Манифест церковного гуманизма
diak_kuraev — 01.10.2023оказался спрятан в неожиданном месте — в Чиновнике Архиерейского служения.
Но сначала предлагаю вспомнить соотношение образа и первообраза.
Первообраз («по образу» которого творится нечто), несомненно, «честнее», в бОльшей степени достоин почитания, чем вторичный образ.
Человек — образ Творца. Понятно, что Первообраз — Бог — в такой связке поставляется выше человека.
А теперь читаем вот эту молитву при освящении храма:
«Владыко, призри на ны грешныя рабы Твоя, обновление празднующыя честнаго храма во образ святейшия Твоея церкве, сиречь самого телесе нашего, еже убо и храм Твой, и уды Христа Твоего всехвальным апостолом Павлом именовати сподобил еси».
(Молитва Бж҃е и҆ ѻтч҃е гдⷵа нашегѡ і҆и҃са хрⷵта, глаголемая на улице перед вратами храма после «Возмите врата князи ваша»).
Тут храм называется образом человеческого тела. Искусствоведы привычно называют храм «образом космоса». Но тут конкретнее: храм как образ микрокосмоса — человека. Причем именно тело (а не дух или душа) человека называется «святейшей церковью» и храмом.
Итак, тело человека есть первообраз для любого православного храма.
***
Не думаю, что это сознательная богословская декларация автора чина освящения храма. Скорее, он сработал как современный искусственный интеллект, механически соединив все те реалии, к которым Писание относит искомое слово «храм» (Апостол Павел называет тело человека храмом в 1 Кор 6, 19 («тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа) и частью Тела Христа в 1 Кор 6, 15 («все мы верные есмы уды Иисуса Христа»)).
И все же в нормальной христианской аксиологии человек и в самом деле выше любой рукотворной «святыни» и даже заповедной «субботы».
Как говорил отец Браун — «Если вы не понимаете, что я готов сровнять с землей все готические своды в мире, чтобы сохранить покой даже одной человеческой душе, то вы знаете о моей религии еще меньше, чем вам кажется» (Г.К.Честертон. Злой рок семьи Дарнуэй // Избранные произведения в 5 томах. т.2. М., 1994. с.150).
... И вот, наблюдая торжественное и много-много-клирное патриаршее освящение храма в Анапе, я подумал, что если бы православные хоть чуточку прислушивались к словам своих же молитв и своего же Евангелия, то мы должны были бы гораздо торжественнее праздновать появление первообраза, а не образа. То есть — рождение каждого нового человека должно было бы привлекать наше внимание во много большей степени, чем рождение нового каменного сооружения по имени храм.
И священными должны были бы считаться окровавленные ризы акушеров, а не золотая парча архиереев. Впрочем, и архиереем справедливо было бы именовать заведуюшего родильным отделением. Он же — Викарий Христа («заместитель главного врача по родовспоможению»).
|
</> |