Неоднозначный толстячок
vikond65 — 02.12.20242 декабря 1937 года впервые поднялся в воздух прототип палубного истребителя Брюстер F2A "Буффало", заслужившего, пожалуй, самых противоречивых оценок из всех американских самолетов времен Второй мировой войны.
Он воевал на двух фронтах: на Тихоокеанском — против японцев и на Восточном, в составе финских ВВС, — против советской авиации. В первом случае его боевые качества оценивались крайне негативно, а американский эксперт Роберт Фэрли на этом основании даже включил его в пятерку наихудших боевых самолетов в истории (наряду с советскими ЛаГГ-3 и МиГ-23, английским RAF B.E.2 и американскими истребителями "сотой серии").
Действительно, в воздушных боях против японцев зимой 1941-42 годов англичане и австралийцы, воевавшие на "Буффало", потеряли 158 машин, а сбили — 40. Не очень достойное соотношение, однако баланс потерь нашей авиации в боях с Люфтваффе того же периода был ничуть не лучше, если не хуже.
Но, если взять финские ВВС, то тут картина — радикально иная. Финские летчики на этих толстых и с виду неуклюжих истребителях заявили аж 459 воздушных побед при потере всего 15 самолетов! Даже если "урезать осетра" финских заявок в 3-5 раз, результат получается просто феноменальный.
Финские летчики были в неописуемом восторге от "Буффало", считая, что в 1941-43 годах он превосходил по своим боевым возможностям все советские истребители. И это при при том, что его максимальная скорость составляла всего-навсего 520 км/ч. Подтверждением может служить боевой счет финского аса Хайнса Винда, который, согласно официальной статистике, сбил на "Буффало" 39 советских самолетов, включая "яки" и "лавочкины". А последние 23 финские победы на "Буффало" приходятся уже на 1944 год.
Вообще, удивительно: неужели наши самолеты и летчики были настолько хуже финских и японских (или же финские пилоты — настолько лучше английских), что самолеты, которых японцы сбивали пачками с соотношением потерь 4:1, оказались в руках у финнов столь эффективными против советских ВВС? Это вызывает, мягко говоря, недоумение.
На заставке - австралийские "Буффало" в бою против японских истребителей Ки-27.
Первый прототип истребителя "Буффало", совершивший первый полет 2.12.1937.
Самолет второй модификации F2A-2 на испытаниях. На крыле укреплены дополнительные штанги приемников воздушного давления.
Заправка топливом американского "Буффало" на полевом аэродроме где-то на Тихом океане, 1941 год.
Английский "Буффало". Большинство этих машин, полученных из США, попали в Малайзию и Сингапур, но некоторые остались в Великобритании.
Линейка австралийских "Буффало" из 453-го истребительного скуадрона на сингапурском аэродроме.
Американский "Буффало" с авианосца "Саратога".
Истребители "Буффало" голландских колониальных ВВС над Индонезией. Голландцы тоже успели повоевать на них против японцев примерно с теми же результатами, что и англичане.
Финские "Буффало" в полете.
Финские асы Ханс Винд и Йорма Кархунен возле хвостов своих "Буффало" с многочисленными отметками воздушных побед, которые они рисовали по немецкому образцу в виде вертикальных белых "абшуссенбалок".
Английский "Буффало" из 243-го истребительного скуадрона, Сингапур, декабрь 1941 г.
Американский "Буффало" с авианосца "Лексингтон" в довоенной окраске.
Финский "Буффало" летчика Йормы Кархунена из эскадрильи LeLV-24. На этой машине Кархунен воевал с июля 1941 по июль 1943 года, одержав 31 воздушную победу. По крайней мере, столько ему засчитали.
|
</> |