Маккарти Продакшнс представляет: «Лицом к лицу с коммунизмом» (1951) / «Красный

Из военного обзора итогов показа фильма «Лицом к лицу с коммунизмом».
Фильм «Face to Face With Communism» 1951 года (оригинальное название «Why Be Informed») настолько малоизвестен, что даже у себя на родине отмечается в лучших случаях в исследованиях и справочниках по истории антикоммунистической пропаганды 50-х. Причина проста — это был короткометражный фильм на 26 минут, созданный Отделом информации и образования вооруженных сил США. К счастью, он не был забыт — совсем недавно ему посвятили определенное исследовательское внимание и даже извлекли из недр киноархивов, благодаря чему он попал на ютуб в неплохом качестве и даже с субтитрами. Чем же уникален этот фильм? А тем, что запугивали коммунистами зрителей тогда многие фильмы — но именно он первым показал Америку, где уже победили коммунисты. Насколько же страшен оказался новый красный порядок в глазах военной пропаганды США?

Эта история произошла с обычным американским сержантом Джимом Конвэем — начинает фильм. Но такое могло быть с любым из вас!!!

Итак, наш герой — простой сержант Джим, который прибыл на три дня в увольнительную в обычный провинциальный городок. Он хочет просто отдохнуть и потому не читает газет и не слушает радио. И зря — в ужастиках обычно с этого все и начинается! Джим в итоге не знает, что коммунисты берут весь город под кантрол!

На следующее утро Джим просыпается от звуков оркестра, который играет что-то американское. Однако в окно он с удивлением видит коммунистический митинг.

Обратите внимание на пулемет, направленный прямо в толпу — думаете, это просто так? Как же...
Казалось бы — эка невидаль, митинг коммунистов и красноармейцев в оккупированной Германии, где служит Джим? Да, при просмотре складывается впечатление, что он служит именно там.
Но на самом деле действие происходит в самом обычном американском городке. Поэтому возмущенный Джим одевается и идет качать права к администратору. Однако их препирательства неожиданно прерывает вошедший kommunist.

Коммунист спокойно забирает у администратора письма и уходит

Только тут до Джима начинает доходить, что что-то в этом простом американском городе 50-х не так... Что-то неправильно. Но он выяснит, в чем правда! Не будь он Стив из Харвестера... Тьфу ты, Джим из тупой агитационной дешевки американской пропаганды!
И он идет на митинг, где читает речь некий Товарищ Комиссар.

Товарищ комиссар объявляет о национализации частных заведений и о введении жестоких наказаний за антигосударственные преступления.

А также о том, что город входит в Коммунистический Интернационал! Да, когда-то туда принимали партиями, а нынче принимают целыми городами! Скоро и до республик дойдет!

Комиссар расхваливает новое Американское Народное Государство, как тут теперь называются США — People's State of America. Как нетрудно догадаться по названию и одной звезде на знамени — теперь в Америке нет штатов и она, скорее всего, унитарное образование. Ведь именно таким и был Советский Союз, правда же? Комиссар в своей длинной речи обещает собравшимся благосостояние, невиданное при капитализме. Им меня не обмануть! — гордо решает Джим и совершает совершенно логичный поступок — отлично видя, что коммунисты действуют в городе безнаказанно, он... идет в полицию. Это вершина его интеллектуальных способностей в данной ситуации. Задорнов аплодирует.
Разумеется, в участке Джим видит, как коммуняки, нацепив богопротивные пятиконечные звезды, арестовывают начальника полиции, который не хотел сдать пост. К счастью, Джима никто не заметил, даром, что он прятался аккурат за самой дверью. Везет же... хм-хм... некоторым.

Не придумав ничего умнее, он возвращается на митинг, где продолжает речь комиссар. Его охраняют отъевшиеся на колхозных харчах и вооруженные с головы до ног большевики, которые картинно отталкивают детей, пытающихся подойти поближе к трибуне — пока Вождь продолжает расхваливать Народное Государство.


Нашего героя настигает ужас. Дороги блокированы, газеты оккупированы, банки национализированы! Что дальше? Коммунисты закроют Макдональдс и заставят есть свой красно-коммунистический borstch?! Но тут жизнь решает за него! Через жиденькое оцепление героически прорывается оглашенная дама, которая бросает в лицо Комиссару обвинения во лжи и обмане, в том, что им негде работать, нечего есть и негде жить. Они не верят в коммунистические байки о всеобщей занятости, бесплатном образовании и государственном жилье! Они американцы и потому верят только в свободу личности!.

