«Мама, я — сторителлер»: как прошёл LiveJournal Meetup
afisha_lj — 18.03.201914 марта в офисе Rambler Group (Москва) прошла встреча блогеров из цикла LiveJournal Meetup. Расскажем, как это было!
Встречи цикла LiveJournal Meetup проводятся уже несколько лет. Их цель — создать дружественную атмосферу для обмена опытом между популярными блогерами и теми, кто только собирается ими стать.
Встреча 14 марта носила название «Мама, я — сторителлер». Умение рассказывать истории ценилось во все времена. В наше время главной площадкой для рассказывания историй стал интернет. А хороший рассказчик — это почти всегда блогер. Поэтому популярные блогеры ЖЖ из Санкт-Петербурга — Лена lenarudenko и Слава alkopona поделились со гостями вечера полезным практическим опытом: как рассказывать истории, чтобы это было небанально, свежо и увлекательно.
Если вы не могли присутствовать лично, — обязательно посмотрите запись онлайн-трансляции!
СМОТРЕТЬ ВИДЕОЗАПИСЬ LIVEJOURNAL MEETUP
Спикеры для этой встречи были выбраны не случайно. И Лена, и Слава были номинантами премии NeForum Awards 2018. Слава стал победителем в номинации «Лучший блог с историями в LiveJournal».
Блог Лены Руденко наполнен мистическими историями из прошлого, городскими легендами, байками, чудесами. Слава Пона ведёт красочный фотоблог, с ярким авторским стилем, посвящённый путешествиям и легендам, любимому городу Санкт-Петербургу.
Поскольку оба спикера приехали из Санкт-Петербурга, встреча проходила в особенной, «питерской» атмосфере. Угощением для гостей вечера стали пончики и пышки, шаурма и шаверма. А выйти и войти можно было, на выбор, — через подъезд или парадную.
Встреча открылась выступлением Лены Руденко lenarudenko. Лена поделилась со слушателями полезным опытом ведения тематического блога.
Как рассказала Лена, ее блог начался со знакомой многим истории Пиковой Дамы и графа Сен-Жермена. Эта мистическая история стала очень популярной благодаря повести Пушкина, а в нашем детстве было немало страхов и легенд, связанных с Пиковой дамой.
Сегодня основная тема блога Лены — жизнь, смерть и судьба человека.
Лена любит прогулки по историческим кладбищам. Это совсем не страшно и даже увлекательно. Ведь старинные надгробия создавались лучшими скульпторами своего времени. Как правило, они красивы и не вызывают отторжения или страха.
Лена — не профессионал в области истории. Она призналась, что узнаёт новое и учится вместе со своими читателями. Исторические личности, о которых рассказывает Лена, — не хорошие и не плохие. Все они когда-то были живыми людьми, и Лена старается в своем блоге показать их живыми.
Много вдохновения для новых историй в блоге Лене даёт кино и его предыстория каждого фильма, связанного с историческими событиями. Нередко новые идеи для постов Лене дают произведения живописи. Также Лена увлекается итальянским языком и культурой Италии, — познаниями и открытиями в этой области она тоже делится с читателями.
Лена Руденко поделилась ценным опытом: что делать, чтобы материалы блога были максимально оригинальными:
- Старайтесь создать свой авторский стиль и придерживаться его. Всем кажется, что другие пишут хорошо и красиво. Но вы тоже так можете!
- Не стесняйтесь показывать свой взгляд на историю, даже если может показаться странным;
- Ищите интересные мнения современников и очевидцев, особенно иностранные материалы;
- Не бойтесь негатива и троллей. Всегда найдется кто-то, недовольный вами, вашим текстом и самой темой публикации;
- Не бойтесь ошибок. Ошибки делают все, но многие стесняются этого и боятся их признавать. Всегда найдутся люди, которые специально будут искать ваши ошибки, — как правило, они некомпетентны в обсуждаемой теме и таким способом пытаются это скрыть;
- Будьте терпеливыми;
- Любите свое дело и себя, вы ничем не хуже других!
