Мама, я дома - три билборда по-русски
ruslanviktorov — 08.05.2023Кабардино-Балкария. Тоня — водитель автобуса на окраине Нальчика. Она с нетерпением ждет возвращения сына, уехавшего воевать по контракту в Сирии в частной военной компании. Когда Тоне сообщают, что ее сын убит, она отказывается в это верить. В одиночку Тоня начинает изнурительную борьбу, требуя вернуть ей сына. Но неожиданно на пороге ее квартиры появляется молодой человек.
Какой российский фильм может получить главный приз фестиваля Russian Film Week в Париже или любого другого фестиваля в Европе? А если я вам скажу, что в конце фильма еще благодарность Абрамовичу, там еще снимается Ксения Раппопорт + на фестивале еще показывают "Левиафан"? Догадались? Правильно, про плохую и ужасную Россию конечно же.
Уверен, что если на таких фестивалях будут показывать про позитив, то его заранее исключат и вообще не будут показывать. Ладно, про сам фильм.
Поселок «Мирный» неподалеку от Нальчика, наши дни. Молодой чиновник (убедительный Александр Горчилин) ждет гостей «оттуда» (здесь нужно многозначительно указать пальцем в потолок), чтобы те осмотрели резиденцию не то Хрущева, не то Брежнева да еще и с портретом Сталина. Может, денег на ремонт подкинут.
Ему противостоит обезумевшая от новости о гибели сына бой-баба Тоня (удивительно органичная Ксения Раппопорт) — водитель автобуса, устраивающая одиночные пикеты. Она в смерть сына не верит, пятью миллионами компенсационных рублей не утешается — требует начать поиски, готова сама отправиться в Сирию (ее сын был наемником в ЧВК). Начинается «кто кого».
И вот, когда кажется, что получается то ли «Дурак» Юрия Быкова, то ли «Левиафан» Андрея Звягинцева, появляется Юра Борисов. По всем документам он — сын Тони. Но она его не признает — то ли дает о себе знать ее недавняя травма головы, то ли еще беда какая. Так или иначе, от этой загадки фильм выходит из берегов публицистической истории про борьбу маленького человека со страшной системой, и начинается что-то непонятное, странное, интересное.
Продюсером фильма выступил Александр Роднянский, спонсором выступил Арбамович.
Оператором выступила Ксения Середа, успевшая за свои 26 лет жизни снять фильмы «Кислота», «Дылда», «Чернобыль», сериалы «Звоните ДиКаприо» и голливудский The Last of Us. Оператору браво, без претензий.
Я заметил, что стена — один из важных персонажей этого фильма, недаром она есть и на афише, между героями Ксении Раппопорт и Юры Борисова. История ведь во многом про нее, точнее — про них — стены. Про то, что человек человеку уже не волк, а скорее ЧВК. И каждая ЧВК отгораживается от другой гневом, выплескивающимся в разные формы насилия: от яростной фразочки «да идите вы в жопу» до связывания противника скотчем по рукам и ногам. Про то, что в таком мире просто нет места доброму слову, взгляду, действию. Про то, что так жить нельзя. Про то, что можно попробовать и по-другому.
Слово «солдат» происходит от названия монеты «сольдо», которой на Апеннинах в средние века платили за военные услуги. В Штатах существуют десятки ЧВК, аффилированных с гос-вом. Это позволяет им защищать национальные интересы за рубежом негласно, гибко и эффективно. Мы делаем вид, что такого не признаём. Заметаем под ковёр. Мифология о деяниях зашифрованных «наёмников» будит творческую потенцию молодых режиссёров. Ну что ж, лучше так, чем никак. Перемелется — мука будет. Но, это потом. Не скоро.
Если честно фильм не убедил...но посмотреть можно.
Моя оценка: 3 балла из 5.
|
</> |