Масонский либерализм в России
picturehistory — 23.10.2021Шпага Лафайета со знаками масонской ложи. Музей франкмасонства, Париж
У нас есть общество, и тайные собранья / По четвергам.
Секретнейший союз…
А. Грибоедов. Горе от ума
Ты помнишь ли, как перед нами
Встал храм, чернеющий во мраке,
Над сумрачными алтарями
Горели огненные знаки.
Торжественный, гранитнокрылый,
Он охранял наш город сонный,
В нем пели молоты и пилы,
В ночи работали масоны.
Н. Гумилев. Средневековье
История российского либерализма.
Занимаясь историей либерализма в России, никак не обойти
стороной и масонов. А раз так, то давайте посмотрим, какое
отношение к либерализму в России имело еще и движение «вольных
каменщиков», весьма интересное и по своей сути, и, вне всякого
сомнения, интересное в контексте нашей общей темы. Итак, масоны и
либерализм.
Блюдо с масонской символикой. Музей франкмасонства, Париж
Начнем с того, что масонство появилось в Англии, причем в конкретный день конкретного года, а именно 24 июня 1717 года, когда в таверне «Гусь и вертел» четыре ранее существовавших братства создали первую в мире Великую ложу, то есть оформились в строгую организацию.В 1723 году появилась и «Новая книга уставов» — своего рода конституция масонов, излагавшая основные принципы движения: любовь к ближнему, возможность преодоления порочности человеческой натуры, просвещение, самоусовершенствование, ликвидация зла путем перевоспитания и создания «нового человека». Было ли масонское движение либеральным по своей сути изначально?
Все всякого сомнения! Ведь что было написано в той же книге
уставов? «В наше время человек свободно выбирает себе веру…» То
есть речь шла о свободе выбора веры, что априори посягало на
могущество церкви. Недаром уже в 1738 году римский папа издал
буллу, в которой масонство объявлялось сектой, вредной для
апостольской церкви.
Масонский ковер Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
Как только масонство проникло на континент, отношение к нему стало еще хуже. Во-первых, сословные барьеры в ложах заменялись «братством», то есть сближались люди из разных социальных слоев. Во-вторых, властям предержащим не нравилось уже одно то, что масоны пытались создавать на земле нечто, что считалось более совершенным, чем существующее. То есть они, в сущности, посягали на монархическую власть! Опасность монархи усматривали и в том, что вступившие в ложи политики станут действовать в интересах ордена, а не государства, а то даже и шпионить. Не нравилась и сама атмосфера тайны, которой себя окружали масоны. А вдруг они делают что-то дурное? Ведь иначе бы они не прятались! Так рассуждали не только обыватели, но и коронованные особы, радеющие о собственной власти.
Первым из-за всех этих домыслов пострадал орден иллюминатов, использовавший форму масонской организации. И занимался-то он просвещением, как и большинство масонских лож, но в доносах на него утверждалось, что германские иллюминаты, в частности, баварские, действуют в интересах Австрии, которая хочет присоединения Баварии; что своих противников они травят ядом и, потворствуя страстям (какой хитрый ход, однако!) сильных мира сего, приобретают над ними власть. В итоге напуганный курфюрст Баварии в 1784 году все ложи иллюминатов и масонов тут же закрыл, а затем запретил и любые тайные общества.
А потом выяснилось, что многие участники французских масонских лож были активными участниками революции 1789—1794 гг. А раз так, рассудили европейские государи, то нет ли здесь прямой связи? Ну а так как российские монархи, не слишком обремененные образованностью, брали за образец «все как там», то неудивительно, что вслед за Баварией гонения на масонов начались и у нас в России, а в 1792 году Екатерина II и вовсе запретила их деятельность.