Как поддерживать внимание читателя к вашим текстам?
- Используйте актуальные темы. Хотя блог Лены посвящен историческим событиям, но и современную акцию «Желтые Жилеты» во Франции Лена смогла показать, связав события с Французской революцией, — можно сказать, что революция, — историческая традиция французов;
- Поддерживайте связь прошлого и настоящего;
- Пишите об известных персонажах, которые обсуждаются в социальных сетях или СМИ в настоящее время. Например, те, о ком недавно были сняты популярные фильмы, и люди ищут больше информации о героях;
- Кликбейтные заголовки — это нехорошо, «но очень хочется». Поэтому их иногда можно использовать в блоге, на усмотрение автора блога.
И ещё немного секретов успешного блога:
- Радуйтесь жизни и всегда ищите вокруг что-то интересное;
- Не обязательно носить с собой блокнот, но желательно записывать ежедневно всё интересное, что вы увидели;
- Старайтесь постоянно делать открытия.
Завершая свое выступление, Лена дала совет слушателям «от классика» (цитируя А.С. Пушкина):
Хвалу и клевету приемли равнодушно и не оспоривай глупца.
Лена получила немало вопросов от гостей встречи. Приведем некоторые из них — с ответами Лены.
Вопрос. Ведёшь ли ты план материалов в блоге и можешь ли писать посты без настроения?
Ответ. Да, есть небольшой план для блога на ближайшее время, пометки в ежедневнике. Конечно, бывает, что писать лень — и хочется публиковать простые посты типа «Доброе утро» или фотографии котиков. Но важно помнить, что новый читатель просмотрит в блоге только первые три поста. Поэтому они всегда должны быть информативными, интересными и полезными читателю.
Вопрос. Нет ли у тебя ощущения, что однажды материал для тематического блога закончится?
Ответ. Да, есть такое беспокойство. Даже когда у меня есть план на три поста вперёд, я беспокоюсь, — о чём я буду писать дальше. Но, как и Скарлетт, «я подумаю об этом завтра». Новые идеи найдут меня сами.
Вопрос. В твоём блоге красивые картинки, — но они чужие. Как насчёт авторского права?
Ответ. Я стараюсь брать изображения с иностранных источников, широко растиражированные в сети, не уникальные работы какого-либо сетевого автора. Посты о путешествиях я иллюстрирую только своими фотографиями. Стараюсь ставить ссылки — откуда взято изображение, пользоваться историческими изображениями. Например, автор портрета короля Людовика вряд ли обратится к блогерам по поводу авторских прав.
Вопрос. Какое у тебя образование?
Ответ. Высшее экономическое, профессия связана с экономикой. История и культура — это хобби.
Вопрос. Как следовать заветам Пушкина и принимать троллей в блоге «равнодушно»?
Ответ. Современные технологии позволяют решить этот вопрос быстро — забанить тролля. Не тратьте время на тех, кто пишет только агрессивный бред. Но бывают комментаторы умные и правильные, — и при этом капризные и высокомерные, — их не надо банить. Их нужно просто поблагодарить и не расстраиваться от их комментариев.
Полезный совет по теме — от Наташи Арефьевой nely_snork:
Помните, что когда люди пишут негатив в комментариях, они разговаривают не с автором поста, а с самими собой.
Вопрос. Тебе удается и работать и заниматься хобби?
Ответ. Да, я работаю на основной работе, как и многие авторы блогов, — и поэтому пишу в свой блог не так часто, как хотелось бы.
Вечер продолжился выступлением Славы alkopona. Многие знают и любят яркий блог Славы, и ждут его новых историй.
Презентация Славы называлась «Что мертво — умереть не может». Как объяснил автор, это цитата из сериала«Игра престолов», — из молитвы утонувшему богу.
