателя подвергают травле и остракизму. Поняв, что с такими коллегами ничего путнего создать не получится, творец отправляется во внутреннюю эмиграцию и начинает писать новый роман. Попутно в городе появляется немецкий иллюзионист по имени Воланд. Воланд хочет посмотреть на Москву и понять, какие изменения произошли со страной, которая встала на путь воинствующего атеизма. Конечно же судьбы писателя и Воланда пересекутся, потому что это было запланировано задолго до того, как Мастер написал первую строку в своей новой книге.

Бездомный, Воланд и Берлиоз жарким летним вечером.

Та же самая сцена в сериле 2005 года производит инаковое впечатление.
Что касается новой версии M&M то режиссер и
сценарист фильма - Михаил Локшин и Роман Кантор решили
перенести в сценарий большинство сюжетных линий Булгакова, за
исключением затянутых иудейских эпизодов. Поскольку фильм не
сериал, часть второстепенных историй была сокращена, часть
дополнена, а часть переписана заново.
Мастер и Маргарита прогуливаются по Москве.
Мастер - главный движущий персонаж нового фильма. Вся
история вращается вокруг его странного бытия, в которое внезапно
вмешивается Маргарита. Для того, чтобы зритель как можно глубже
проникся сумрачным бытием героя, Локшин и Кантор показали
магическую реальность Сталинского СССР. Москва 30-ых годов еще
сохраняет отдельные элементы свободы, но уже видно, что страна
сменила курс. Многие вольности запрещены, НЭП свернут, НКВД активно
ищет врагов народа, а старая партийная элита начинает догадываться,
что за ней скоро придут. Трагедия мастера, в этом случае,
становится элементом надвигающейся на страну лавины репрессий (при
этом самого Вождя народов в фильме нет вообще, ни в каком виде).
Оказавшись на вольных хлебах и встретившись с Маргаритой, главный
герой начинает писать роман. При этом зритель далеко не всегда
понимает, где реальный мир 30-ых превращается в мистическую
реальность Мастера. Для того, чтобы навести зрителя на верный путь,
Локшин добавил в визуальный ряд величественный Дом Советов, который
не достроили в объективной реальности. Все сцены с этой постройкой
находятся в реальности романа. От начала и до самого конца фильма
нам предстоит смотреть как развивается история главного героя, как
прогрессируют его отношения с Маргаритой и как меняется социальная
среда окружающая писателя в Москве, тюрьме и сумасшедшем доме. Чем
глубже Мастер погружается в темноту Московской ночи, тем более
скорбным становится его земной путь.
Москва на закате выглядит как город, сошедший с картин Ждислава
Бексинского. Да, мы тоже ждем Narzalath.
Это интересно. Скорее всего, новую экранизацию
M&M будут обвинять в том, что она весьма вольно трактует
события книги. Действительно, некоторых эпизодов романа в картине
нет. Однако, основная сюжетная линия в M&M сохранена и история
встречи Воланда с Москвой подается довольно детально. Понятно, что
из-за своей продолжительности картина сокращает некоторые эпизоды,
другие меняет местами и делает акцент на мастера, чего никогда не
было в романе. Впрочем, я не считаю это трагедией, поскольку кино и
литература суть разные жанры и делать фильм напрямую по лекалам
текста идея не только бесполезная, но и глупая. Куда важнее, если
на экране удается сохранить изначальную мысль
книги.
Понтий Пилат.
Что касается товарища Бездомного (единственного
человека, который в романе извлек урок из Московской истории), то
его появление на экране носит эпизодический характер. По большому
счету он занимается лишь травлей Мастера, потом встречается с
Воландом и сходит с ума, чтобы встретиться с писателем в камере
психиатрической лечебницы. До кучи Бездомный имеет повадки гопника
и лишь частично напоминает книжного героя. Никаких глубоких выводов
Бездомный из происшедшего не делает. Есть вероятность того, что
после лечения поэт вообще не изменится и его жизненный путь будет
отличаться от вектора, сформированного
Булгаковым.
Дирижабли и ведьмы над страной победившего
атеизма.
Воланда в фильме сыграл немецкий актер Аугуст Диль.
Изначально диавол был главным героем картины, да и сам фильм
назывался “Воланд”. Однако, после нескольких изменений сценария
персонаж Диля отошел на второй план, хотя его действия оказывают
сильнейшее влияние на развитие сюжетной линии. Воланд в M&M
выглядит как посланник Третьего рейха, или персонаж фильма про
Индиану Джонса. По Москве он ходит в черном пальто и стильных
очках, общается со всеми по немецки (при этом вместо субтитров в
фильме используется прямой русский перевод), юморит. Воланд
посещает спектакль про Москву XXI века, а также встречается с
Мастером, оказывая серьезное влияние на его книгу. Компанию Воланду
составляет классическая четверка: огромный CGI мей-кун Бегемот,
Азазелло - напоминающий штурмовика СА, Фагот, копирующий повадки
Джокера и странная Фрида с лицом непонятной геометрии. Вся эта
компашка производит довольно жуткое впечатление - это эффектные, но
совсем не милые ребята и всякий раз когда они появляются на экране,
в мире фильма происходит разнообразная крипь.