Какая экспрессия, какой слог! Уверен, эту героиню зовут Валерия... Странно, что у нее очков нету...
К нарушительнице порядка подходят два коммунистических штурмовика, вооруженных последним средством коммунистической тирании — резиновыми дубинками. Увидев это, Джим понимает — надо бороться! Он бросается наперерез и в очень неубедительной драке опрокидывает двух служителей режима. В схватке с пьедестала спадает красное знамя, и обнажается то, что так упорно скрывали коммуняки —

В себя он приходит в полицейском участке. Его тащат сразу в суд — где коммуняки уже ссылают в рабочие концлагеря саботажников и нарушителей закона, смеющих заниматься частной трудовой деятельностью. Американское ОБХСС не любит проволочек!

Джим не намерен признавать свою вину, и тогда судья влепляет ему статью за измену родине. Наш герой, разумеется, в ужасе! Он протестует, кричит, обзывает всех вокруг зомби и даже намекает на какие-то юбки и прочий бабский гардероб... Но вам не сломить нас всех! — уверенно вангует он.

Почувствовав в Джиме достойную добычу, судья предлагает ему перейти на их сторону, чтобы самому убедиться в преимуществах коммунизма. И видно, что он не обманывает, а действительно хочет убедить человека... Но гордый, как хвост павлина, Джим некрасиво ему хамит. Смертная казнь! — с изменившимся лицом говорит судья. Звучит
Ночью наш герой размышляет о последних часах жизни, пока не замечает, что дверь в камеру забыли запереть. После колебаний он проходит пустой участок и удирает с расстрела домой. После долгой беготни по черному экрану и крупных планов на его ноги и руки, что подчеркивает панику и напряжение героя, Джим понимает, что город безлюден и в нем нет ни одного человека. Я уже ждал развязку в духе «Фантомов» или что из-за угла выйдет Стив из Харвестера и скажет, что он в симуляторе 50-х... Но нет, Джим просто, побегав и пострадав
Ну, а на следующее утро он встает и видит, что все вернулось на круги своя — и он по-прежнему в обычной Америке 50-х, где все нормально. Ничего не понимая, Джим выписывается из отеля и идет в форме по улице. Все по-прежнему нормально — вокруг ездят автомобили, ходят люди, по-будничному щеголяет жизнь... И вдруг он видит сапожника и понимает — ЭТО ТОТ САМЫЙ СУДЬЯ!!!

Улыбка тролля детектед
Судья даже отпираться не стал и сказал — да, это я. Но как, Бэрримор?!! — возопил наш герой. И тут судья раскрывает всю тайну... Ну или не всю... Точнее он говорит — вчера, когда мы дискутировали, многие говорили — у нас это невозможно. Но некоторые так не думали. И я решил наглядно показать, что ждет всех нас в случае победы кровавых коммуняк. Ядерный холокост был бы лучше. Короче, это было нечто вроде скрытой постановки, организованной какими-то неназванными силами. Джим проникается идеей того, что столько пострадал из-за поганой идейки какого-то вонючего сапожника и активистов на службе пропагандистского отдела Юнайтейд Арми Форсез и после милого разговора с ним едет на поезде вдаль, умильно глядя в окно — ведь у этого фильма, как и у всех американских ужастиков, счастливый конец!
Что сказать? Понятно, что фильм глуп, дешев и несуразен. Но все же это выглядит получше «Вторжения в США» за счет хотя бы небольшой проработки локации (одно только знамя — пример того, как деталью показать целый сеттинг) и неплохой идеи, сочетающей камерность постановки с широтой замысла. Жаль, что воплощение оказалось так себе, на уровне проходной серии Сумеречной зоны, да еще и с откровенно жалким финалом. Лучше бы оставили напряженную неопределенность, оставляющую в раздумьях и тревоге...
Но на этом история не закончилась, товаристч! Спустя несколько лет вышел еще более дешевый, но куда более известный фильм с той же идеей и, по сути, на основе того же сценария. Он был снят в 1957 году компанией Warner Brothers по заказу Министерства обороны для агитации в армии и носил название «Свобода и ты» (Freedom and You). В 1962 г. телекомпанией Warner Brothers он был показан на телевидении в антологии «GE True» Джека Уэбба под названием «Красный кошмар», а также демонстрировался в школах, из чего видно, какое ему придавалось значение. Именно под этим названием он в основном и знаменит. Уже в 1985 г. фильм был выпущен на видео Rhino Video под названием «Коммуняки идут» (The Commies Are Coming, the Commies Are Coming). Как же он показывает советскую оккупацию?
Обычный американский город 50-х. Лимузины, машины, особняки, кафе, колючая проволока, красноармейцы с ППШ... Стоп, что?

