Маккарти Продакшнс представляет: «Вторжение в США» (1952)


Истеричная пропаганда времен маккартизма, которая запугивала зрителя ужасами коммунистического режима, разумеется, не могла не затронуть угрозу захвата им Америки. Обычно это показывалось в виде фантастической фантасмагории, примером чего являются короткометражки «Лицом к лицу с коммунизмом» и «Красный кошмар». Но главная слава в этой теме должна принадлежать, бесспорно, выдающемуся шедевру под названием «Invasion USA». Этот масштабный военный боевик демонстрирует нам широко развернутое полотно ядерной войны между США и миром коммунизма, показывая, что угрожает американцам в случае недостаточного рвения с их стороны.
И да, фильм действительно по какой-то причине писал название без предлога.

Начинается все в неком баре в Нью-Йорке, в котором посетители пьют коктейли и смотрят настенный ЖК-телевизор — которые, как вы знаете, в начале 50-х в Америке были совершенно обычным делом.

Данная модель называется «Адмирал

Назван телевизор, как нетрудно догадаться, в честь одноименной компании, крупнейшего производителя теле- и радиооборудования того времени. Забавно, но предсказание сбылось. Фирма до сих существует как производитель бытовой техники и совместно с тайваньской компанией AOC International производит ЖК- и HD-телевизоры.
Диктор на экране говорит, что Вашингтон опровергает появление вражеских самолетов на Аляске, потом переходит к бунтам коммунистов в Италии, но тут бармен по просьбе телезрителей глушит ящик. Тут как раз заходит местный телеведущий, который сам, не полагаясь на всяких журналистов, проводит соцопрос — как собравшиеся относятся к всеобщему призыву в армию и на производство в случае войны?

Познакомимся заодно поближе с нашими героями. Это Скотопромышленник в ковбойской шляпе, владелец тракторного завода Джордж, сексапильная блондинка Карла, типичный Конгрессмен и Бармен. Все собравшиеся отвечают в том духе, что они, конечно, патриоты, но своя рубашка ближе к телу. Налоги, дескать, растут, растут цены, деньги уходят на поддержку союзников и так далее. Знакомые жалобы... Тракторист, например, отказался делать на своем заводе танки, чтобы не потерять свои кровно нажитые трудовые доллары. На угрозы конфискации важно ответил: «Мы никогда не поддержим полицейское государство! Так и передайте своим в Вашингтоне!»

И вот доходит очередь до пьющего виски мрачного человека по фамилии Оман (которого у нас по-дурацки перевели как Охман, потеряв намек на Омена). Он отвечает крайне двусмысленными речами — мол, все хотят всего хорошего для себя, но чтобы для этого работал кто-то другой. Не успевают собеседники отсмеяться, как Оман вдруг делает лицо религиозного проповедника, поднимает свой бокал и с загадочным видом вертит его

Очнувшись, все резко обращаются к телеэкрану. А там — чрезвычайные новости! Над Аляской замечено 500 вражеских самолетов. Сегодня, в шесть часов, без объявления войны... Страна подверглась нападению! Все военные срочно вызываются в военкоматы!
Действие переходит на Аляску. Тамошние военные в ужасе смотрят на полчища самолетов, но не знают, как реагировать — ведь отлично видно, что самолеты американские, только отзеркаленные при монтаже.

Именно из таких документальных кадров, натыренных откуда только можно, в основном из хроники времен Второй мировой, более чем наполовину состоит весь фильм.



Итак, страна подверглась нападению варваров с Востока на тысячах

Но не успевает она договорить, как ее тут же расстреливает вражеский desantnik с PPSH.

Пока в хронике грузят бомбы для дальнейших атак на Америку, в какой-то непонятно где находящийся пункт заходит вражеское командование.