Товарищи... я видел... немецкого шпиона!
Второстепенные персонажи Булгакова также имеются в
фильме, но им уделено намного меньше внимания. Хоть сколько-нибудь
прилично показан разве что Берлиоз (дважды кавалер ордена Трудового
красного знамени), да критик Латунский (кавалер ордена Трудового
красного знамени). Оба делают вид, что сохраняют с Мастером хорошие
отношения, но в действительности являются его завистниками и
врагами.
Маргарита на балу. Видно, что создавая костюмы, авторы
вдохновлялись рекламными роликами BDSM-клубов. Впрочем, дальше
копирования эстетики дело не пошло.
Практически полностью исчезла из картины сюжетная линия
Иешуа и Пилата (их соответственно сыграли Аарон Водовоз и Клаас
Банг). Да, режиссер картины обращается к ней несколько раз, но
видно что она ему не интересна и сколько-нибудь пространных
диалогов в этих эпизодах нет. Мастер также в Иешуа не особенно
заинтересован, потому что про Пилата от пишет лишь в самом начале
картины, после чего переключается на полностью фантастический роман
о дьяволе. Можно с изрядной долей уверенности предположить, что
сцены с Иешуа сохранились в M&M лишь из уважения к
первоисточнику.
Критик Латунский уничтожает последнее произведение Мастера. Пройдет
всего лишь несколько лет и Латунский уедет на Соловки, как завещал
поэт Бездомный.
Несмотря на то, что фильм поднимает тему сталинских
репрессий, сотрудники НКВД появляются в фильме всего лишь пару раз.
Один раз они безуспешно ловят кота, за безобразиями которого успел
понаблюдать весь город, тогда как второй раз НКВД-шники приезжают
за мастером, который едва успел дописать свою многострадальную
книгу. Ну и еще один персонаж подобный Берии эффектно появляется на
балу у Воланда (одна из самых сильных сцен в
фильме).
Воланд в стиле Мобуту. Очень специфическое
решение.
Визуальный ряд картины я бы оценил на твердую хорошо.
Москва в M&M изобилует монументальными сооружениями. Везде
стоят массивные обелиски со звездами, в небесах города реют
дирижабли (тут их вообще очень много и фанаты данного вида техники
картиной будут довольны). На другой стороне реки возвышается
масштабный Дворец советов. В чем-то местная столица напоминает
Питер из картины “Капитан Волконогов бежал”, только в M&M все
намного масштабнее и величественнее. Ад Воланда выглядит еще более
эффектно и мрачно, чем Москва, ибо бал разворачивается в каком-то
бесконечном и жутком мавзолее в дальней части которого горит
багровый портал. Это не пространство для вечеринок, а какой-то
древний склеп утонувший в вязком пространстве безвременья. Впрочем,
у CGI эффектов картины есть как минимум две проблемы. Во-первых,
голая Маргарита выглядит пластиково, а во-вторых кот-бегемот
страдает от посредственной шейдер-шерстки. В результате киску
приходится прятать в тени. Впрочем, даже со всеми имеющимися
проблемами визуального характера M&M смотрится весьма богато и
не производит впечатление собранной впопыхах
поделки.
Я такое видел в игре Dante's Inferno.
Так что же получилось у Локшина и Кантора в итоге? Получился визуальный стенд возможностей современного российского кино. M&M - это монументальная и эффектная картина, удачно переносящая на экран великий роман. Можно ли сделать лучше - возможно, но здесь уже нужен неортодоксальный подход и свежий взгляд на классическую историю Мастера. То есть нужны не репликаторы, а творцы другого порядка, которых в современном российском кинематографе пока нет.
ЗА
-Монументальная сталинская Москва,
-Воланд и его кошмарная четверка,
-Занятные отношения между Мастером и профессором черной магии,
-Дирижабли и тонны специальных эффектов,
-Зловещий ад,
-Интересная история противостояния Мастера и Богемы,
-Удачное переложение текста в визуальный ряд фильма.
ПРОТИВ
-Часть сюжетных линий и нарративов Булгакова была утрачена,
-История Бездомного провалена,
-Посредственный котейка и пластиковые ведьмы фильм не
красят.
Если вам понравился обзор фильма, то не забудьте поставить лайк или
напишите комментарий.
Ну и конечно же подписывайтесь на мой Телеграмм канал
The Great Black Ship, посвященный не только
современным премьерам, но и фильмам 90-ых.
04.02.2024
(с) Илья Садчиков
|
</> |