
Лебединая песня малороссийской авиации


Ровно 30 лет назад, 16 декабря 1994 года, впервые поднялся воздух первый опытный экземпляр тяжелого военно-транспортного самолета Ан-70, разработанного и начатого в постройке на Киевском авиазаводе еще во времена СССР, но законченного уже в незалежной украинской державе. И в ней же угробленного.
Всего при активной технической и финансовой поддержке РФ удалось построить два прототипа. Первый разбился уже 10 февраля 1995 года из-за раздолбайства экипажа, приведшего к столкновению в воздухе с самолетом сопровождения. Второй вышел на испытания в 1997 году, в 2001-м потерпел серьезную аварию из-за отказа двух двигателей в полете (фюзеляж буквально разломился пополам), но с помощью России был восстановлен. Однако в дальнейшем из-за хронического недофинансирования программа застопорилась.
Несмортя на заявления о якобы заказанных десятках серийных экземпляров, больше ни один самолет так и не был построен. А в 2014 году, после "великой майданной революции" и отказа новых украинских властей от сотрудничества с РФ программа Ан-70 окончательно накрылась медным тазом. Также провалились попытки привлечь к производству самолета западных инвесторов, которым Ан-70 был не нужен из-за наличия собственных конкурентных разработок.
Планер второго экземпляра Ан-70 украинцы пытались использовать для постройки нового военно-транспортного самолета Ан-188 с четырьмя турбореактивными двигателями, который они анонсировали на парижском авиасалоне 2015 года. Но из-за той же нехватки денег проект так и остался лишь в виде картинок и выставочных макетов.
В 2020 году министр ВПК Украины Олег Уруский уныло заявил, что дальнейшая реализация программ Ан-70/Ан-188 "абсолютно нереальна". Как говорится, финита ля комедия. Нынешнее состояние второго прототипа — неизвестно.
На заставке — взлет первого экземпляра Ан-70. Обратите внимание, что на борту, помимо украинского, нарисован российский флажок, поскольку в самолете использовалось большое количество российских комплектующих, в частности, авионика, системы управления, шасси и воздушные винты. Отказ от всего этого поставил на машине крест.

Второй опытный экземпляр. Тоже с двумя флажками.
|
</> |