На блокпосту гражданин в штатском хвалит по-русски американские сигареты. Часовой обрывает его:
— Говори по-английски, товарищ! Это одна из немногих свобод, которых ты еще лишен в этом американском городе.
— Американцы! У них слишком много свобод, — мрачно говорит товарисштч.
— Ты должен еще кое о чем подумать, товаришч — когда-нибудь нашей миссией будет уничтожение этих буржуазных капиталистических свобод, — довольно говорит krasnoarmeets.

Ведущий в исполнении популярного актера и телеведущего Джека Уэбба смотрит в экран и, обращаясь к зрителям, говорит — мол, вот до чего коммунисты державу довели.

На самом деле ведущий признается, что схитрил. Это не американский город, а искусная подделка под него «в широких

Да, а вы думали, откуда этот штамп пошел, отраженный в «Экспертах», «Секретном оружии» и прочем? Да, вот оттуда!
После этого ведущий знакомит нас с Джерри. Это самый типичный среднестатистический американец. Как и все американцы, он живет в пригороде в богатом двухэтажном доме с семьей из жены и двоих детей и работает

Вечером на ужине дочь Джерри торжественно объявляет о желании пожениться со своим boyfriend Биллом. Отец на это говорит двум здоровым лбам, что они еще молоды жениться, и Билл, скупо уронив: «Тогда мне пора», удаляется. В общем, обычный день обычного американца. Джерри удаляется ко сну. И тогда ведущий с мерзкими глазенками предлагает устроить ничего не подозревающему американскому гражданину ночь ужасов, перед которой побледнеют все ужастики Стивена Кинга — перенести его в тот самый секретный советский городок!

Далее — один в один плагиат «Лицом к лицу с коммунизмом»: Джерри, без каких бы то ни было объяснений оказавшийся в кафе-мороженое, бросается к телефону, но там у него требуют разрешения на звонок. Внезапно раздается вой сирены. Что это? Учения по гражданской обороне, которые, разумеется, были только в тоталитарном аду, а не демократической Америке? NIET! Это на своем правительственном кортеже — джипе-виллисе под охраной двух солдат — подъезжает мэр города, которого здесь наверняка зовут komissar.

Ин Совьет Раша кортеж первых лиц максимально прост и демократичен!
Выступающий комиссар объявляет, что город-герой успешно прошел первую фазу переживания ужасов капитализма и теперь он должен перейти ко второй фазе — тренировки установления в Америке диктатуры пролетариата для совершения в стране социалистической революции!

Джерри видит все это, видит, как все друг друга называют «товарищ» — и понимает, что попал в какой-то странный мир. Он бежит домой, к семье. И да, в этом точно воссозданном американском городе у него, как ни странно, есть та же самая семья.

Жена ведет себя невозмутимо, как будто все нормально, и советует Джерри выступить завтра на родительском собрании. Ну, все нормально — явно думает Джерри. На тему о новом коммунистическом лидерстве
Не успевает Джерри обалдеть, как вторгается Партия — в виде некоего лба Мартина в форме майора и двух красноармейцев.

На самом деле это не партия. Товаристч. Мартин объявляет, что они комсомольцы, и пришли за его дочерью, которая вступила в ВЛКСМ и теперь отправляется в колхоз. Товаристч. Дочь подтверждает это — Партия сама рекомендовала ей этот способ работы на свежем воздухе, чтобы избавиться от буржуазных язв капитализма!