В наши дни распространено мнение, что текстовый формат умирает. Но так ли это? Текст начинался очень давно: с книг, типографий, газет. Позже появилось радио — люди привыкли слушать и освободили глаза. Потом был изобретён телевизор — он занял внимание двух органов сразу. Именно поэтому и современный видео-контент кажется людям более легким для восприятия, и более «интересным», чем текст.
После появления интернета текст закономерно вернул себе популярность, поскольку интернет — это одновременно и радио, и телевидение, и текст. Как сказал Слава, в интернете «заходит абсолютно всё». Текст и в наше время остаётся в основе всего. Например, кино всегда снимается по сценарию.
Что всегда интересно людям? Это политика, скандал, трагедия, война. К сожалению, мало кому интересны мир, чужие путешествия, рассказы о том, как всё хорошо.
Поэтому сегодня так популярны передачи, связанные со скандалами: например, «Дом-2» и «Пусть говорят». Не содержащие скандалов передачи «В мире животных» или «Играй, гармонь» — это «не топовый» материал, они выходят не в прайм-тайм.
Что нужно менять в наше время в жанре travel? Не секрет, что в мире ограничено количество достопримечательностей. В блогах читатель видит «10 Праг в неделю», — людям скучно читать одно и тоже. Нередко автор блога публикует фотографию с бесполезным описанием: «это балкон». Когда вы пишете о своих путешествиях, обязательно объясняйте, почему вы выбрали для фотографии именно этот балкон, чем он знаменит или чем он привлёк ваше внимание.
Передача «Орел и Решка» создает конфликт в travel-жанре искусственно. Одному ведущему дают для путешествия золотую карту с неограниченным бюджетом, а другой вынужден довольствоваться бюджетом 100 долларов на всё. Зрители сопереживают любимым ведущим, и это делает передачу популярной.
Ваши идеи для блога тоже должны быть новыми, не банальными, не повторёнными кем-то ранее. В каждом материале должен быть смысл. Нередко бывает, что автор блога сам не понимает, для чего он написал свой текст.
Как создать интересный пост — секреты от Славы:
- Не будьте на 100% «сеошниками». Текст в блоге должно быть интересно читать. Некоторые авторы сначала пишут «для читателя», а позже немного меняют текст под требования SEO — для индексации и получения будущего трафика из поисковых систем;
- Не будьте энциклопедией. Энциклопедия — не самая продаваемая книга. Ищите что-то новое. Оживить в глаза читателя можно любой предмет, даже поршень двигателя;
- Юмор — ваш способ противостоять скандалам, политике, трагедиям. Юмористические передачи, наравне со «скандальными», тоже идут в прайм-тайм;
- Создайте и реализуйте хороший сценарий.
Но даже если вы создали хороший пост, может быть так, что его никто не прочтёт. В чём секрет успешного поста?
- 50% успеха поста — заголовок. Не называйте пост «День 5. Подъём в горы». Читатель, возможно, не видел первые части вашей истории. Вынесите в заголовок самые интересные события, о которых вы рассказываете в посте;
- По заголовку, за 10-15 секунд читатель определится, будет ли он читать пост. Не тратьте 5% времени, потраченного на создание поста, на заголовок, — а тратьте 50%;
- Сделайте хорошую подводку. Она должна вызвать желание читать дальше. Подводка должна вызывать ощущение «американских горок, горящего вертолета и фейерверка»;
- Представьте себе, что в трейлере комедии показаны только самые скучные моменты. Конечно, на такой фильм не придут зрители. В трейлеры кинофильмов нарезают самые интересные моменты. Поступайте также с постами в вашем блоге.
Слава поделился уникальным методом, — как ему удаётся придумывать яркие и громкие заголовки для постов в блоге. Слава пишет 10 вариантов темы и показываю их своей супруге, не видевшей сам пост. Она выбирает тему, не видя материала, к которому эта тема станет заголовком. В этом случае Слава уверен, что и читателя в ленте друзей привлечет именно этот заголовок.
