
Магадан - Якутск - Иркутск. Горячие якутские бегуны, чудо оладушки и

С этой мыслью можно было бы поспорить. Ведь почти всем уже известно, что планета наша - не плоский блин, а почти шар.
То есть теоретически можно встать на какую-то закольцованную дорогу и отправиться в бесконечное странствие.
Но на то это и народная мудрость, чтобы с ней никто не спорил. И кто я такая, чтобы начинать тот спор.
Тем более, что мне-то как раз эта мудрость очень подходила.
Я уже немного подустала от нашего путешествия из Магадана и далее в бесконечность (судя по моим ощущениям), и только перспектива пусть даже промежуточного, но всё-таки финиша в Якутске, немного согревала меня в эти студёные дни.
И вот этот день, как ни странно, настал. День, когда наша дорога должна была упереться в Якутск.
1.

Начался день с приятного.
Мой случайный попутчик по путешествиям и вдохновенный соавтор этого автобезумия сказал:
- Я понял. Доехать именно на этих машинах, не меняя их ни на что другое - это вызов. Судьба нам бросила его и мы его принимаем.
И немного подумав добавил:
- Если они, конечно, доедут до Якутска сегодня.
И пусть вас не смущает, что одна из пяти машин уже точно никуда своим ходом ехать не могла - её с утра грузили на эвакуатор.
Такой вариант развития событий мы предвидели.
В Якутске у нас с января стояла одна запасная машина. Так что минус одна машина на первом этапе путешествия - была естественная, заранее предусмотренная убыль.
Мне оставалось только взывать к мирозданию, чтобы судьба уже оставила свои эксперименты над нами, за день ничего не произошло, и мы спокойно к вечеру добрались бы до Якутска, где нас уже поджидали наши коллеги, прилетевшие на второй этап экспедиции и почти не ведающие о том, на каком волоске висела судьба этой второй части.
Для укрепления наших радужных перспектив вместе с участниками второй части автопробега прибыли два колеса.
И знаете, что?
Если о чём-то очень сильно попросить мироздание, то оно порой слышит ваши просьбы. Даже не просьбы конкретно, а чей-то слабый писк, пытающийся донести до мироздания какую-то информацию.
Буквально на мгновение оно оборачивается, чтобы узнать, что это за писк. Но этого уже достаточно. Обернувшись в это мгновение оно оказывается повёрнутым к вам иной частью тела, отличной от равнодушной пятой точки.
И этого вполне достаточно, чтобы ситуация ненадолго исправилась.
Ведь что такое один день для мироздания?
Это даже не мгновение. Это его малая часть.
Здорово да я завернула, чтобы всего навсего сказать, что в этот день никаких неприятностей с нами не произошло.
И в итоге весь день, весь наш путь из Хандыги до Якутска стал набором каких-то картинок, вращающихся в калейдоскопе.
Впрочем, я сказала, что никаких неприятностей не было?
Стоит уточнить, почти никаких.
Но давайте вернёмся к нашим картинкам.
Перед выездом из Хандыги заезжаем к местной достопримечательности.
Толи летающая тарелка, толи тюбетейка, толи гриб. На самом деле - детский эстетический центр.
2.

Переправа через реку Алдан.
Летом на другой берег можно переправиться только на пароме. Зимой проще - можно проехать по льду.
Через реку идёт настоящая дорога, которую дорожные службы постоянно поддерживают в хорошем состоянии.
3.

Видите, эти покрышки? Вот при помощи них и поддерживают.
4.

За Хандыгой снега совсем мало.
Если не выходить на улицу, а смотреть из окна тёплой машины, то может почудиться что-то весеннее в воздухе. Не обольщайтесь. Это только чудится.
И честно говоря, без снега это всё как-то совсем уныло выглядит.
5.

А мы тем временем проехали первые двести километров нашего сегодняшнего пути и приехали в село Черкёх.
6.

Приехали мы сюда вовсе не для изучения, что они там с теплом сердец делают (хотя можно было бы перенять опыт), а для посещения Черкехского историко-мемориального комплекса "Якутская политическая ссылка."
Когда говорят про Колыму и ссылки, в первую очередь приходят события связанные с политическими репрессиями в двадцатом веке.
Однако, как мы все хорошо знаем, ссылать политических в Якутию додумались ещё задолго до двадцатого века.
Ну, как задолго. На сто лет раньше точно уже ссылали.
7.

