Мама как позорный факт биографии, или чудеса от Детгиза
femunity — 02.02.2015 Все омерзительные режимы, уйдя в небытие, оставляют после себя красивенькие легенды, яркие, жизнерадостные плакаты. Дураки смотрят на эти плакаты и восхищаются - ах, какая была жизнь распрелестная! Дурак не анализирует, не вникает. Он мыслит картинками, и чем проще и ярче картинка, тем счастливее дурак.О советском прошлом современный дурак судит по плакатам советской эпохи, по фильмам советской эпохи, где все так красиво, радостно и залито солнечным светом.
(Да, как верно заметил папаша Мюллер в "Семнадцати мгновениях", - "Мы для них будем легендой. Не для тех, кто помнит голод и бомбежки - а для тех, кто родится после войны".)
Мнения, что в советскую эпоху были лучше образование и здравоохранение, это дикая ложь. Но сверхдикая ложь, (которую в Израиле называют, кажется, "хуцпа") - это утверждения на тему, что "укреплению семьи в СССР уделяли очень много внимания".
Ну что же, давайте вспоминать...
Первое, что нам, первоклассникам, рассказали в советской школе, была душераздирающая история про "подвиг Павлика Морозова" - какой хороший мальчик, донес на родного отца; детки, делайте то же самое! Этим Павликом нам прожужжали все уши. Про него упоминали к случаю и без. Задолбали нас этим Павликом так, что в конце убить его лично хотел уже каждый школьник.
Но что особенно интересно в этом контексте - это советская детская литература.
Я понимаю, большинство советских детей ее не читали по той причине, что ничего никогда не читали вообще. (Те из них, ныне выросшие, кто кричит о самой читающей нации, как правило, делают по три орфографические ошибки в каждом слове, что для много читавшего человека нереально). Но я-то в детстве читала все, что мне попадалось под руку, и Крапивина, и Радия Погодина, и какую-то тошнотворно-отвратительную "Гюрги-Дюрги-Дюк", и "Вам и не снилось", и даже "Тимура и его команду".
ВЫВОДЫ.
Во всех этих книгах - для детей и про детей - начисто отсутствует семья, мама, папа и взрослые люди как таковые. О них иногда упоминается, или они на пять минут возникают, как фоновая картинка. Но не более.
Дети ночью уходят из дома по своим детским делам. (Например, в Тимуре и его команде, Коля Колокольчиков... охраняет дом со спящей девочкой, гуляя вокруг этого дома). Непонятки, а как его родители отпустили? Ах, у него только дедушка? А мама с папой куда делись? А дедушка совсем тупой, ребенка ночью отпускать куда попало?
Команда Тимура ловит ночью компанию Квакина. Ну ладно, Квакин и его кодла - из неблагополучных семей, там за детьми никто не смотрит. Но как родители отпустили ночью детей из команды Тимура? Что, по факту, они тоже какие-то беспризорники при живых родителях?
У девочки Дубравки из рассказа Радия Погодина - только бабушка. Поэтому Дубравка носится где попало, лезет куда не надо, ныряет со скал, рискуя убиться; в одиночку улепетывает от подростковой банды, ее ловят и лупят... Где ее папа и мама - в рассказе ни слова. Как бабушка воспитывает Дубравку, чему учит - тоже ни слова.
В рассказе "Альфред" - аналогично. Дети живут сами по себе, общаются только друг с другом. Родителей словно и вовсе нет ни у положительных героев, ни у отрицательных.
Нигде не появляется отец или мать, чтобы просто спросить: "Сынок (доченька) - а ты куда собрался? А ты у мамы разрешения спросил, можно ли туда идти или нет? А я считаю, что это не лучшее место и не лучшая компания... А вот сюда ты пойдешь только в сопровождении родителей... И вообще, ты должен помогать по дому, вот список того, что ты должен сделать сегодня, а после этого - В ПОСТЕЛЬ!..."
Когда-либо это было в советской литературе?
Никогда. Дети идут, куда хотят, в любое время дня и ночи; решают свои проблемы (чаще всего - надуманные) сами, варятся "в собственном соку", и делают ужасные ошибки и глупости только потому, что рядом с ними нет ни одного взрослого родного человека...
И нигде нет в этих странных (НЕ СКАЗАТЬ ХУЖЕ) книжицах вообще такого самого понятия, что ребенок должен большую часть своего времени проводить в семье. Что ребенок учится у мамы или папы и полезным навыкам для жизни, и тому, как вести себя в обществе. Нигде нет такого, чтобы сходить вместе в зоопарк или пойти вместе в поход (если в поход - только одни! Причем зимой, в тридцатиградусный мороз и на две недели, как у писателя К.Урманова). Нигде папа и мама учат просто правилам жизни.
Ничего этого нет.
Более того, нигде не сказано, а куда мама с папой вообще делись. Если умерли, то как и почему? И почему ребенок никак не горюет о их безвременной кончине, о том, что остался сироткой?
Впрочем, однажды папа все же появляется, как «Deus ex machina» - в гайдаровском "Тимуре" - весь такой героический, чтобы крепко пожать Тимуру руку. Без слов, заметьте. На этом его функции заканчиваются.
А где же ... МАМА????????
Однажды, только однажды, безмолвная и безгласная мама появляется у писателя Крапивина - она привела сына в фехтовальную секцию. И - ВНИМАНИЕ!!! - все мальчики-фехтовальщики смотрят на сие действие (двенадцатилетний мальчик пришел с мамой!) - с недоумением и презрением, как на немыслимое позорище... Дескать, "такой большой, а с мамой ходит..."
Вот это "такой большой, а с мамой ходит", "такой большой, а все за мамкину сиську держится" - это достойно, вообще говоря, некоторого анализа. НИГДЕ МАМА НЕ РАССМАТРИВАЕТСЯ, КАК НОСИТЕЛЬНИЦА МУДРОСТИ И ЖИЗНЕННОГО ОПЫТА, КАК ДРУГ И НАСТАВНИК РЕБЕНКА - только как носительница... "сиськи".
Т.е. мама - это рожательный мешок с сиськами. На этом ее функции заканчиваются. Двенадцатилетнему мальчику, который давно сиську не сосет, рядом с мамой делать нечего.
МАМЫ ИСКЛЮЧЕНЫ ИЗ ЖИЗНИ ДЕТЕЙ. АБСОЛЮТНО И БЕСПОЩАДНО. НЕПИСАННЫЙ ЗАКОН СОВЕТСКОЙ ДЕТСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ...
Случайность?
Нет.
Прекрасной детской поэтессе А.Барто запрещали к печати стихи, в которых встречались слова "брат, сестра, мама, папа, бабушка, дедушка". Почему бы это? А вот, отвечали ей советские цензоры - "Вы учите любить семью, а этого нельзя - ребенок должен любить в первую очередь коммунистический коллектив!"
Судя по всему, эти же цензоры задавали общее направление советской литературе для детей. Эта литература как бы внушала ребенку: "Смотри, вот какими должны быть правильные парни и девушки! В их жизни папы и мамы, бабушки и дедушки не должны играть никакой роли, не должны иметь никакого авторитета!"
Спросите - почему?
Может быть - потому, что ребенок, нежно привязанный к отцу, едва ли согласится повторить "подвиг" Павлика Морозова. И именно эту цель преследовала советская детская литература: воспитать детей, которые радостно сдадут родного папочку и родную мамочку, не испытывая ни угрызений совести, ни сожалений.
А может - потому отчасти, что и писатели и цензоры были мужчинами, искренне верящими в то, что "мама для ребенка - не более, чем рожательный мешок с сиськами"?
|
</> |