Конечно, в теме должен быть не только кликбейт, но и содержательная часть поста. Слава признал, что иногда даже он ошибается при выборе тем. Но всегда нужно импровизировать и пробовать дальше.
Контент — только часть успеха, нужно обязательно продвигать материал. Хорошо и полезно продвигаться не только внутри ЖЖ, но и на внешних площадках. Например, Слава получил на один из своих постов 5000 переходов с сервиса Pikabu.
Много ли можно заработать на блоге? В основном на блогах зарабатывают те, кто сам сознательно занимается продажами, или популярные блогеры, имеющие собственный отдел продаж.
Не секрет, что во многих блогах на любой площадке публикуется простая реклама, без хорошего контента, без истории, окружающей рекламный материал. Многие авторы блогов ориентируются только на вложения в рекламные инструменты, — они не создают контент. Наоборот, другие авторы только создают контент, но не продвигают его. Нужно искать среднее между этими стратегиями.
Слава также получил много интересных вопросов от гостей встречи. Приводим некоторые из них.
Вопрос. Что самое лучшее тебе дал блог?
Ответ. Это статуэтка победителя премии NeForum Awards 2018. На самом деле, блог даёт самовыражение, развитие разговорных и письменных навыков. Благодаря блогу, можно развиваться и смотреть на мир по-новому. У меня есть основная работа, и поэтому в блоге мне не важна монетизация, а важен творческий процесс.
Вопрос. Не боишься ли ты отпугнуть читателя? Как его удержать?
Ответ. Всегда нужно меняться. Даже Филипп Киркоров сегодня старается обращаться к молодой аудитории. Не допускайте «застоя» в своём блоге. Даже падение лучше, чем застой. Но старайтесь развиваться «вверх». Предположим, что сегодня читатель ушёл от автора, по своим личным причинам. Можно даже не удерживать его. Но старайтесь делать так, чтобы приходило больше читателей больше, чем уходит.
Вопрос. Какая у тебя основная работа? Какое образование? Думал ли ты, что когда-то станешь сторителлером?
Ответ. В школе у меня было 3 по русскому и литературе, я не читал классику и до сих пор пишу с ошибками. Но моя жена — мой главный редактор. Я никогда не думал, что буду писать истории. Но научился полезному правилу: нужно «проходить по тексту рубанком», пока текст не станет «гладким».
Образование у меня — машинные комплексы, системы и сети. Можно сказать, что я программист, но в реальности я перешёл в продажи и дорос до коммерческого директора. Что пригодилось мне из университетского курса? Наверное, изучение фотошопа. Хотя больше знаний про обработку фотографий мне дали обучающие видеоролики в интернете.
Вопрос. Есть ли у тебя кумиры, на которых ты равняешься?
Ответ. У всех есть свои проблемы, — когда ты равняешься на кого-то, ты получаешь и его проблемы. Поэтому лучше сего быть самим собой. Мне хотелось бы писать так быстро, как Илья Варламов varlamov.ru и продвигаться, как Михаил Нефедов nemihail, провоцировать читателей, как Александр Беленький macos. Лучший опыт, конечно, надо заимствовать.
Если собрать все лучшее от лучших, — может быть, вы тоже подниметесь до их уровня. Читайте даже скандалы в топе, — это даст вам примеры подачи и развития любой идеи.
Вопрос. Ты успеваешь отдыхать?
Ответ. Да, я высыпаюсь и успеваю всвободное время смотреть видео. У меня есть ограничение по ведению блога — я пишу 4 поста в неделю. Интересно, что некоторые блогеры пишут 1 пост в неделю, но такой же содержательный, как 4 моих поста. Я не использую больше 15-20 фотографий в посте. Мои истории «маленькие, но интересные».
Вопрос. Есть ли у тебя план постов на месяц вперед?
