Мадонна из Уффицы


Псевдо Пьер-Франческо Фьорентино. Мадонна с младенцем и Св. Иоанном, около 1460–1480. Галерея Уффици, Флоренция
На небольшой доске изображены три фигуры: Мадонна, Младенец Христос и маленький Иоанн Креститель. Композиция построена с простотой и гармонией, характерной для тосканского кватроченто. Лица округлые, свет мягко скользит по поверхности кожи, драпировки одежды переданы с особой заботой о фактуре. На первый взгляд, скромная работа тосканского мастера. Но стоит задержать взгляд, и эта панель становится окном в золотой век раннего Ренессанса, когда святость искали не в чудесах, а в человечности. Считается одной из лучших панелей мастера. Похожие работы этого художника есть и в России - в Музее христианской культуры в Санкт-Петербурге и ГМИИ им. А.С. Пушкина в Москве.
Пьер Франческо Фиорентино был одним из тех художников, кто работал в тени великих, но создал удивительно трогательное и искреннее искусство. Его имя упоминается в источниках редко и с неясностями. Его биография покрыта завесой, но известно, что он был активен во Флоренции во второй половине XV века, в эпоху, когда художественная сцена города расцветала под покровительством Медичи. Его манера указывает на связь с мастерскими Фра Филиппо Липпи, Беноццо Гоццоли и, возможно, даже Андреа дель Верроккьо. Сходство видно в мягких чертах Мадонны, внимании к деталям одежды, светлой и одухотворённой палитре. Однако Фиорентино не был лишь подражателем: его работы, такие как "Мадонна с младенцем и святым Иоанном", выделяются душевной теплотой и особым лиризмом.

Псевдо Пьер-Франческо Фьорентино (1444-1497). Музей христианской культуры, Санкт-Петербург
В работе, хранящейся в Пушкинском музее, появляется пейзаж на заднем плане. Он лёгкий, схематичный, но создаёт глубину. Цветовая гамма тёплая, в ней нет золота византийских икон, но есть нечто важное: свет, похожий на утро. Фиорентино, конечно, не был реформатором или новатором, но в его живописи отразился дух своего времени - стремление к соединению земного и небесного. Его Мадонна не на троне, не в сиянии, а в тишине - в мгновение, которое может быть и в доме, и в храме, и в сердце. Такие картины говорят о святом через будничное, о вечном через простое. Они не кричат, а слушают. И потому особенно дороги зрителю XXI века, уставшему от визуального шума. Это искусство, которое не требует, чтобы ты знал, оно хочет, чтобы ты почувствовал.

Псевдо Пьер Франческо Фьорентино. Поклонение Мадонны Младенцу Христу, 2-я половина XV века. Тмпера, дерево. ГМИИ
Хотя имя Пьера Франческо Фиорентино до сих пор остаётся малоизвестным широкой публике, несколько его работ дошли до нас и сегодня хранятся в музеях Италии и за её пределами. Его творчество относят к так называемым "второстепенным мастерам флорентийской школы XV века", и зачастую его произведения путают с работами более известных художников. Вот несколько известных произведений, атрибутируемых Пьеру Франческо Фиорентино:

Псевдо Пьер Франческо Фиорентино (1444-1497). Мадонна с младенцем, святым Иоанном и Ангелом. Художественный музей Принстонского университета
Пьер Франческо Фиорентино часто путают с Псевдо-Пьеро ди Козимо и другими анонимными мастерами. Некоторые его работы ранее приписывали Фра Филиппо Липпи, Беноццо Гоццоли или мастерским круга Верроккьо. Внимательные исследователи распознают его по следующим признакам: очень округлые, немного наивные лица; густая, но мягкая цветовая палитра; спокойные, почти статичные композиции; элементы декоративной роскоши (золотая нить, орнамент).

Псевдо Пьер Франческо Фьорентино (1444-1497). Мадонна с младенцем, 1475. Национальная галерея искусств, Вашингтон

Псевдо Пьер Франческо Фьорентино. Мадонна с младенцем, 1445-1455. Чикагский институт искусств

Пьер Франческо Фиорентино. Мадонна с младенцем и двумя ангелами, 1450. Филадельфийский Музей искусств
В Музее искусств округа Лос-Анджелес, США есть небольшая алтарная панель "Мадонна с младенцем и ангелами". На ней изображение пронизано характерной для художника мягкостью и декоративной ясностью.

Псевдо Пьер Франческо Фьорентино. Мадонна с младенцем и ангелами в розовом саду. Темпера и золото на доске. Metropolitan Museum of Art
Источники информации: коллекции музеев мира, википедия
|
</> |