"Магистраль"- эталон производственной драмы
monetam — 09.07.2024В качестве производственной драмы, а точнее даже – трагедии, так фильм почти идеальный. В нем режиссеру удалось, по моему мнению, найти именно то, что в итоге делает фильм интересным для зрителя , а именно – узнаваемости и сопереживания если не всем героям, то основной части, и привлечь внимание без «запрещенных приемов», то есть без драк и перестрелок, постельных сцен, какого-то густого криминального антуража.
В этом фильме зритель увидел себя – в хорошем, положительном освещении, хоть и не без темных пятен, которые тоже есть, без них на реалистичность покушаться нельзя, но – в хорошем, так скажем, гоголевском стиле, когда все эти недостатки хочется изжить, не махнув на себя при этом рукой.
Тут вам и справедливые, но суровые начальники, достаточные профессионалы в управлении, но тоже не свободных от всяких служебно-жизненных обстоятельств и накладок, каждая из которых вроде мелочь, то, что происходит, и что видим ну каждый день, те компромиссы и примы, которые используем и сами – но которые могут сплестись в такой клубок, который подчас приводит и к трагедии: вот так решение НПЗ выполнить план и обеспечить отгрузку путем давления на ж/д начальство , которое, в свою очередь, тоже видит, что это вполне правильное и законное желание, привело к тому , что создали обстановку для возникновения аварии; в свою очередь на самом низом уровне – диспетчера Бойчука - авария стала почти неизбежной..
Бойчук тут узнаваем тем более, вопросы распределения жизненных благ, типа квартиры или доступа к дефициту обычно и заполняли фантазии и эмоции советского человека той поры, и это конечно же сочеталось вс тем, что человек привык видеть себя «обиженным», в данном случае со стороны нач. отделения Исаевым, который не хочет выделить Бойчуку квартиру поскорее, и довершает перманентный скандал по телефону со стороны жены Бойчука , та допилила муда до того, что тот из за расшатанных нервишек упустил время отреагировать на то, что бы вовремя отодвинуть состав с цистернами с пути, ко которому должен проехать скорый пассажирский поезд. В итоге вот вам, человек фактически стал психическим инвалидом, причем без водки, без участия в боевых действиях или там даже техногенной катастрофы, жена с начальством сделали свое дело ! Ну разве не узнаваемая ли ситуация? При этом считать черными злодеями их нет оснований- Исаев по инструкции распределяет квартиры «по очереди», а жена со своей колокольни видит, что как-то так получается, что все вокруг квартиры получают, а она остается в неудачницах.
Зато куда как симпатично основанное ж/д руководство! Тут нельзя не полюбить ни Уржумова (К.Лавров), ни Желнина (Кузнецов), этаких социалистических технократов, которые держат руку на пульсе железнодорожного порядка, не бояться критики, и стиль работы которых ну практически образцовый ! Когда их видишь -слышишь, то просто уверен. что в итоге то со всеми сложностями они справятся, они не могут в них не разобраться! Верить в такое начальство – и правильно, и можно, и должно.
Совершенно чудесны и узнаваемы персонажи низовых, рабочих и фактически-рабочих специальностей – и машинист Агеич, и его помощник Санька, и дежурный по станции Иван Николаевич ! Все их ухватки да черты - те самые, которые и составляют светлую часть жизни любого работяги – осознание себя на своем месте, любовь к известному тебе делу, и заслуженное признание от руководства- тут просто можно любоваться, как по свойски, не торопясь и уверенно они выполняют свои задачи – да ну просто живут ими !
Никуда не деться и от любовной линии – она, конечно, идеализирована посильнее всего остального, но – тут то полит. заказа и нету, поэтому отчего бы не посмотреть на то, как развиваются взаимные чувства о очень симпатиной москвички Людмилы, и помощника машиниста Саньки. И сами герои красивы, и разговоры их правильны и хороши, ну как в «Бедной Лизе» ! Хотя тут железнодорожная авария именно и разрушает намечающуюся идиллию – гибнет, в отличие от «Бедной Лизы» не девушка, а Санька от травм.
Как чудесно показаны железнодорожные реалии ! Без всякой чернухи, мы видим все то, с чем сталкивается самый обычный пассажир:
- путаница с местами из-за того, что проводницы за деньги подсаживают «левых» пассажиров;
- неупорядоченность хода поезда- то состав останавливается и стоит. да настолько, что пассажиры выходят гулять (старички в полосатых пижамах с современному зрителю показались бы комичными, зато вот молодежь, исполняющая репертуар Макаревича под гитару – просто восхитительной)
- наличие всяких излишне взвинченных пассажиров, вроде Игоря Борисовича (в исполнении талантливого И. Дмитриева), которые, конечно же составляют именно юмористическую сторону, которым есть дело до понимания политики Рейгана, которые первым делом после входа в купе вынимают бутылку коньяка, но в тоже время и в числе первых кидаются помогать пострадавшим после аварии).
Я намеренно не разбираю возможные технические шероховатости или мелкие несостыковки- они по большому счету неважны, тем более что зритель в такие несообразности выявить не мог, все-таки ,хоть пользовались ж/д транспортом много и часто, его внутреннюю организационную часть знали все-таки понаслышке, да и вряд ли бы захотели а них глубоко вникать.
Темп фильма очень хорош, натянутостей или смысловых лакун в нем не встречается, он, как я заметил, не переусложнен- в этом особенно проявляется речь Уржумова на совещании в директорами заводов в обкоме- достаточно сложная проблема излагается простым языком, неясностей не остается, но в тоже время и излишнего эмоционального упрощенчества нет.
В итоге же… ка кто так получается, что у зрителя совсем не возникает негативных мыслей в отношении руководства, по вине которого произошла серьёзная авария ! Даже самый лично-формально причастный к ней железнодорожный начальник Степняк в итоге выглядит каким-то « подставленным», а если учесть что его играем милейший Равикович… нет, не то что камень в его сторону не кинешь, так еще и просто посочувствуешь !