Ответ. Я делаю отложенные посты на неделю вперёд, особенно, когда уезжаю. Иногда читатели даже не понимают, что я в отъезде. Мои посты выходят в понедельник, среду, пятницу, воскресенье, в 19.01. Сегодня, в четверг, у меня уже написаны посты на пятницу и воскресенье.
Вопрос. Есть ли у тебя темы — табу?
Ответ. Я стараюсь не трогать политических тем, но нередко касаюсь политики, когда пишу об истории. У любой точки зрения всегда будут защитники и противники. Старайтесь просто ко всему относиться с юмором.
В моих постах всегда есть история — это часть путешествий. Я пытаюсь осовременить истории из древних времён, понять мысли и чувства тех, кто тогда жил. Иногда читатели говорят, что «меня самого нет в моих постах», — но мой авторский взгляд там всегда есть.
Вопрос. Умер ли ЖЖ?
Ответ. Если бы текстовый формат сегодня не был бы популярным, у меня бы не было конкурентов. Но их много и постоянно появляются новые. Даже бумажные газеты в наше время неплохо читают. А ЖЖ — это мы, мы создаём контент и привлекаем читателя в ЖЖ.
Живой Журнал даёт мне много инструментов, некоторых из которых нет на других площадках. Можно представить себе два соседних заведения: Макдональдс и ресторан. У Макдональдса проходимость всегда больше, чем у хорошего ресторана. В интернете можно сказать, что Инстаграм - это Макдональдс, а Живой Журнал — ресторан. В ЖЖ приходят надолго, осознанно, ему уделяют больше внимания и времени.
Вопрос. Есть ли в блогах деньги?
Ответ. Деньги приходят к тем, кто сознательно занимается монетизацией. Даже топовые блогеры не всегда зарабатывают именно своим блогом, у большинства есть другая работа. В блогах много бартера. Монетизация — не самый главный мой интерес. Я даже не всегда слежу за статистикой блога, переходами и ростом показателей.
Слушателям запомнилась еще одна из аналогий Славы:
Даже если хороший автор пишет на бересте, — эту бересту будут распространять и найдётся рекламодатель для нее.
Вопрос. Комфортно ли тебе в реальности или ты уходишь от нее с помощью блога?
Ответ. У меня есть жена и кот, мне комфортно в реальности и я не ухожу из неё. Каждого из нас определяет то, что интересно нам в жизни. Представьте, что по улице идут бомж, студент и бизнесмен. Бомж видит мусорки, студент — фастфуд, бизнесмен — дорогие рестораны. Думайте о том, что определяет вас.
Вопрос. Писать, как Толстой?
Ответ. В ведении блога мне близок Чехов, который писал кратко, маленькими предложениями. Его произведения легко читать. Если бы я писал, как Толстой, мне было бы жалко мою супругу, которая в качестве редактора вычитывает мои тексты.
Авторы лучших вопросов спикерам были награждены книгами, полезными начинающим сторителлерам: «Пиши, сокращай» и «Писать, как Толстой». Книгу «250 дерзких советов писателю» получит автор лучшего репортажа о встрече. Мы ждём ваши отзывы по 20-е марта включительно. 21 марта мы объявим победителя и вручим книгу.
Спасибо, что вы были с нами! Надеемся, что встреча оказалась полезной и дала всем участникам новые знания.
Благодарим за фотографии для сводного репортажа Наташу nely_snork, Сергея sekvo, Татьяну moscow_i_ya, Славу alkopona.
Рекомендуем некоторые репортажи гостей вечера:
- Питерские storytellers
- Кто умеет писать в ЖЖ?
- Расследование
- Что мертво, умереть не может!
- Текст умер?? Да здравствует текст! Репортаж с LJMeetup
- МАМА!!! - Спасибо, что я не сторителлер...
- Сторителлеры и сториселлеры
- Мама, я же блооооооггир!
Если вы тоже присутствовали на встрече, — мы будем рады вашим впечатлениям и отзывам!
Цикл встреч LiveJournal Meetup #ljmeetup
будет продолжен.
Следите за анонсами!