Маленький Человек
botyaslonim — 26.01.2024Одна известная в рунете публицистка (имя не буду называть, дабы не теребонькать лишний раз) в 2014-15 гг писала: мол, Россия тем выгодно отличается от Украины, что тут у нас нету украинства – этой странной смеси эмоциональности, склонности к линчеванию, ожидания быстрых побед и халявы. Мол, Россия тем и заборет Украину, что Россия – это культура, а Украина – это пена, нелепые мрии, которые разобьются о быт. Иные вообще говорили, что "Украина замёрзнет и быстро к ногам падёт, осознавши пагубность страстей".
Однако уже к концу 2022 года ряд публицистов всё чаще стали писать, что сама Россия быстро превращается в ту самую каноническую украинскую страшилку из патриотических пабликов: где без конца пишут про "инфицированность майданизмом", "облучённых бывших русских" и так далее. Я сам скорее склонен согласиться с такими выводами. И давайте посмотрим, как Россия действительно теряет свою культуру.
Если вы ходили в советскую-российскую школу, то, безусловно, вы знаете, что основа русского народно-философского восприятия – это трагедия Маленького Человека. От Гоголя и "Шинели" через "тварь ли дрожащая" Достоевского и "Лошадиную фамилию" Чехова, услышав "Выстрел", попав в переплёт в "Зойкиной квартире", пройдя по Европе Тёркиным и угодив в экзистенциальный тупик вместе с Иваном Денисовичем. Маленький Человек – это лейбл великой русской культуры, наша фирмА! Что, кстати, даёт право говорить иным о подлинном гуманизме русских, о христианской традиции, – верно!
Я точно такой же советско-российский школьник, как и многие. И меня так же задевает, когда с Маленьким Человеком случается несправедливость: его обкрадывают, обижают. Травят.
Может быть, русским Маленьким людям, коих подавляющее большинство, не свойственно вставать горой за своего. Да, тут вам не арабская улица, не Париж и не Нью-Йорк. Все будут тихо-мирно сидеть по щелям, когда зловещий воронок "Хлеб" колесит по улицам и хватает очередную жертву. Но в тиши своих норок каждый или почти каждый, скосив глаза в Красный угол, причитает: "Господи, пусть с ним обойдётся, вот попал человек!"
Низовая травля простых, самых простых людей – это что-то новое для нас. И очень ядовитое, совсем разрушающее душу. Соцсети, конечно, способствуют, что отдельные голоса сумасшедших слышны, словно сумасшедших этих большинство среди нас. Но страшно не это, а то, что другие, средние люди, вовлекаются в это. Нет у них больше той самой народной мудрости, которая миллиардами песчинок разбросана по всем душам с российским паспортом. Мудрости, которая позволяет нам, не смотря ни на что, выживать тут и даже иногда развиваться в целом как страна.
Почему-то стали травить училок. Помните, молодая преподавательница, моржиха вроде, закалялась. Выложила в соцсети свою фотографию в купальнике – уволена! Как, за что? – Какая-то мамаша увидела фото, переслала директрисе, подняла скандал. За что, мать?..
Теперь вот проводница это несчастная, которая выкинула кота. Иные трезвые вопиют к толпе: "Люди, очнитесь! Доколе желать расправы над Маленьким Человеком, задавленным инструкциями, проверками и штрафами! Зачем призывать к убийству человека, опомнитесь!" Но нет. Все уже возбудились, и МВД возбудилось, и хранитель нравственности Бастрыкин возбудился, и все в возбуждённом состоянии пребывать желают и далее. Бегают по рунету, пишут свои фрейдистские самодоносы, начиная с таких слов: "Я, может быть, и против убийства проводницы, но там был кот..."
Вот рассказ изнутри, от винтика той системы, которая более-менее успешно возит нас по железным дорогам уже второе столетие. Я видел несколько подобных свидетельств от неназванных сотрудников именно РЖД, но также много свидетельств от сотрудников других крупных контор: банков, авиалиний, операторов связи.
Надо ли объяснять, что многие работают в чудовищно забюрократизированных структурах? Даже если вы никогда не работали в подобных халабудах, то хотя бы оформляли что-то, тот же поход в поликлинику: вы подписываете кучу бумаг, согласие на это, согласие на это, информированное согласие. Простой работник завален регламентами, часто противоречащими друг другу, и работает в стрессе, под дамокловым мечом штрафов-выговоров-увольнений.
Чуть случается какой скандал, чуть какая-то группка сумасшедших поднимет вой и не дай бог подключит прикормленного журналиста или депутата, – всё! Огромная махина, корпорация, банк или федеральное министерство мгновенно расправляются со своим сотрудником! Хотя, казалось бы, хотя бы ради корпоративной солидарности можно было бы расправиться с депутатом, журналистом или группкой сумасшедших...
Маленький Человек не только замордован работой в этой самой корпорации, но он всегда будет виноват, если корпорация просто попадёт в новости. У нас ведь как: у нас ровно совсем наоборот, чем на бездуховном Западе. Если американская поговорка гласит, что "годится любое упоминание, кроме некролога", но у нас любая "пресса" – это скандал, разборки, грозный начальственный окрик. Кары. Обязательно должна быть кара, даже если сотрудник кристально чист.
Это начальственное безумие было всегда у нас. Но вот именно что теперь толщи народные начали радостно подключаться к этому. Вчера Киркоров, сегодня проводница. А завтра ты, Васенька, да, ты! Вот воронок "Хлеб", пожалуйте-с. Это не то чтобы власть злая, это же народ просит! Ради народа напринимали всех этих законов, что за чьи-то чуйства можно на двушечку, а если про армию – то лет на 15! Вот он, народ, просит расправы! Просит! Что ж поделаешь супротив народа...
Был бы сейчас у нас Иисус, наверное, заплакал бы.
|
</> |