Маленькая загадка "Наварина"
stvolar — 23.11.2025
Сегодня в рамках «мелко-юбилейной» 1200-й заметки в данном ЖЖ
поговорим об одной небольшой загадке, связанной с эскадренным
броненосцем «Наварин». Помнится, где-то когда-то в сети ее уже
разбирали – но, думаю, не грех и повторить.Дело в том, что две наиболее известные работы по нему – «Броненосец «Наварин» В.В.Арбузова (Санкт-Петербург, 1998 год) и «Эскадренные броненосцы «Гангут» и «Наварин» М.А.Богданова и А.А.Гармашева (Санкт-Петербург, 2007 год) – содержат совершенно различные данные о длине данного корабля:


Не вносит полной ясности в этот вопрос и «Судовой список» 1904 года:

Так, если верить его данным, то при длине по ватерлинии в 347 футов 6 дюймов (105,918 м) наибольшая длина корабля составляла 368 футов 4 дюйма (112,268 м).
Разница между этими цифрами – 6,35 м. И это – недостоверно много. Даже самые «носатые» русские боевые корабли той поры вроде указанного в вышеприведенной выдержке из «Судового списка» «Императора Николая I» имели разницу между длиной по ватерлинии и наибольшей длиной около 4 м. Условной «нормой» же считалась разница от 6 до 10 футов (1,83-3,05 м). Но на чертежах «Наварина» не наблюдается значительного выступания тарана, которое могло бы обусловить более чем 6-метровую разницу между двумя заявленными значениями.
Поэтому максимально пристальному изучению был подвергнут имевшийся в работе М.А.Богданова и А.А.Гармашева чертеж продольного разреза «Наварина» (точнее, его первоначально утвержденного к постройке варианта еще с двумя мачтами).

По итогам этого изучения были сделаны следующие выводы:
- во-первых, В.В.Арбузов, указывая длину шпации в 1,2 м в целом для броненосца, был не совсем прав – такой размер (а скорее все же 4 фута или 1,2192 м) был только в центральной части корабля на протяжении от 19-го до 76-го шпангоутов, а в оконечностях длина шпации составляла 3 фута или 0,9144 м;
- во-вторых, при такой длине шпации и на основе соответствующих замеров была подтверждена указанная в «Судовом списке» 1904 года наибольшая длина «Наварина» в 368 футов и 4 дюйма (112,268 м). А указанные В.В.Арбузовым 107 м наибольшей длины – явно недостоверный параметр;
- в-третьих, опять же на основе замеров было установлено, что значение в 347 футов 6 дюймов (105,918 м) соответствует длине корабля между перпендикулярами – и в этом В.В.Арбузов, указывая округленные 105,9 м, фактически был прав. Значение же в 103,02 м, указанное М.А.Богдановым и А.А.Гармашевым и соответствующее 338 футам, вероятнее всего, относится к одной из «промежуточных» версий будущего «Наварина» – с проектным водоизмещением в 9200 или 9430 тонн;
- в-четвертых, судя по все тем же замерам, длина по ватерлинии у «Наварина» составляла около 356 футов и 6 дюймов (108,6612 м). При таком значении этого параметра разница между длиной по ватерлинии и наибольшей длиной получается уже куда более реалистичной – 11 футов 10 дюймов (3,6058 м).
Такие вот измерительные дела, коллеги.
С уважением. Стволяр.
|
|
</> |
Как выбрать обувь Терволина
Пять минут в электросамолёте
"Камаро" обнаружился на том же месте, что и весной ...
18 ноября. Пусан. Южная Корея
Еврокомиссия запретила россиянам получать шенгенские мультивизы
Музыка октября
Трамп милостив... когда выгодно
Остатки сладки
7 смертных грехов популярной психологии. 2.

