Маршруты Северного моря

топ 100 блогов filibuster6017.04.2023   Точнее, юго-восточной его части, 1939 г.
       В преддверии войны Кригсмарине разработали систему маршрутов на подходах к своим базам. Сделано это было в целях обеспечения безопасности кораблевождения в ходе боевых действий, и в первую очередь для предотвращения того, что обычно принято именовать термином «friendly fire». Если какой-либо корабль следовал не по установленному маршруту, он с большой долей вероятности идентифицировался как вражеский и подлежал атаке. Была также установлена система опознавательных сигналов (прожектором-ратьером, ракетами, по радио и устно через мегафон) для того чтобы свои силы чётко опознавали своих. Разумеется, система имела высокий гриф секретности, опознавательные регулярно менялись и т.д. Такая система действовала у каждой базы Балтики (Киль, Пиллау, Фленсбург...) и в юго-восточной части Северного моря (Вильгельмсхафен, Куксхафен...), а далее с ходом боевых действий активно внедрялась у вновь открытых баз (Польша, Норвегия, Франция, Италия, Греция).
       Система работала как часы, с истинно немецкой точностью – но лишь до начала активных боевых действий, и если немецкие подводники всегда старались тщательно соблюдать предписанные правила (от которых напрямую зависела безопасность лодок и экипажей), то надводные силы и Люфтваффе нарушали их весьма часто. Шнелльботы и миноносцы отклонялись от маршрутов, было много случаев ошибок с подачей опознавательных (равно как и с неподачей), а самолёты Люфтваффе, несмотря на постоянные предупреждения, подчас атаковали свои лодки, и такие случаи не удавалось изжить. Например, U-99 Отто Кречмера была атакована своей авиацией летом 1940 года аж трижды. Впрочем, на разных театрах в разное время было по-разному. Ибо à la guerre, comme à la guerre.
       Рассмотрим систему маршрутов для юго-восточной части Северного моря. Она характеризуется наличием двух баз (Вильгельмсхафен и Куксхафен), а также выходом в Северное море из Канала кайзера Вильгельма (ныне Кильский канал), связывавшего базу Киль и устье Эльбы – кильские лодки ходили в Северное море (и обратно) как датскими проливами, так и этим каналом. Эта часть Северного моря весьма непростая в навигационном отношении: очень много обширных отмелых банок, и при разработке маршрутов это было учтено.