Хотя начиналась именно у нас в России для них все очень даже
хорошо. К 1770 году в России было создано уже 17 масонских лож, в
которых членами были и князья, и графы, а уж менее титулованных
дворян считали на сотни! Российские масоны провозглашали
христианскую терпимость, соборность (вот даже как, откуда это к нам
пришло в 90-е!), хвалу царствующим особам, то есть ничего
крамольного ими в то время не затевалось. В иных ложах за
политические разговоры и вовсе полагался денежный штраф!
Портрет А. Ф. Лабзина в синем кафтане c орденами Св. Владимира и Св. Анны 2-й степени работы В. Л. Боровиковского (1757–1825), 1805 год. Писатель и философ Лабзин был масон, и Боровиковский тоже был масон, а еще Левицкий и Рокотов – все они были масоны! Государственная Третьяковская галерея, Москва
Так что «золотой век» российского масонства имел место именно все при той же Екатерине II, его же в итоге и запретившей. И, кстати, говоря, тогдашние масоны для России сделали немало. Например, очень эффективно боролись с голодом, поразившим страну в 1787 году. Именно тогда московские масоны оказали столь широкомасштабную помощь голодающим, что примеров подобного Россия еще не знала. Естественно, что они заслужили похвалу от императрицы. Но страх перед французской революций оказался сильнее практических выгод от масонства.
Что до Павла I, то он готов был изменить все, что сделала его мать, но, поразмыслив, именно в отношении масонов решил все ее распоряжения оставить в силе.
Изменил отношение к масонам только император Александр I,
разрешивший деятельность братства в 1803 году. Масонство стало
набирать силу, но особую популярность приобрело после победоносной
войны 1812 года и заграничных походов русской армии. Тайные
общества, например, «Орден русских рыцарей», мечтавшие о
переустройстве России, также начали появляться в это время в
России, но война этот процесс прервала. Но уже в 1816 году
возникает «Союз Спасения». То есть для любителей всяких «тайн»
Россия того времени была местом весьма привлекательным. Тут
масонские ложи, тут появляющиеся тайные общества, причем
правительство прекрасно обо всем, что там происходило, было
осведомлено. Но какое-то время смотрело сквозь пальцы. Ну,
побалуются великовозрастные шалуны и бросят!
Портрет князя Сергея (?) Сергеевича Голицына. 1800. Джованни Баттиста Дамон Ортолани (1750—1812). Музей Тропинина, Москва. Ранее считался портретом его брата Владимира
Почему так было? Да просто потому, что еще в екатерининскую эпоху ряды масонов России пополняли выходцы из самых знаменитейших дворянских фамилий, как то: Голицыных, Трубецких, Тургеневых и т.д. Масонами были А. В. Суворов и М. И. Кутузов. Причем не в малых степенях посвящения! Так, Суворов, когда навещал отца в Кёнигсберге, был принят в прусской ложе «К трем коронам» и там посвящен в степень шотландского мастера, считавшуюся очень высокой. Масонская история Кутузова началась в 1779 году тоже в немецком городе Регенсбурге, в ложе «К трем ключам». Но потом он вошел в ложи Франкфурта и Берлина, а позднее его приняли масоны Петербурга и Москвы. Также имел степень шотландского мастера, а в братстве имя – Зеленеющий Лавр.
И вот вопрос, который заинтересует читателей «ВО»: был ли тот же
А. В. Суворов если не либералом, то сторонником либеральных идей? И
ответ будет таким: да был, и еще каким! Помните его знаменитый
ответ императору Павлу I: «Пудра не порох, букли не пушки, коса не
тесак; я не немец, а природный русак»? Так вот, ответить так мог
только человек, нахватавшийся идей о свободе, но только не
верноподданный слуга государя-императора, помазанника Божия. Тот
сказал: «Нужны косы и букли!», значит, знал, что говорил, ибо воля
государя священна! И надо было это принять как должное и не
умствовать от лукавого, а знать свое место! Да кто он такой, этот
Суворов, мелкий дворянин, только и умеющий, что воевать, ну так
есть и другие, пусть воюют похуже, но зато не умствуют! И правильно
его Павел сослал за эту дерзость в Кончанское, потому как либо ты
признаешь самодержавие и радуешься и буклям, и косам, так как им
радуется твой император, либо нет – и тогда ты явный либерал и
потенциальный бунтовщик.