Интересно, что несмотря на полномасштабное вторжение, показанное в фильме, нам не скажут, какое именно государство напало на Америку. Это однозначно коммуняки, но на Советскую армию они совершенно непохожи. Ладно там, американское оружие, техника и форма — это как бы маскировка. Более того, в хронике мелькают Яки, Миги, Ту-4 (впрочем, американских самолетов тут больше, и есть даже японские). Но почему-то солдаты говорят даже друг с другом на ломаном английском с каким-то странным акцентом. Высшие командиры тут выглядят как офицеры вермахта в перешитых мундирах, а главного среди них вообще называют «Ваше Превосходительство». Такое впечатление, что на Америку напал альтернативный Коммунистический Германский Рейх. А значит, перед нами предшественник не только Красного рассвета и Ред Алерта, но и игры Turning Point.

В Вашингтоне на все это только топчутся и морщат лоб, задавая с серьезным видом вопрос — чего добивается противник? Как будто и так непонятно... Больше всего американцы боятся сброса атомной бомбы на них — конечно, это ж вам не Японию бомбить. Но худшие ожидания капиталистов сбываются! На Аляску летит вражеский самолет с тремя летчиками в шлемах.

Ну, не совсем.

Эти летчики собираются скинуть атомную бомбу на США. За сброс ответственен товарищ, который смотрит на цель через какой-то аппарат, потом нажимает какую-то кнопку и только тогда командует открыть люки! Потом русские еще много будут бомбить Америку атомными бомбами, которые, как отлично видно в кадре, совершенно обычные авиационные — видимо, здесь коммунисты придумали атомные мини-бомбы, атомные гранаты и атомные патроны.

И вот именно так вражеские пилоты уничтожают два аэродрома одним и тем же взрывом!

А вы думали, допэффектов для видео тогда не было? Были! Как и ЖК-телевизоры!
Все это время наши герои, из тех, кто не ушел, сидят в баре и смотрят телевизор. Ведущий сообщает, что на США сброшено три атомных бомбы, аналогичных сброшенным на Нагасаки. И тогда Вашингтон грозно заявляет, что он наносит ответный удар! Он обрушит бомбы на вражеские земли, он ответит ударом на удар и уничтожит давнюю угрозу свободе и демократии во всем мире!!1

После умопомрачительно криворукого монтажа хроники, который показывает воздушный бой с уничтожением самолета врага, продолжаются разговоры в баре. Вернувшийся Телеведущий, даже не утруждая себя показом печали на лице, говорит, что потеряна часть штата Вашингтон, на американские города обрушены сотни бомб, на американскую территорию высажены вражеские паратюшисты. Слова подтверждает срочный видеорепортаж по телевизору, снятый на

Ну, почти.

Который комично кривляется под пулями и прыгает через трупы как кордебалет. Но коммуняк слишком много, одним пулеметом их не остановить! Парашютный десант захватывает Америку!


Сигнал зловеще прерывается... Герои понимают, что пора уже вставать и идти куда-то из бара. Скотопромышленник бросается домой в Аризону, Тракторист вмесе с ним к себе на завод, а Телеведущий и Блондинка Карла... влюбляются друг в друга! Да, даже в эту пропаганду всунута тупая мелодраматическая линия, которая проходит через весь фильм, несмотря на то, что мы ничего не знаем о героях, да и сами они плоские как телевизор «Адмирал»!
Я даже больше скажу, в фильме одна из самых тупых сцен любви в истории человечества. Ведущий и Карла томно пялятся друг другу в глаза как пьяные. Тут сзади вбегает какой-то совершенно нам незнакомый мужик и громко орет: «Extra! Extra! «America Invaded», read all about it!» В ответ — ноль внимания; пара продолжает пялиться друг на друга как под гипнозом. Мужик смотрит на них, оборачивается и... уходит.
После долгой сцены, в которой Тракторист и Скотопромышленник пытаются взять билеты в аэропорту, они отправляются в Сан-Франциско на такси. Они не знают, что коммуняки как раз собрались его бомбить... Из

