манифест текстоцентризма

«я не слушаю песни, лексическое богатство которых ограничивается списком Сводеша».
если в музыкальной композиции есть текст, я слушаю текст. если текст плох, хорошая музыка ему уже не поможет. собственно, на этом манифест текстоцентризма и заканчивается.
разве что можно добавить, что хороший текст песни — вовсе не то же самое, что хорошее стихотворение. конечно, критерии тут иные. и, скажем прямо, для меня планка куда ниже. но она всё-таки имеется. даже если подходить предельно потребительски, если требовать от песни только, чтобы она «цепляла», — как может зацепить нечто абсолютно пустое и покатое, получаемое вольной перестановкой пунктов вышеозначенного списка Сводеша?
но это же искажение авторского замысла, скажет мне привыкший к правилам и законам интернета читатель, ведь есть ещё музыка! есть. и она может быть прекрасной. и это ровным счётом ничего не меняет. я, увы, из тех людей, кому бочку мёда портит вычитанное в википедии знание о том, что в семнадцатом веке в бочках аналогичной модели перевозили мазут. а главное — нет, я не могу воспринимать голос просто как ещё один музыкальный инструмент (если передо мной не вокализ, конечно). потому что раз уж автор надумал складывать звуки в слова, значит, он не может не понимать, что к последним прилагаются смыслы. а если его не тянет смыслами играть, то и не стоит, собственно, прибегать к этому инструменту.
впрочем, не буду кривить душой: это работает не вполне симметрично, и скучная (банальная, невыразительная, нетехничная) музыка вполне может и не испортить для меня удовольствие от песни с хорошими стихами. поэтому это и «манифест текстоцентризма», а не «манифест придирчивого мудачества». потому что, понимаете, изысканное звучание флейты и игривый выверт обертона — это удовольствия чувственные, почти телесные. а удачно подобранное слово — это удовольствие душевное и даже умственное. и только если первое подчёркивает второе, получается то самое — цепляющее, западающее в сердце, затыкающее уши и позволяющее пережить многие жизненные беды.
P.S. на днях мы с друзьями обсуждали, что песня «Просвистела» всё-таки, наверное, про неудачливую проститутку, а не про пулю, потому что как пуля может «упасть на столе»? поедание неназванных объектов и катание по золе смущает меня чуть меньше, но тоже, согласитесь, лучше соотносится с образом девицы известного поведения.
|
</> |