Советский разведчик спас из концлагеря детей, а потом встретился с ними 45 лет
picturehistory — 21.10.2021Воспоминания разведчика 596-го артполка Юрия Зозулинского:
14 января 1945 года наша 23-я артиллерийская Красносельская Краснознаменная дивизия начала наступление в Восточной Пруссии. В этот же день разведчики доложили, что у станции Дойч-Алау под усиленной охраной находится лагерь, в котором много детей.
Командование дивизии поставило нашему полку задачу: освободить лагерь и спасти детей.
Ночью нам удалось взять пленного. Им оказался 65-летний фриц, который хорошо владел русским. Он рассказал, что в лагере почти тысяча детей разных национальностей в возрасте от 5 до 12 лет.
Мы дождались рассвета и начали бой, который закончился тем, что фашисты выбросили белый флаг...
Через несколько минут к нам несмелыми группами стали подходить дети, которые оказались настолько истощенными, что смотреть на них без слез было невозможно. Наши бойцы тут же начали доставать из вещмешков хлеб, сахар и раздавать их ребятишкам.
Ко мне подошли две девочки. Одной было семь лет, и звали ее Рая, вторая оказалась ее старшей сестрой Таисией. Я спросил, откуда они родом. Старшая ответила, что из Пскова, а их братья на фронте. Она назвала фамилию и спросила, не знаю ли я их. «Встречать не доводилось», - ответил я, но фамилию запомнил.
Как оказалось, в лагере находились дети военнослужащих пограничных войск НКВД, чьи родители погибли, а также угнанные из Смоленской, Псковской и других областей. Фашисты использовали их в качестве рабсилы.
Мальчики работали на разгрузке угля по 12 - 14 часов в сутки, а еще подносили уголь к эшелонам, везущим на фронт фашистов. Девочки занимались чисткой вагонов.
Детей кормили один раз в сутки, давая 150 граммов хлеба и котелок баланды. На работу гоняли под конвоем. Ночью у некоторых ребят брали кровь для поступавших с Восточного фронта раненых германских солдат и офицеров.
Оказавшись в таких нечеловеческих условиях, дети умирали...
Командование дивизии оказало узникам лагеря медицинскую и продовольственную помощь. Дети, как я узнал уже потом, были отправлены на лечение в восточные области нашей страны.
А мы пошли дальше на запад нести свободу народам Европы. Мне с товарищами пришлось освобождать еще и женский лагерь смерти Равенсбрюк.
***
В 1985 году я решился и написал письмо в Псков. К моей радости, откликнулись знакомые мне сестры - Раиса Ивановна и Таисия Ивановна. Они тоже не забыли нашу встречу в день освобождения лагеря.
В 1989 году в Пскове по инициативе Детского фонда имени В. И. Ленина состоялась встреча бывших малолетних узников фашистских лагерей, на которую я тоже был приглашен.
Глядя на этих уже взрослых людей, разговаривая с ними, я понял, что мы никогда не забудем войну, ее горечи и потери, и всегда с торжеством и грустью по погибшим будем встречать День Победы. Нет войне!
См.также:
Спасение воспитанников Полоцкого детского дома.
Газенваген для детдомовцев.
Особая команда ГЕМФУРТ, или "сволочи" абвера
Концлагерь «Озаричи»
Воин с ребенком на руках