Магадан-Якутск-Иркутск. Через Кубу на полюс холода. День, когда всё пошло не
olly_ru — 24.03.2022 Этот день, начавшийся так замечательно - с прекрасного утра на Ольчанском перевале, закончился совсем не так радостно.По плану мы должны были выехав из Усть-Неры, погуляв на Ольчанском перевале, доехать до знаменитого кафе Куба (а вы думаете, откуда у меня в названии эта самая Куба взялась?), перекусить там и далее, свернув с трассы Колыма, доехать до села Оймякон, где находится полюс холода Северного полушария, о чём во всяких разных умных документах написано.
Всего получалось где-то 450 километров дороги, разукрашенной красивыми пейзажами.
1.
С утра всё шло хорошо.
Сорок километров по дороге, упозающей наверх, и вот уже мы на Ольчанском перевале.
Впрочем, про него я рассказывала и картинки красивые показывала.
Кто не видел, я не виновата.
А дальше начался спуск с перевала и такое впечатление, что всё как-то покатилось по наклонной дороге и прикатилось к вечеру, а точнее к ночи к тому моменту, когда было почти принято решение прекратить нашу экспедицию.
То есть сама дорога, конечно ни при чём.
Она-то как раз была прекрасна.
2.
3.
Двести километров медитативных видов,
4.
5.
украшенных заснеженными деревьями.
6.
7.
Километр за километром дорога разворачивалась бесконечной завораживающей лентой,
8.
9.
балуя различными вариантами пейзажа, проносившегося за окном.
То мы ехали среди, скажем так, гор, то выезжали на просторы.
10.
11.
То деревья вокруг сгибались под тяжестью снега.
12.
13.
То стояли, лишь чуть чуть припорошённые изморозью.
14.
Лишь иногда встречные фуры своим паром загораживали на какое-то непродолжительное время пейзаж.
15.
Да случайный указатель со словом "Якутск" напоминал о первой финишной точки нашего маршрута, где должна была частично произойти смена состава путешествующих. Так что для кого-то Якутск был первым и окончательным финишем.
16.
В общем, глядя на фотографии вы наверняка убедились, что этот участок дороги, наполненный изгибами, холмами, спусками и подъёмами - самая живописная часть трассы Колыма. По крайней мере, на мой вкус.
17.
Мы же тем временем подъехали к широкоизвестному в узких кругах кафе Куба.
18.
По традиции, пока часть нашей группы занялась заправкой машин, остальные - пошли позаботиться о пище для путешественников.
Откуда на Колыме Куба и чем она знаменита, я писала в прошлом году, поэтому, чтобы не повторяться, опять посылаю вас читать прошлогоднюю запись.
Когда ездишь одними и теми же дорогами, очень сложно в принципе каждый раз рассказывать о путешествии. Но когда дело касается участников путешествия и каких-то событий - это ещё ничего, все люди разные и постоянно какая-то новая фигня случается.
А вот когда дело касается объектов, то сложно придумать что-то новое. Так что извините.
Однако, в этом году лично меня ждало жестокое разочарование, когда я увидела, что поменялось в кафе за год.
Посмотрите на прошлогоднюю фотографию. Тогда рядом с кафе был банер, отражающий всю суть и иронию названия.
Здесь вам и пальмы Кубы и лебеди, которые на местном языке носят созвучное острову свободы название.
19.
А теперь... Посмотрите, что сделали новые владельцы.
Что это? Камчатка? Случайный набор каких-то видов и животных?
Нет, я понимаю, что всё здесь представленное имеет место быть в данном регионе. Но оно не отражает суть ни региона, ни названия Куба.
20.
Вот такая печаль.
Но кафе по-прежнему пользуется популярностью (а попробуй не попользуйся, когда на сотни километров больше ничего нет) и его дверь, как и год назад, украшают наклейки, оставленные путешественниками вместо надписи "здесь был Вася".
21.
Да и в кафе пока по-прежнему так же мило и вкусно.
22.
И всё такие же симпатичные барбосины ждут угощения от проезжающих мимо путников.
23.
