Маленькой Вере - четверть века.
zina_korzina — 15.03.2013- Из журнала «Крокодил». Остальное -
тут.
Как раз в конце 1980-х, когда этот фильм вышел на экраны, мы начали понимать - пришло некое новое время, которое по-другому движется и заставляет по-другому думать. Это время выбора, но выбор может стоить тебе жизни. Тогда, в 1988-м, мы ещё не знали, что через три года развалят СССР, а через пять лет - расстреляют Дом Советов, по американской моде тех времён называемый Белым Домом. Мы жили в ожидании праздника, на котором будет много жвачек, комиксов и Кока-Колы, а на выходе получили бандитскую вольницу и трёхкопеечную попсу, как «важнейшее из искусств». Сейчас мы дружно пытаемся собирать раскиданное и возрождать многажды высмеянное (да-да и ГТО тоже!). Кто виноват? Все. Маленькая Вера - маленькая вера, то есть никакой веры. Она была остроумно высмеяна в НИИ-шных курилках 1970-х и громко добита на митингах «в защиту Гласности» в 1980-х. Маленькая вера - это состояние общества, а неприятная и неумная провинциалка с агрессивным начёсом здесь просто ходячий символ. Это фильм, в котором нет положительного героя - все плохи либо от перманентно несчастной жизни, либо от модного в ту пору цинизма. Посмотрите на Верочку - она постоянно боится прослыть сентиментальной. Её страшно веселит и удивляет понятие «платоническая любовь».
А потом посмотрите на родителей Веры. Кем они были до рождения детей? Это же натурально герои фильмов «Высота», «Девчата», «Весна на Заречной улице», «Девушка без адреса». Она была заводной хохотушкой на каблучках-гвоздиках, он - первым парнем в околотке, по которому тосковали все девчата. Юрий Пименов «Свадьба на завтрашней улице»... Они же нестарые люди - им немного за сорок, максимум сорок пять. Но перед нами уставшие, отгоревшие работяги, которые не видят особого смысла в жизни и в труде. С другой стороны, семья не самая последняя, бывает и много хуже. Есть старший брат Витя, который очень даже выбился в люди. Особенно по меркам провинциальных родителей. Тоже изображает из себя циника, хотя, и не хочет. Но время требует. Вон, у подружки-то, у Лены Чистяковой, жизнь ещё хуже и не спрашивайте, почему. И как шикарно она дует бражку из ковшика...! А ведь талантливая девочка, между прочим - сочиняет двустишия и умеет заплетать слова в диковинные смыслы. Герой-любовник Серёжа? Схема. Вообще схема... Режиссёр Василий Пичул показал нам некомильфотную сторону бытия, не тех девочек, которых надо. Но тех, которых тогда ждали и которых именно тогда было много. По сюжету Вера с Ленкой ждут вызова из училища связи, то есть их будут учить на телефонисток. Я сама после школы работала на межгороде и насмотрелась на такие типажи более чем достаточно.
К сожалению, этот злобный и правдивый фильм ещё до выхода на экраны низвели до положения советского порно. Уже в 1987 году вовсю трубили, что вот-вот выйдет первая в истории СССР кинокартина с полномасштабным показом полового акта. На мой взгляд, сцена была абсолютная лишняя, она выглядит как неуместный и дурацкий штрих, - как те усы или фингалы, которые школьник подрисовывает кому-нибудь в учебнике. Она туда запихнута (не нашла другого глагола) только для того, чтобы. Ибо. Для. Надо показать, иначе не. Кто если не мы? Когда, если не сейчас? У сцены нет самостоятельной роли, самостоятельного смысла в повествовании. Выбросьте - и ничего не поменяется. Без драки на дискаче или без пьяной истерики двух вчерашних школьниц фильм невозможен, а без уныло-циничного подёргивания всё останется на своих местах. Но именно эта безобразная сцена решила судьбу проката - в кассы стояли очереди. Многие особо одарённые не смотрели за действием героев, а ждали, ну когда же, наконец-то покажут то, ради чего. Ещё до выхода на экраны в редакции валом валили письма с требованием «не пущать». Не потому что это - страшно и депрессивно, а вот из-за этой сцены. Помню, как на входе в кинотеатр стоял какой-то лысеющий, страшноватый и стремноватый дебил с плакатом (была же эпоха митингов!): «Бойкот Маленькой Вере!». Мимо него шли с прибаутками. Потому что он ратовал за половую моральку и разве что не пускал слюни. Типичный порнушник...
А потом - понеслась звезда по кочкам. Наталья Негода стала популярной и востребованной. Правда, не как актриса, а как персонаж. Причём, скандальный и неприлично-интересный, болезненно-интересный, нечто, вроде «бородатой женщины» и прочих ужасающих чудес старого цирка. Помню, что простые люди en masse как-то брезгливо о ней отзывались. Не о героине - об актрисе. Её запомнили не по надрыву, не по хорошо сыгранному по страху перед жизнью, не по ужасу в ярко подвёдённых глазах, а по голым статям. Её обнажили в журнале 'Playboy' и показали всему миру. Немножко снималась в американском кино, но потом, когда схлынул интерес к Mother Russia и к Perestroika, Вера-Негода, негодная Вера оказалась, по сути, никому особо и не нужна. Она могла бы потом все 25 лет играть Марию Стюарт или ещё какую-нибудь Филумену Мартурано, она всё равно для всех осталась бы «той самой тёлкой», которая разделась в 1988 году! А ведь могла бы стать хорошей характерной актрисой со своим почерком, могла бы играть в театрах и в кино... Как и мы все могли бы дальше и больше, да не вышло. Выбрали другое, с маленькой Верой и с цинизмом. Потому что в тот момент было почему-то нельзя ни остановиться, ни свернуть, ни подумать. Маленькая Вера - это мы все в 1988 году. Увы-увы-увы...
|
</> |