Вступай в комсомол — вырази протест против буржуазных идеалов родителей!
После этого Джерри оказывается на своем родном заводе, где делает на станках запчасти. Да, а вы сомневались, что в Америке у каждого рабочего богатый двухэтажный дом? Зря, зря... Там он видит, что коммунисты ввели такое страшное коммунистическое изобретение как норма выработки. И выполнить ее надо любой ценой, несмотря на то, что станок сломан. Изгибы коммунистической логики — наказывают за медленную работу там, где быстро работать в принципе невозможно. Мда. Меня так из продуктового уволили. И что удивительно, не коммунисты.
А дома Джерри предает оставшаяся семья — поддавшись агитации Партии, дети вступают в пионеры и отправляются жить в государственную школу, в пионерлагерь с каким-нибудь страшным коммунистическим названием типа «Совенок». Где их, как я подозреваю, коммуняки будут заставлять грузить мешками сахар во славу коммунизма, поить водкой «Столичная» и приучать к сексуальному разврату. Но такова мощь коммунистической правды, что после нее всех непреодолимо тянет на природу и к коллективному труду!!!
Нет! — возмущенно выкрикивает жестокий капиталист! — и тащит детей в воскресную школу. Дети в ужасе плачут и кричат перед этими зверствами капитализма, они вырываются из рук безжалостного негодяя... Но Партия уже уничтожила этот рассадник мракобесия и насилия над детьми! В воскресной школе открыт музей

И действительно, внутри Джерри видит остатки церковной роскоши и русские изобретения — самолет, спутник, компьютер, радио и телефон. А вертолета нет, потому что его изобрела Партия Ангсоца в «1984», а русские коммунисты не будут оспаривать приоритет иностранных товаристчей!

Подлый капиталистический элемент не может опровергать авторства или как минимум первых проектов подобных изобретений в России и потому докапывается только до телефона. Джерри в возмущении начинает громить телефоны, как пьяный амиш, и его, конечно, тут же арестовывает патруль. Джерри сразу отправляют на судебный процесс, охраняемый советской милицией в кителях-френчах с немецкими петлицами и обвиняют в подрывной деятельности.


Но в чем я виновен? — удивленно спрашивает Джерри.

Тогда суд говорит: вы сами должны доказать, что невиновны. Невиновен в чем? – удивленно кричит Джерри. В заговоре против кого? И чего? Но его объявляют не признавшим вины и по доносу предательницы-женушки, коллеги Кузнецова, сторожа Маленкова и лейтенанта в погонах майора Мартина приговаривают к смертной казни за неизвестно что. Ведь именно в этом, а не в доказательстве вины, суть Процесса.

Мы рождены, чтоб Кафку сделать былью!
Судья пафосно говорит, что подсудимый не уважает Процесс и самый гуманный суд в мире, а значит, его надо вырезать как раковую опухоль, чтобы инфекция не распространилась.

Джерри сажают на стул — не электрический, потому что в советском блоке даже этого нет, а обычный, с кандалами. И готовятся расстрелять.

Но из милосердия коммунистического правительства ему дается последний шанс на раскаяние и помилование. Но Джерри, как и его предшественник, не собирается раскаиваться. Подобно Йозефу К. он принимает процесс и идет на смерть, заявив, что будущие поколения поймут — за железным занавесом нет свобод, коммунизм это рабство, рабство это несвобода, но Америка все равно рано или поздно сбросит его кандалы. Выстрел как точка в конце речи.
Дым, выпущенный из

В конце по лестнице маршируют военные всех возможных полов армии США, крупный план на герб Министерства обороны, и фильм объявляет, что ему нужен именно ты. Если вы после этого не побежали служить на американский флот, как в Симпсонах, поздравляю, у вас травма мозга — других объяснений того, как вы смогли противостоять этому гипнозу, я не вижу.
Итог. Как и большинство ремейков, фильм оказался куда хуже предшественника. Он точно повторяет его фабулу и даже ворует эпизоды, но только ухитряется пересолить даже такой пропагандистский сюжет. Откровенно нелепые ужасы коммунистического строя выглядят даже более беспомощно, чем в оригинале, но при этом сюжетная нестройность и отсутствие неожиданного финала делает действие еще более скучным и бездарным. Более-менее реалистичный сюжет оригинала заменен совершенно бутафорской игрой в пропаганду. Удивляет абсолютно иррациональный переход всех американцев, кроме главного героя, на сторону коммунистов, что прямо противоречит идее фильма о торжестве американского духа. Довершает дело переходящая любые границы приличия зверская антикоммунистическая нетерпимость, лживость и самовосхваление. Увы, если у «Лицом к лицу с коммунизмом» есть хотя бы некоторые достоинства (яркая идея в духе психологического хоррора, реконструкция американского коммунизма и не такая уж плохая атмосфера тревоги и страха в конце), то «Красный кошмар» — это просто очень топорная пропаганда пополам с ворованными приемами. К сожалению, эпигон куда известнее оригинала.
Ну, а если быть совсем честным, обе ленты просто украли идею у