Не волнуйтесь, глядя на собачку слева с обиженным взглядом.
24.
У нас никто не ушёл обиженным.
Кстати, вы спрашивали, как там с туалетами в -50.
Вот как-то так. И это ещё хороший вариант, хотя бы потому, что он в принципе есть.
25.
Но новый банер на кафе был не самой большой неприятностью, которая поджидала нас на Кубе.
Когда мы приехали на заправку, выяснилось, что у двух из пяти машин случились какие-то проблемы с подвеской и они "упали".
Я не автомобилист, для меня все автомобили делятся на красивенькие и остальные, поэтому приходится пользоваться той терминологией, которую озвучивали люди, понимающие в машинах чуть больше, чем я.
Проще говоря, никакой амортизации у машин больше не было и ощущение ехавших в этих машинах были такими, как будто они сидя на железных скамейках прыгали по ухабам, каждую кочку ощущая своими копчиками.
Случилась проблема практически сразу где-то за перевалом. Так что ехали они, испытывая на прочность свои позвоночники, достаточно долго, молча снося тяготы такой дороги, и к приезду на Кубу были уже весьма утомлены, мягко говоря, таким сюрпризом.
Конечно тут же начались обсуждения в стиле:
- А что вы молчали? Мы бы поменялись машинами.
- А мы не поняли в чём дело, думали, что это дорога такая.
Но обсуждения обсуждениями, а надо было ехать дальше, попутно что-то решая с машинами.
26.
В итоге на оставшуюся часть дороги до Томтора - посёлка недалеко от Оймякона - мы провели небольшую рокировку среди экипажей, максимально рассадив людей из увечных машин и снизив скорость передвижения.
27.
Сто пятьдесят километров до Томтора мы ехали медленно и печально, навстречу приближающейся ночи.
28.
По дороге я звонила главе Оймяконского улуса, с которым мы очень удачно познакомились накануне в Усть-Нере.
Он сам говорил, что если будут какие-то проблемы, звоните.
Ни он, ни мы не подозревали, что проблемы возникнут так быстро.
29.
Но благодаря его помощи мы ещё не доехали до Томтора, а уже был найден гараж, где можно было посмотреть, что с машинами и можно ли их как-то спасти.
В Томтор мы приехали уже в темноте. У стелы, напоминающей о возможных температурных рекордах и о том, что Томтор тоже имеет отношение к полюсу холода, нас встретил человек, который должен был показать гараж.
30.
Мы оставили с ним одну машину и двух наших инструкторов-водителей, в очередной раз переложили вещи и пересадили людей и, проехав оставшиеся сорок километров, наконец доехали до Оймякона - официального полюса холода. И до дома Тамары Егоровны - неофициальной хозяйки этого самого полюса.
Человека, благодаря которому за Оймяконом и закрепили почётное звание полюса холода Северного полушария.
Историю про то, как это случилось и про Тамару Егоровну я уже писала - Хозяйка Полюса холода. Извините, сегодня не рассказ какой-то получается, а сплошные отсылки к прошлым моим записям. Но так уж вышло.
Гостевой дом Тамары Егоровны совсем не похож на гостиницу. Он похож на музей.
31.
32.
А вот и сама хозяйка за ужином рассказывает нам долгую историю про то, как она победила всех неверящих в то, что Оймякон будет официально признан полюсом холода Северного полушария и станет местом поломничества туристов.
33.
К концу ужина у нас вырисовалась следующая картинка.
Три машины отвезли на ночлег в условно-тёплые гаражи, раскиданные по Оймякону.
Пока ставили машины в гараж, один из участников устроил разборки в руководителем наших водителей-инструкторов на тему "вы вообще понимаете, какого уровня людей вы возите, что вы здесь устроили пионерский лагерь, командуете и заставляете участников ездить с вами в гараж".
Когда люди переходят на общение в стиле "да, вы понимаете, какой это человек, да вы тут в лепёшку должны расшибиться", я обычно не реагирую, потому что привыкла, что в горах в экспедиции все участники равны и не важно, кто они дома. Ты стараешься дать всем максимум. Но зачастую условия поездки делают этот максимум весьма условным и очень далёким от обычной жизни людей.
