Машинка нищих и слепых


Одним из печальных наследий Первой мировой войны в Европе были многие десятки тысяч инвалидов по зрению — ветеранов, ослепших от ранений, ожогов и ядовитых газов. Они жили на скромные пособия и зачастую были прикованы к дому, поскольку не могли платить за такси, а общественный транспорт имелся далеко не везде.
Но ровно 100 лет назад, В 1924 году некий Шарль Моше, владелец велозавода из французского городка Пюто решил дать этим людям средство передвижения. Разумеется, он не предлагал сажать слепцов за руль, но он спроектировал очень простой и дешевый двухместный веломобиль, на котором незрячий человек мог совершать поездки с кем-то, например, с женой, играя роль "двигателя". Сидя справа от водителя, он на пару с ним вращал педали, приводя экипаж в движение.
Педальный автомобильчик, который Моше назвал "Велокаром", стоил ненамного дороже велосипеда, что и неудивительно, поскольку его конструкция была крайне примитивной: всего три колеса, фанерный кузов на раме из водопроводных труб, лишь одна дверь, причем без ручки, велосипедные тормоза только на задних колесах, отсутствие рессор и ветровое стекло из целлулоидной пленки.
Зато "Велокар" мог купить почти любой бедняк, и это обусловило довольно большой спрос на машину. Ее охотно приобретали не только семьи инвалидов, но и те, кто хотел почувствовать себя автовладельцем, имея деньги лишь на "велик".
В 1924-31 годах было продано более 6000 "Велокаров" во многих разновидностях — от самых простейших до более продвинутых, с амортизаторами, коробками скоростей, электрическими фарами и другими прибамбасами, которые, разумеется, влияли на цену. Некоторые машины имели стильные кузова, обклеенные кожей молодого дерматина.
А в 1932 году Моше превратил свою велоколяску в полноценный автомобиль для "богачей", оснастив ее одноцилиндровым моторчиком воздушного охлаждения мощностью в две лошадиные силы. Но педальный привод сохранился, позволяя экономить бензин или продолжать движение при поломке двигателя. Сохранилось и название "Велокар".
К концу 1930-х годов в связи с окончанием Великой депрессии и ростом благосостояния западноевропейцев спрос на фанерные веломобили упал, однако, во время Второй мировой войны он подскочил вновь из-за возникшего дефицита бензина. В частности, в оккупированной немцами Франции их довольно широко использовали в качестве велорикш, причем пассажир мог помогать водителю крутить педали, чтобы быстрее ехать и меньше платить.
Производство "Велокаров" продолжалось и после войны. Последняя модификация 1948 года уже не имела мускульного привода и характерного признака всех более ранних моделей — узкой колеи задних колес. А педальные "Велокары" в некоторых французских городках со слабым дорожным движением еще многие годы сдавали на прокат для неспешных прогулок по живописным местам.


Чертежи двух модификаций первых трехколесных велокаров из французского журнала 1920-х годов

Более поздняя и дорогая четырехколесная модификация с автомобильным рулем.

Без комплексов или каждому — свое.

"Велокар" на парижской улице.

Парижский уличный трафик времен немецкой оккупации. Справа внизу виден велокар.

"Велокар" с мотором и дерматиновым покрытием кузова.

Интерьер кабины, можно рассмотреть педали и цепные передачи.

Двигательный отсек. Слева - бензобак и коробка передач, работающая только на педальный привод.

Фирменная эмблема крупным планом.



Моторный "Велокар" с мотоциклетным рулем и пружинными амортизаторами передних колес.

Минигрузовик "Велокар-Камионет" для перевозки небольших грузов и поездок за покупками.

Последний автомобиль фирмы Моше, выпущенный в 1948 году. Очень страшненький, но уже без педалей.
|
</> |