Магараджи без привилегий


Делийский еженедельник «Линк» вынес на обложку первого августовского номера материал об отмене привилегий местных князей. Журнал решил рассказать своим читателям о предыстории и значении длительной борьбы, происходящей в стране вокруг этого вопроса. И по сей день бывшие правители 380 княжеств, существовавших в Индии до получения этой страной независимости, находятся на содержании у государства, получая пенсии, размер которых превышает в отдельных случаях миллион рупий в год. Эксправители и их отпрыски пользуются также целым рядом других привилегий, превращающих их в аристократическую прослойку, стоящую над обществом. Так, например, в качестве «личной собственности» многие князья владеют роскошными дворцами, ювелирными драгоценностями, предметами искусства и антикварными изделиями, редчайшими книгами и манускриптами.
Ценность всего этого исчисляется миллиардами рупий. В собственности «бывших» находятся сотни тысяч акров земли. В числе княжеских привилегий такие, например, как освобождение от местных налогов и уплаты таможенных сборов, бесплатное снабжение электричеством и водой, право беспрепятственной охоты и рыбной ловли, право иметь собственный флаг на личном автомобиле и требовать оружейного салюта в ходе некоторых торжественных церемоний. Одни из этих привилегий просто нелепы в своем анахронизме, другие же влетают государству в копеечку. Но, пожалуй, наиболее резкие протесты индийской общественности вызывает особый юридический статус князей.
По некоторым видам гражданских уголовных преступлений против князей не может быть возбуждено судебное преследование без согласия на то индийского правительства. Этот иммунитет, как отмечает - «Линк», противоречит принципам конституции, которая гарантирует равенство всех индийских граждан перед законом. В течение одного только прошлого года министерство внутренних дел получило около 150 заявлений, требовавших привлечь к судебной ответственности того или иного князя. Установление системы княжеских пенсий и привилегий восходит ко временам английского господства в Индии. Британские колонизаторы не без основания полагали, что подачки тщеславным «суверенам» укрепят их собственные позиции в этой стране.

Ещё в 1825 году один из британских в вице-королей Индии, Джон Малколм, писал: «Князья в такой степени зависят от наших благодеяний и находятся в нашей власти, что, помимо прочих выгод, которые мы извлекаем для себя из союза с ними, само их существование в рамках нашего правления служит источником нашей политической силы». Правительство Индиры Ганди и прогрессивная индийская общественность отчетливо понимают, что сохранение княжеских привилегий служит помехой на пути демократического развития страны. В июне 1967 года на съезде партии Индийский национальный конгресс было решено приступить к окончательному уничтожению оставшихся феодальных пережитков. Однако правые силы воспротивились.
Князья Мадхья-Прадеша создали ассоциацию, поставившую своей целью «защиту княжеских интересов». В июле 1968 года бывшие правители объединились в общенациональный «Совет согласия», делая все возможное, чтобы воспрепятствовать намерению правительства. В парламенте возникло «княжеское лобби», которое, используя все способы - от процедурных проволочек до открытого шантажа, ставило рогатки на пути осуществления намеченной Индийским национальным конгрессом политики. Уничтожение изжившей себя практики содержания за счет государства «сиятельных особ» натолкнулось на трудности юридического характера. Дело в том, что в свое время княжеские пенсии и привилегии были гарантированы в конституционном порядке. Когда 6 декабря 1970 года президент Индии Гири издал декрет, наносивший удар по княжеским привилегиям, то буквально через 9 дней Верховный суд объявил президентский декрет «неконституционным и не имеющим силы».
Этот инцидент показал, что правые ещё пользуются в стране большим влиянием. В ответ правительство Ганди внесло в Народную палату «законопроект о 24-й поправке к конституции». Законопроект предлагал изменить 31-ю и 368-ю статьи конституции так, чтобы это позволило бы впоследствии отменить княжеские привилегии. Журнал «Линк» озаглавил материал, посвященный вопросу о княжеских привилегиях «Конец пути». Его авторы справедливо отмечают, что частный, на первый взгляд, вопрос об отмене пенсий и привилегий бывших правителей индийских княжеств является составной частью борьбы, которая ведется прогрессивными силами страны. «Права» князей, как позорное наследие колониализма, противоречат правам индийского народа. Поэтому правительство Индиры Ганди решительно выступило за их отмену. Народная палата одобрила «законопроект о 24-й поправке к конституции». «Конец пути» княжеской касты становится продолжением пути народа, строящего новую жизнь.
"За рубежом" 1971
|
</> |