К тому же, знаете, такие фразы про "да вы понимаете..." очень много говорят о произносящем их.
Но здесь проблема была несколько глубже. Было понятно, что как минимум один участник попутал лакшери тур с экспедицией. Непонятно было только, один он такой или таких, например, пол группы.
И ещё было очень неприятно, что высказал это он не мне, как руководителю нашей поездки, а водителям, у которых впереди была "весёлая" ночь в попытках реанимировать машины и они несколько были на взводе.
Поэтому я в свою очередь получила уже недовольство с той стороны. Мол, ты со своими участниками сама разбирайся, а нам мозги не компостируйте. А то наберёте кого ни попадя по объявлениям, а мы потом выслушивать должны.
Но и этот вынос мозга был не самой большой проблемой.
Хуже было, что локомотив нашей экспедиции, человек, принимающий решения, сказал, что на этих машинах он никуда дальше Якутска не поедет. И если мы не найдём другие, то в Якутске экспедицию сворачиваем.
То, что машины скорее всего найдут, я не сильно сомневалась. Но что это будут за машины и что главное - что это будут за люди (владельцы этих машин), с которыми нам придётся продолжить дорогу по самой сложной части маршрута - вот это была реальная проблема. Ехать с незнакомыми людьми - сомнительное предприятие.
В наших водителях, по совместительству умельцев на все руки, хоть мы с ними периодически и ругались не сходясь во взглядах на происходящее, но я как-то была уверена, что в случае проблем на них можно положиться.
Ну, в общем всё было непросто. И я пошла прогуляться по посёлку, чтобы немного охладить вскипающую голову.
34.
На дворе были приятные -55. Самое оно, чтобы охладиться.
35.
Сделав небольшой круг по посёлку, дошла до памятника быку.
36.
Великий бык Зимы по якутским преданиям - символ холода.
Осенью он выходит из Северного Ледовитого океана и насылает стужу. Чем холоднее, тем больше отрастают рога у быка (или наоборот, чем больше рога, тем холоднее). К весне бык силу свою теряет, рога его один за другим отваливаются, а он сам уходит обратно в океан.
В честь этого быка в Оймяконе сделали очень красивую композицию, которую смотреть на до именно в тёмное время суток.
37.
Когда светло - это просто сплетение какой-то проволоки.
А в темноте видны все причудливые узоры.
38.
Когда уходила от быка, встретила группу туристов.
Сделала вид, что не знакома с ними.
39.
Вернулась в дом, где меня поймала Тамара Егоровна и стала в очередной раз рассказывать, почему только Оймякон считается полюсом холода. А никакой не Верхоянск.
Надеюсь, она не читала мою статью, где я сравниваю эти два места и подвожу итог в духе - чем больше полюсов, тем лучше для туризма.
Она к этим вещам очень строго относится.
40.
Надеюсь, что она просто увидела во мне благодарную слушательницу.
С другой стороны, не понятно, зачем надо было показывать мне все эти книги и документы и просить обязательно сфотографировать, чтобы потом всем показать.
У меня ж на лбу не написано, что я немножко блогер. Не понятно. Но раз я обещала, то вот, показываю.
41.
42.
43.
В это же время удалось связаться с нашими ребятами-водителями и узнать, что с машинами всё не так уж плохо. Их надо будет отогреть и просушить как следует. И есть надежда, что они после этого поднимутся и уже не упадут.
Суровая Индигирская труба, где мы всё время то поднимали, то опускали машины при лютом морозе, какой-то конденсат в одной из машин и разбившееся пиво в багажнике другой (здесь, правда, есть два мнения, и никто так и не пришёл к выводу, что было первично - лопнувшие на морозе бутылки (у них у всех отвалилось донышко) и залившее всё пиво или отсутствие амортизации и разбившиеся в следствии этого бутылки. Этот момент, видимо, так и останется загадкой из разряда, что первично - курица или яйцо.
И каждая сторона до последнего будет отстаивать своё мнение. Мне же оставалось находится между этих двух сторон, откуда летели обвинения друг в друга, застревая где-то во мне.