Твое лицо, когда ты слышишь о бомбардировке Калифорнии.
Далее разыгрывается феерия халтуры — с помощью монтажа показано, как гаубицы стреляют куда-то по нашему атомному самолету (!), наши герои слышат взрывы и недоуменно смотрят в крышу, после чего говорят таксисту: «Остановите здесь у тротуара». Под дождем из бомб они забегают в офис к Трактористу и с легким беспокойством смотрят в окно. Сан-Франциско будет уничтожен! — авторитетно заявляет таксист. Так что герои логично начинают... собирать сигары со стола. Огоньку не найдется? — спрашивает таксист. И именно в эту секунду огоньку присылают коммуняки.

Нет. Здание только потряхивает.

Таксист вместо того, чтобы возглавить партизанское сопротивление, как его коллега в Turning Point, предлагает спрятаться — и троица убегает в подвал. Им повезло — коммуняки не бросали на город ядерные бомбы. Обо всем этом говорит ведущий по телевизору, который смотрят Ведущий и Карла.

Реакция? «Еще кофе?» «Плиз» (???) «Забавно. Конец света, а я даже забыл об этом» «Со мной тоже так бывает. Я рада, что встретила тебя» «Я люблю тебя» «Я тоже люблю тебя!» (чмок-чмок-чмок!)
Но радоваться и целоваться рано, ведь после бомбардировок коммунисты нападают на Сан-Франциско! Тракторист в ужасе и панике и считает, что теперь необходимо немедленно перейти на выпуск танков. Но тут протестует какой-то маленький толстый шкодник, который возмущенно начинает читать коммунистическую пропаганду и требует прекратить выпуск милитаристической продукции в условиях загнивающего капитализма. Пораженные сотрудники Тракториста понимают — Чужие среди нас! — и бьют коммуниста по хлебалу!

Но уже поздно! Вторгаются коммунисты, которые берут всех в плен и убивают местного военного.

Шкодник тут же обретает спокойствие и уверенность, курит трофейные сигары и объявляет о переходе завода в общенародную собственность. И теперь он точно будет делать танки с большими red zvezdа и серпами-молотками! Но один из сотрудников не рад такой перспективе! Он пытается выхватить у конвоира PPSH, и всех пленных, разумеется, karaюt на месте! У вас нет выбора, вы должны перейти на нашу сторону! — важно говорит шкодник Трактористу. Выбор есть всегда! — гордо заявляет тот, расшвыривает коммуняк, бросается в дверь и... конечно, героически гибнет от пули вражеского коммунячьего PPSH. PPSH — главное расстрельное оружие коммуняк до изобретения Kalashnikoff. Неудивительно, что он тут у каждого третьего солдата, хотя отлично видно, что это единственный ППШ на весь фильм. Америка будет russkoй!!!

Наш бар так полюбился героям, что Карла продолжает там зависать и смотреть репортажи своего любовника. А они неутешительны — враг оказался силен и мощен! Он захватил ряд городов и весь Окленд. Но зато на стороне США выступили Англия и Франция. На каждый атомный удар Америка ответит тремя! Она ответит беспощадной и жестокой агрессией и перенесет войну на территорию врага! Слова подтверждаются еще одним длиннейшим куском монтажа кадров из хроники, где все летит, стреляет, взрывается и вертится. Впечатлившись этой каруселью, Карла вступает в Красный крест и собирает пожертвованную американцами кровь

А тем временем наш Скотопромышленник мчит в Аризону на том же самом такси, водитель которого скорее удавится, чем потеряет клиента даже в разгар конца света. Но тут наступает этакая версия катастрофы «2012» 1952 года выпуска: коммуняки бомбят какую-то плотину, ее прорывает и все заливает вода, которая грозит уничтожить семью Скотопромышленника! Герои из-за этого впервые пытаются что-то показать на лице, из-за чего кривляются как в цирке.