Портрет П. Я. Чаадаева. Шандор Козина (1808—1873). 1848 г. Государственный Исторический музей, Москва
Позднее выдающиеся люди земли русской как один записывались в
ряды масонов. Среди них были Грибоедов, Чаадаев, братья
Муравьевы-Апостолы, Пестель, конечно, и еще 20 декабристов. Был
масоном и А. С. Пушкин, принятый в ложу «Овидий 25» во время
пребывания в Молдавии, хотя и просуществовала эта ложа недолго. И
вот ведь – тот же полковник Павел Пестель был награжден золотой
шпагой за храбрость. Трубецкой тоже был полковником. А такие звания
в ту пору так сразу не давали. То есть это были боевые офицеры. А
вот зачем-то в масоны они пошли… Всего же осужденных декабристов
был 121 человек, а вот масонов из них было 27.
Портрет А. С. Грибоедова, И. Н. Крамской (1837—1887), 1873 год. Государственная Третьяковская галерея
Однако еще до восстания Александра I настолько напугали популярность масонства и рост числа масонских лож, что он в 1822 году запретил в России все тайные общества, включая и масонские ложи. Однако роль свою в распространении свободомыслия и либерализма в России масонские ложи сыграли, причем немалую. Ну и А. С. Пушкин своими стихами, конечно, тоже некоторым образом подлил масла в огонь…
Ну а вывод? Вывод из всего вышеизложенного будет такой: либеральное движение в России все время колебалось, то оно к трону приближалось –подталкивать монархов к тому, чтобы те начали проводить реформы «сверху», то в них разочаровывалось и искало себе союзников (равно как и пример для подражания!) как среди масонов, так и среди самых отъявленных революционеров-карбонариев. Парадокс, не так ли? Да, но так было. Более того, имевший место накануне выступления на Сенатской площади психологический «феномен Ростовцева» как раз и был связан с такими вот колебаниями.
А было так, что в канун восстания 14 декабря подпоручик
лейб-гвардии Егерского полка Яков Иванович Ростовцев написал
великому князю Николаю Павловичу, наследнику монаршего престола
России, письмо, и в нем предупредил его и о «возможных беспорядках»
и предложил добровольно уступить престол своему брату Константину
Павловичу. Причем Ростовцев предупредил о том, что он все открыл
цесаревичу, также и заговорщиков. Позднее Ростовцев стал генералом
и активно помогал Александру II освобождать крестьян.
Портрет Я. И. Ростовцева с семьей. С. Зарянко (1818–1870). Русский музей, Санкт-Петербург
Что это было? Неужели любовь к доносительству? Нет, страх перед пролитием братской крови и возможной гибелью государства. Вот что тогда заставило блестящего офицера гвардейского полка преодолеть отвращение к личности самого цесаревича Николая (которому он так прямо и написал: «Вас не любят в армии») и совершить поступок, на который многие его товарищи посмотрели как на предательство. О заговоре он и написал, и рассказал при аудиенции Николаю. Но имен не назвал и просил цесаревича его немедля арестовать. 14 декабря, пытаясь предотвратить кровопролитие и загнать солдат назад в казармы, получил тринадцать штыковых ран, ему разбили голову и сломали челюсть. Потом всю свою оставшуюся жизнь Ростовцев терзался тяжкими моральными страданиями. Все решал для себя один-единственный вопрос: что важнее — долг перед товарищами или перед государством и его народом?
Ну а дальше было то, что было: началась эпоха сурового правления Николая I, когда само слово «либерализм» и «революция» стали считаться синонимами, а про российских масонов больше уже даже и не вспоминали.
Автор: Вячеслав Шпаковский