Новость про воскрешение машин была хорошей.
Плохие же новости на этом не заканчивались.
Время близилось к полночи, и Тамара Егоровна сказала, что тёплый гараж есть только для одной машины.
Для второй же она предложила использовать её собственный гараж - промёрзший насквозь сарай, ворота которого для заезда машины не открывали уже больше года.
- Сейчас мы быстренько откопаем, печь протопим и можно будет ставить машину.
Я не перестаю удивляться кипучей энергии этой женщины. Её энергии хватило бы на пару атомных станций. Но посреди ночи в -50 откапывать сарай??? Вы серьёзно???
Впрочем, надеясь, что всё ещё не так плохо, я пошла смотреть поле предстоящей деятельности.
На деле всё оказалось гораздо хуже.
Ворота гаража были завалены снегом и прочно вмёрзли в землю. Внутри там царил ледяной холод.
Но как бы ужасно это не выглядело, других вариантов у нас не было. Через пару часов должны были приехать ребята с машинами.
И мы взялись за дело.
Хорошо, что мне на помощь пришёл мастер Дэн - наш камчатский гид, принимавший участие в экспедиции на правах любителя приключений.
В общем-то, дальнейшую операцию по добыче условно тёплого гаража он взял в свои руки. Как и саму большую лопату.
Вдвоём мы быстро раскидали снег ( я пару раз отползала в тёплый дом отогревать замёрзшие руки), Ден затопил печь в гараже.
А вот ворота никак не хотели поддаваться.
Мы их и ломом пинали, и землю копали, Тамара Егоровна предлагала принести болгарку и что-то там спилить (огонь-женщина).
Но полчаса самоотверженной борьбы принесли свои результаты - ворота распахнулись.
Честно говоря, это был какой-то сюр. Второй час ночи, мороз -50, мы откапываем какой-то ледяной сарай и прогреваем его...
Не так я представляла нашу экспедицию.
Впрочем, непонятно, что было лучше - бороться за тёплый сарай на морозе или находится в тёплом доме, где часть участников (к счастью) уже сладко спала, а часть - по-прежнему бодрствовала, и надо было как-то общаться с ними, поддерживать видимость того, что я ещё хоть как-то продолжаю контролировать ситуацию.
А мне не хотелось общаться. Мне хотелось сесть в уголок и тихо заплакать.
Мне было жалко всех. И тех, кто говорил, что самой большой глупостью было ввязаться в эту авантюру; и тех, кто был всем недоволен; и тех, кто сладко спал, не ведая, что происходит; и тех, кто на следующее утро должен был вылететь из Москвы в Якутск, чтобы присоединиться к нашей экспедиции, которая может быть там же и закончится. Всех. Усталых, замёрзших, злых, нервных, добрых, весёлых, сильных и слабых.
Но жальче всех, конечно, мне было меня.
И на словах "всё, дальше Якутска мы не едем, заканчиваем экспедицию" мне хотелось первой сказать "Дааа!!!!"
И лишь мысль о тех, кто находился ещё пока в Москве, останавливала меня от этого.
Вот так всё бывает непросто.
Позже, когда я уже лежала в кровати и пыталась безуспешно уснуть, я вспоминала, как отправляясь в первую свою поездку гидом, спросила:
- А что главное надо уметь?
- Надо уметь делать хорошее лицо при плохой игре. А плохой игры будет много, - сказал мне мой более опытный коллега.
С тех пор прошло больше десяти лет. И плохой игры, действительно, было немало.
В той моей первой экспедиции всё, что могло пойти не так, туда и пошло. И ещё неоднократно в разных экспедициях сворачивало в ту же степь.
И я вроде бы научилась делать то самое хорошее лицо. Правда, не всегда это получается. Но я очень стараюсь.
44.
В любом случае, пока экспедиция продолжалась. На следующий день нам никуда особо ехать не надо было. Нас ждал полюс холода и разнообразные весёлые развлечения на нём.
И как говорится: "Улыбайтесь, господа. Улыбайтесь!"
|
</> |