Они подлетают к семье Скотопромышленника, которая чисто случайно вышла втроем на дорогу его встречать, спешно сажают ее в салон и мчат от воды на авто, как в той рекламе Шкоды... или что там было?.. Но увы, реклама вас обманывала — судя по проплывающим вещам, наши герои бесславно погибли в пучине стихии...
А Америка, несмотря на громкие обещания перенести войну, ответить ударом и так далее — позорно продолжает терпеть поражения. Ядерной торпедой уничтожен безымянный американский крейсер, американские нефтянники в панике жгут скважины, армия отступает с потерями!.. Но наши герои верят в американское

Спасти его некому, ведь Человек-паук еще не придуман. Поэтому Карла и Телеведущий слышат самолеты в небе. «Думаешь, они будут бомбить Нью-Йорк?» — спрашивает Карла, поменяв за два кадра расположение рук. «Не знаю, все возможно. Главное не паниковать» — отвечает Телеведущий. Видимо, поэтому он не показал за весь фильм ни одной эмоции, похожей на страх. И вообще ни одной эмоций. Главное что мы вместе! — воркуют плоско-картонные голубки и целуются.
Но тут на город налетает эскадрилья и сбрасывает бомбы на пафосные городские виды. Следует единственный нормальный спецэффект фильма — бомбы рушат деревянные макеты домов вокруг и заваливают камнями нашу парочку и выбежавшего посмотреть на бомбежку Бармена.

Бармен гибнет. Карла и Ведущий же выживают под обломками. Ибо сильней, чем смерть, любовь! И они плачут в объятиях друг друга. Нью-Йорку же пришлось хуже всех: он разрушен и превращен в руины.


Кадры уничтоженного Нью-Йорка любезно предоставлены британским документальным фильмом о бомбежках Лондона «Fires were started» (1943)
Сотни убитых, тысячи раненых, радиационное заражение! В Америке воцаряется натуральный Фоллаут, но это совсем не весело! Наступает самый критический день — коммуняки решают идти на Вашингтон, захватив его с помощью инфильтрированных групп, переодетых под американскую армию!

Именно они коварно нападают на аж двух часовых, которые тщательно сторожат задники с Белым домом. Правда, коммунистические шпионы прокалываются, спросив: «Вы из полиции? Играли в бейсбол?» — и охрана, сообразив, что американец не может сомневаться, что кто-то в Америке не играл в бейсбол — стреляет. Но коммунисты застреливают охранников из нквдшного нагана и бросаются на Белый дом.

Итс импоссибл! Они уже здесь! — в панике кричат конгрессмены, включая Конгрессмена из нашего бара, и в ужасе разбегаются. Но их, точь-в-точь как в сериале «Amerika», поголовно расстреливает спецотряд коммунистов!

Свершается вековечная мечта России! Коммунисты победоносной поступью входят в Нью-Йорк! Наш Ведущий говорит по телевизору, что они уже здесь! Я вижу, как все жители города идут в партизаны, бросают зажигательные бутылки на танки, я вижу, как полиция борется с врагом... — говорит он.

Да, он все это видит, а зрители нет, потому что у фильма мало денег, чтоб это показать... Но тут репортаж прерывается — и слушавшая его у себя дома Карла в ужасе вскрикивает. Все кончено! Красный зверь победил! Микрофон берет мордастый bolshevik, который обещает устроить полный коммунизм:

«Народное правительство Соединенных Штатов заберет эту землю у буржуазии и спекулянтов. И мы все раздадим поровну тем, кто угнетался в течение многих лет. Народное правительство принесет нью-йоркцам новую свободу, свободу, основанную на порядке, основанную на преданности лидерам партии, нашей партии, которая с победным шагом пройдет по всему земному шару и принесет свободу всему населению Земли!» (с)