На территории комплекса есть сам музей, где можно познакомиться с историей якутского народа и с предметами быта. И ещё два десятка различных строений.
8.

Церковь, часовня, юрты, избы. Можно целый день гулять.
Но у нас целого дня нет. Поэтому мы решили зайти исключительно в дом Пекарского - составителя первого словаря якутского языка.
Ознакомится, значит, в каких условиях ему приходилось словарь составлять.
9.

Условия были, прямо скажем, спартанские.
10.

Это не Пекарский, конечно. Но надо же было как-то проиллюстрировать бытовые трудности.
Дымка - это не дым от печи, это пар изо рта.
11.

Печь в доме тоже была. Вот она.
Но главное на этой фотографии не печь, а оладушки, которые безобидно жарятся на сковороде.
12.

Отведать их решились не все, но те, кто отведали уже через несколько часов начали жаловаться на проблемы с желудком.
Надо правда отметить, что жаловались не все. И Ден, и я оладушки ели, но с животами у нас было всё в порядке.
И было конечно подозрение, что проблема не только в оладушках. Так как на животы жаловались те, кто жил в одной квартире в Хандыге, и где ни я, ни Ден не жили. И что они там отведали такого, кто знает.
Но обвинили во всём оладушки.
Это чудесное хлебобулочное изделие ещё долго аукалось тем, кто решил его отведать. Ну, будем придерживаться этой версии, чтобы никому не было обидно. Будем считать, что нас с Деном просто повезло.
После оладушек нас ещё ненадолго зазвали в школу.
13.

Там мы немного поучили якутский алфавит.
14.

А вот музыку нам послушать не предложили.
15.

Да и некогда нам музыку слушать,
До Якутска ещё двести километров.
Но уже всё больше сёл по дороге, всё ближе цивилизация.
И бегуны на дороге - видимо один из её признаков.
На улице -40, а они бегают. Я вообще не понимаю, как они это делают.
16.

Вот эта картинка в селе Чурапча почему-то сразу напомнила старую не очень добрую призказку:
- Каждая якутская девушка мечтает о принце на белом коне. На белом вкусном коне.
17.

В Чурапчу мы заехали в гости к кузнецу.
18.

Когда мы собирались к нему ехать и я записывала контакты, то услышала Бахус.
Ну, Бахус, так Бахус. Хотя, конечно, странное имя.
Оказалось, что зовут кузнеца Василий Степанович Попов (у многих якутов очень русские имена). А Бааха Уус - это его, так сказать, народное имя.
Специализируется кузнец на якутских ножах.
19.

А также прочих ножеподобных изделиях.
20.

Посмотрели на готовые ножи, на инструменты и заготовки.
Говорят, что если приехать на какое-то более менее длительное время и договориться заранее, то можно под руководством кузнеца самостоятельно нож сделать.
Ну, или посмотреть, как он его сделает, и пару раз стукнуть по заготовке.
21.

Но мы как обычно - полчаса там, полчаса здесь.
Нам ещё засветло на переправу через Лену успеть надо.
А солнце уже не так высоко. И как это часто бывает в морозную погоду, вокруг него гало - радужный круг.
Столько сколько в Якутии я гало нигде больше не видела.
22.

Как и бегунов, которые в -40 бегают.
23.

А вот и Нижний Бестях, откуда начинается переправа через Лену.
24.

Правда, при чём здесь железные дороги абсолютно не понятно.
25.

Так вот о переправе.
Это единственная возможность попасть в город.
Летом на пароме, зимой по льду. В межсезонье кто-то едет на свой страх и риск по только что вставшему льду. Но таких немного. Большой город с населением больше 300 тысяч человек оказывается отрезанным. Не совсем, конечно. Авиасообщения никто не отменял. Но это конечно не решает проблему.
26.

Уже существует проект постройки моста через Лену.
Его одобрили, и мост вот-вот должны были начать строить.
Но потом случился 2014 год. Надо было построить другой мост. На два моста денег в стране не было.
В этом году мост вот прям точно-точно должны были начать строить.
На дворе было восемнадцатое февраля. Мы ехали по Лене и рассуждали о том, что это последний раз, когда мы так катаемся по льду.
Собственно, поэтому и хотелось успеть засветло - чтобы рассмотреть.
27.

Но потом было 24 февраля. И похоже жители Якутска так и не получат такой нужный им мост.
Будем и дальше по льду кататься.
|
</> |