Маршруты Северного моря

       Главный прибрежный маршрут «Эльба» (Weg Elbe) вёл от устья Эльбы до устья Яде. На маршруте были определены контрольные точки, обозначавшиеся светящими буями, а в некоторых из них выставлялись плавучие маяки. В этих точках несли брандвахту сторожевые корабли, хотя в своих боевых журналах командиры лодок (например, Гюнтер Прин, Херберт Шульце и другие) неоднократно отмечали убийственно низкий уровень качества несения этой брандвахты. Итак, точки:
       – плавучий маяк Elbe I: 54°00'30"N / 8°14'30"Ost;
       – плавучий маяк Elbe II: 53°30'30"N / 8°24'30"Ost;
       – координаты точек Elbe III и IV нам пока найти не удалось;
       – плавучий маяк N: перед устьем Эльбы на NW от Куксхафена;
       – плавучий маяк D: 53°56'30"N / 8°10'Ost (к осту от устья Яде);
       – плавучий маяк F: 54°77'N/8°01,5'Ost (к весту от устья Яде); в 2,5 милях к норду от него часто выставлялся ещё один плавучий маяк.
       Точек было достаточно много, но ориентироваться в системе было несложно.
       Кроме того, с началом боевых действий Кригсмарине объявили Warngebiet – запретную для своих кораблей зону, в которой были выставлены минные поля. Это был прямоугольник между параллелями 53°52'N и 56°44'N, и меридианами 4° и 5°47'Ost.
       Для безопасного прохождения зоны были определены секретные фарватеры маршрутов I и II (см. ниже); с оста зона обходилась по маршруту «Синий» (Weg Blau). Кроме того, командиры лодок знали и другие фарватеры, ведущие через зону, – потому что порой отчаянно отклонялись от маршрутов I и II, причём даже в подводном положении.
       Маршрут «Алый» (Weg Hellrot) вёл от плавучего маяка F на вест вдоль Фризских островов к проливу Ла-Манш при среднем удалении от берега 5 миль и заканчивался примерно на широте Амстердама.
       Маршрут «Коричневый» (Weg Braun) вёл от плавучего маяка D на вест вдоль Фризских островов к проливу Ла-Манш при среднем удалении от берега 10-12 миль и заканчивался примерно на широте Амстердама.
       Маршрут № 1 (Weg I) начинался от маршрута «Коричневый» в точке 53°40'N / 6°30'Ost курсом 300° в точку 54°48'N / 2°49'Ost. Для возвращающихся лодок курс обратный – 120°.
       Маршрут № 2 (Weg II) начинался от маршрута «Алый» в точке 53°49'N / 6°49'Ost курсом 320° до точки 55°55'N/3°32'Ost. Для возвращающихся лодок курс обратный – 140°.
       Маршрут «Синий» (Weg Blau) начинался от маршрута «Алый» в точке 53°44'N / 6°56'Ost у острова Йюст (Juist) курсом 342° в точку 55°20'30"N / 6°01'Ost и далее курсом N (0°) до точки 56°51'N / 6°01'Ost параллельно восточной границе зоны, опасной от мин, и вблизи неё. Для возвращающихся лодок курсы соответственно S (180°) и 162°.
       Маршрут «Зелёный» (Weg Grün) вёл от плавучего маяка D курсом 336° в точку 55°14'N / 7°10'Ost (пересечение с маршрутом «Жёлтый»), далее курсом 286° в точку 55°20'30"N / 6°29'Ost и затем курсом N (0°) до точки 56°47'N / 6°29'Ost. Для возвращающихся лодок курсы соответственно S (180°), 106° и 156°.
       Маршрут «Жёлтый» (Weg Gelb) начинался у плавучего маяка F; после пересечения с маршрутом «Коричневый» вёл на NW (общий, см. выше) и далее от точки 54°12'30"N / 7°10'Ost курсом N (0°) до точки 56°54'N / 7°10'Ost. Для возвращающихся лодок курс S (180°).
       Маршрут, выводящий на маршрут «Синий» от маршрута «Жёлтый», начинался в точке 54°12'30"N / 7°10'Ost.
       Эта система с определёнными изменениями действовала практически до самого окончания войны.
       Исследования продолжаются; надеемся в будущем нарыть что-то ещё либо уточнить уже найденное.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Как сообщить миру..)) Джеймс и Ализе были замечены во время прогулки со своим новорожденным ребенком - пол, вес, имя пока неизвестны, но, судя по всему, мама и ребенок чувствуют себя хорошо) ...
Тема ящеров и противостояния им древних русов стала весьма популярной. Между тем, не только лишь древние русы были с ними знакомы. Люди, которые вырыли Черное море, тоже могу много чего рассказать. И показать. ...
В Судане широко распространен дохи (вид проса), в последнее десятилетие высеваемый более чем на 1 млн. федд. Почти 90% площадей под дохном —в Дарфуре и Кордофане. Эта культура выращивается только на землях без искусственного орошения. Пшеница до ...
Есть у нас тут действующие свяшенники-христиане или ученные-богословы? Вопрос такой: есть немолодой уже человек, который в свое время ковал ядерный щит нашей Родины. Он-то всю жизнь считал, что его "изделия" никогда не полетят в цель и будут защищать наш народ от ужаса ядерной войны - пр ...
О постановке цели и оценке обстановке. Для настоящего мэхэнианца нет ничего хуже, чем ситуация, когда в двух похожих случаях противоборствующие стороны действуют примерно одинаково, а итоговый результат отличается радикально. Потому как в таких случаях сложно извлечь не то что "вечный ...