Маршруты Северного моря
filibuster60 — 17.04.2023 Точнее, юго-восточной его части, 1939 г.В преддверии войны Кригсмарине разработали систему маршрутов на подходах к своим базам. Сделано это было в целях обеспечения безопасности кораблевождения в ходе боевых действий, и в первую очередь для предотвращения того, что обычно принято именовать термином «friendly fire». Если какой-либо корабль следовал не по установленному маршруту, он с большой долей вероятности идентифицировался как вражеский и подлежал атаке. Была также установлена система опознавательных сигналов (прожектором-ратьером, ракетами, по радио и устно через мегафон) для того чтобы свои силы чётко опознавали своих. Разумеется, система имела высокий гриф секретности, опознавательные регулярно менялись и т.д. Такая система действовала у каждой базы Балтики (Киль, Пиллау, Фленсбург...) и в юго-восточной части Северного моря (Вильгельмсхафен, Куксхафен...), а далее с ходом боевых действий активно внедрялась у вновь открытых баз (Польша, Норвегия, Франция, Италия, Греция).
Система работала как часы, с истинно немецкой точностью – но лишь до начала активных боевых действий, и если немецкие подводники всегда старались тщательно соблюдать предписанные правила (от которых напрямую зависела безопасность лодок и экипажей), то надводные силы и Люфтваффе нарушали их весьма часто. Шнелльботы и миноносцы отклонялись от маршрутов, было много случаев ошибок с подачей опознавательных (равно как и с неподачей), а самолёты Люфтваффе, несмотря на постоянные предупреждения, подчас атаковали свои лодки, и такие случаи не удавалось изжить. Например, U-99 Отто Кречмера была атакована своей авиацией летом 1940 года аж трижды. Впрочем, на разных театрах в разное время было по-разному. Ибо à la guerre, comme à la guerre.
Рассмотрим систему маршрутов для юго-восточной части Северного моря. Она характеризуется наличием двух баз (Вильгельмсхафен и Куксхафен), а также выходом в Северное море из Канала кайзера Вильгельма (ныне Кильский канал), связывавшего базу Киль и устье Эльбы – кильские лодки ходили в Северное море (и обратно) как датскими проливами, так и этим каналом. Эта часть Северного моря весьма непростая в навигационном отношении: очень много обширных отмелых банок, и при разработке маршрутов это было учтено.
Главный прибрежный маршрут «Эльба» (Weg Elbe) вёл от устья Эльбы до устья Яде. На маршруте были определены контрольные точки, обозначавшиеся светящими буями, а в некоторых из них выставлялись плавучие маяки. В этих точках несли брандвахту сторожевые корабли, хотя в своих боевых журналах командиры лодок (например, Гюнтер Прин, Херберт Шульце и другие) неоднократно отмечали убийственно низкий уровень качества несения этой брандвахты. Итак, точки:
– плавучий маяк Elbe I: 54°00'30"N / 8°14'30"Ost;
– плавучий маяк Elbe II: 53°30'30"N / 8°24'30"Ost;
– координаты точек Elbe III и IV нам пока найти не удалось;
– плавучий маяк N: перед устьем Эльбы на NW от Куксхафена;
– плавучий маяк D: 53°56'30"N / 8°10'Ost (к осту от устья Яде);
– плавучий маяк F: 54°77'N/8°01,5'Ost (к весту от устья Яде); в 2,5 милях к норду от него часто выставлялся ещё один плавучий маяк.
Точек было достаточно много, но ориентироваться в системе было несложно.
Кроме того, с началом боевых действий Кригсмарине объявили Warngebiet – запретную для своих кораблей зону, в которой были выставлены минные поля. Это был прямоугольник между параллелями 53°52'N и 56°44'N, и меридианами 4° и 5°47'Ost.
Для безопасного прохождения зоны были определены секретные фарватеры маршрутов I и II (см. ниже); с оста зона обходилась по маршруту «Синий» (Weg Blau). Кроме того, командиры лодок знали и другие фарватеры, ведущие через зону, – потому что порой отчаянно отклонялись от маршрутов I и II, причём даже в подводном положении.
Маршрут «Алый» (Weg Hellrot) вёл от плавучего маяка F на вест вдоль Фризских островов к проливу Ла-Манш при среднем удалении от берега 5 миль и заканчивался примерно на широте Амстердама.
Маршрут «Коричневый» (Weg Braun) вёл от плавучего маяка D на вест вдоль Фризских островов к проливу Ла-Манш при среднем удалении от берега 10-12 миль и заканчивался примерно на широте Амстердама.
Маршрут № 1 (Weg I) начинался от маршрута «Коричневый» в точке 53°40'N / 6°30'Ost курсом 300° в точку 54°48'N / 2°49'Ost. Для возвращающихся лодок курс обратный – 120°.
Маршрут № 2 (Weg II) начинался от маршрута «Алый» в точке 53°49'N / 6°49'Ost курсом 320° до точки 55°55'N/3°32'Ost. Для возвращающихся лодок курс обратный – 140°.
Маршрут «Синий» (Weg Blau) начинался от маршрута «Алый» в точке 53°44'N / 6°56'Ost у острова Йюст (Juist) курсом 342° в точку 55°20'30"N / 6°01'Ost и далее курсом N (0°) до точки 56°51'N / 6°01'Ost параллельно восточной границе зоны, опасной от мин, и вблизи неё. Для возвращающихся лодок курсы соответственно S (180°) и 162°.
Маршрут «Зелёный» (Weg Grün) вёл от плавучего маяка D курсом 336° в точку 55°14'N / 7°10'Ost (пересечение с маршрутом «Жёлтый»), далее курсом 286° в точку 55°20'30"N / 6°29'Ost и затем курсом N (0°) до точки 56°47'N / 6°29'Ost. Для возвращающихся лодок курсы соответственно S (180°), 106° и 156°.
Маршрут «Жёлтый» (Weg Gelb) начинался у плавучего маяка F; после пересечения с маршрутом «Коричневый» вёл на NW (общий, см. выше) и далее от точки 54°12'30"N / 7°10'Ost курсом N (0°) до точки 56°54'N / 7°10'Ost. Для возвращающихся лодок курс S (180°).
Маршрут, выводящий на маршрут «Синий» от маршрута «Жёлтый», начинался в точке 54°12'30"N / 7°10'Ost.
Эта система с определёнными изменениями действовала практически до самого окончания войны.
Исследования продолжаются; надеемся в будущем нарыть что-то ещё либо уточнить уже найденное.
|
</> |