Карла рыдает, но тут совершенно неожиданно к ней под конвоем приводят Ведущего, потому что сценаристу лень было придумать, как герои сходятся в конце. Ведущий говорит, что любит свою блондинку, а коммуняки только нагло пьют
И тут все внезапно возвращается в начало фильма, где герои продолжают пялиться на бокал, но вскоре приходят в себя. Входит Оман, платит за бренди и все объясняет. Оказывается, это был гипноз, который послужит американцам маленьким уроком. Завтра начинается сегодня! — говорит Оман. Кто контролирует прошлое, контролирует будущее... Ой, я хотел сказать — Если хотите изменить будущее, измените настоящее! Измените себя! И все герои, которым странным образом чудилось одно и то же, расходятся работать на Америку-матушку. И только Ведущий и Карла продолжают любить друг друга и уходят

Ну, а фильм заканчивается пафосной цитатой из Вашингтона о том, что кто хочет мира, готовится к войне. Конец.

Немножко о создании картины. Это вторая и, видимо, последняя картина компании American Pictures Corporation (первая, «Captive Women», рассказывала о битве первобытных амазонок в разрушенном ядерными бомбами Нью-Йорке). Она изначально позиционировала себя этаким Азайлумом 50-х и планировала выпускать по пять фильмов в год из резерва в 3,5 млн. долларов и при поддержке Гражданской обороны США. Видимо, по этой причине в фильме много оружия и формы, но даже не упоминается о радиации от атомных бомб; ведь именно Федеральное управление гражданской обороны США не знало (или делало вид, что не знало) об их эффекте. Доказательством тому является выпущенный им в 1951 г. агитфильм «Наши города должны сражаться» (Our Cities Must Fight), который призывал в случае атомной войны ни в коем случае не покидать своих городов, а оставаться на трудовом посту. Приятным бархатным баритоном герой фильма, редактор газеты, повествует о том, что в ударной волне и радиации нет ничего особо неопреодолимого. Ему вторит собеседник, который напирает на то, что на покинувших город будет до конца жизни лежать груз вины за действия, сопоставимые с изменой. Доброе-доброе американское правительство... Тот же самый мотив прослеживается в других фильмах, в частности, легендарном «Пригнись и накройся», где детей убеждали, что в случае атомной войны достаточно быстро лечь под парту. Я уж не говорю о знаменитых атомных взрывах в Неваде, на которые зеваки в 50-е приезжали смотреть как на фейерверк.

Сценарий же фильма был основан на рассказе Роберта Смита и Франца Спенсера (к слову, последний был австрийским евреем, бежавшим в Америку от нацистов), который доработал режиссер Альфред Э. Грин, режиссер с 1917 года. В фильм удалось взять нескольких звезд — Джеральд Мор, Пегги Кастл и Дан О'Хёрли. Удивительно поэтому, как при таком более-менее качественном составе создателей можно было сделать настолько плохой фильм. Но что еще смешнее, благодаря рекламе за счет красоток и атомной войны, он окупился в прокате. И еще как! При бюджете в 127 тысяч долларов он собрал 1,2 миллиона!!! В итоге он даже был повторно выпущен в 1956 г., а в 60-е даже одно время показывался на телевидении.
Итог? Это — один из самых дубовых и убогих примеров воинствующей милитаристской пропаганды, который только можно себе представить. Примитивный пропагандистский сюжет с притянутой за уши любовной линией даже по меркам 50-х выделяется ходульностью и плоскостью, слепление хроники выдает ультрадешевизну даже в монтаже, а игра актеров настолько ужасна, что заставляет только смеяться. Я не удивился бы, если бы режиссером фильма был Эд Вуд. На IMDB фильм имеет заслуженные 2.6 балла. Но в то же время это первый фильм о захвате Америки коммуняками и — явно или нет — он предвосхитил многие шаблоны жанра, такие как зловещий десант на парашютах, нападение на Аляску, воздушные бои, расстрелы мирного населения, групповые изнасилования и грабежи, крики «Они уже здесь!», расстрелы Конгресса и многое, многое другое... За это он, безусловно, достоин войти в анналы истории наравне с «Красным рассветом», «Третьей мировой войной», «Amerika», «Red Alert» и «World in Conflict».
|
</> |