Маца революции на красную пасху
p_syutkin — 06.04.2023
Религиозный праздник пасхи всегда раздражал советскую власть. И если РПЦ решила эту проблему полностью превратившись в зависимую от нее структуру, то с другими религиями было сложнее. А уж советским евреям в этом смысле пришлось и вовсе несладко.

«Смойте мещанскую грязь и плесень поколений», - в 1923 году Мойше Альтшулер опубликовал этот новый большевистский взгляд на священный ритуал омовения рук перед Седером в «Агаде для верующих и атеистов».
Вообще, агада (“история”, “рассказ”) в Торе – это любая повествовательная, сюжетная история. Например, в ночь праздника Песах многие евреи читают специально составленную мудрецами Агаду, повествующую об исходе евреев из Египта. Но Альтшулер был одним из многих советских евреев в 1920-30-х годах, пытавшихся убедить свой народ «смыть» религию. Коммунистические художники, писатели и актеры проводили Красные Седеры по всей стране, где традиционный пасхальный ужин должен был превратить религиозных евреев в ярых большевиков.
«Они боролись с еврейскими традициями и обрядами с юмором и насмешкой», — рассказывает в интервью обозревателю портала atlasobscura Анна Штерншис, профессор университета Торонто и автор книги «Советское и кошерное: еврейская народная культура в Советском Союзе», 1923 -1939 гг». В то время ранняя Коммунистическая партия подталкивала евреев к отказу от религии в пользу светской еврейской идентичности.
В 1920-е годы советские евреи все еще не оправились от жестоких погромов Гражданской войны в России. Кстати из всех сражающихся сторон именно Красная Армия была наименее жестокой к еврейскому населению. Возможно, отчасти поэтому евреи тогда в огромном количестве вступали в Коммунистическую партию.
Но была и другая проблема: хотя официально большевики были против антисемитизма, они ненавидели любую религию. И коммунистическое решение проблемы, осуществленное еврейской секцией большевистской партии, заключалось в превращении евреев в этническую группу. Правительство поддерживало литературу, театр на идише и светские еврейские школы, но вело яростную кампанию против иудаизма.
Пасхальному седеру, традиционной весенней трапезе, посвященной освобождению евреев из Египта, не было места в этой новой этнической жизни. Во время застолья каждому блюду соответствует история, а дети играют в игры, поют песни и задают вопросы. Это было воспринято новым правительством как возможность для политического образования. В 1921 г. Центральное бюро еврейской секции РКП(б ) поручило всем местным отделениям организовать на идише «Красные пасхи» — публичные сатирические выступления, в которых место бога заняла революция, а место мацы — квасной хлеб. Эти Седеры в основном посещала еврейская молодежь, которая часто вел светский советский образ жизни на публике, но практиковала некоторые еврейские традиции дома. Они отправлялись на Красный Песах, а затем наслаждались ужином из запеканки с лапшой и мацой на традиционных семейных седерах.
Штерншис пишет, что трудно восстановить точные детали этих празднований, но грубая картина вырисовывается из сохранившихся Красных Агад и рассказов евреев из бывшего Советского Союза. На некоторых красных седерах раздавали обычный хлеб, что было большим богохульством. Религиозные евреи обычно не пускают квасную пищу в свои дома в течение восьми дней праздника. Так они отмечают бегство своих предков из Египта, когда у тех не было времени, чтобы хлеб поднялся.
Один из собеседников Штерншис сказал, что, когда он учился в идишской школе, ему и его одноклассникам давали по десять кусков хлеба и заставляли соревноваться, кто быстрее бросит их в окна еврейских домов. «Мы очень наслаждались игрой, — рассказывал он, — особенно когда из домов выходили злые старые женщины и бежали за нами с криками».
Партийные «Красные агады», издаваемые в виде брошюр и приложений к периодическим изданиям на идиш, пародировали традиции, высмеивая иудаизм и продвигая партийные идеалы. Красная Агада восхваляла большевистскую революцию: «Мы были рабами капитала, пока не пришел Октябрь и не вывел нас из страны эксплуатации сильной рукой, и если бы не Октябрь, мы и наши дети остались бы рабами».
В другой Красной Агаде традиция разрывать кусок мацы пополам описывала пролетариат, вырывающий средства производства из рук буржуазии, а традиция накрывать мацу предстала в виде пролетарской революции, охватившей весь мир. Исторически бутерброд с мацой и горькими травами символизировал горечь рабства. Вместо этого в книге 1923 года гигантский красноармеец ест бутерброд, состоящий из премьер-министра Франции Раймона Пуанкаре, премьер-министра Великобритании Невилла Чемберлена и лидера еврейско-советской оппозиции Юлия Мартова.
На самом деле, эти Агады полны врагов, которые не являются фараоном Египта. Как правило, они состоят из смеси еврейских и нееврейских фигур. По словам Штерншиса, это было сделано для того, чтобы не скатиться ни к антисемитизму, ни к межнациональной неприязни. Отсылая к традиции сжигания квасного хлеба перед Песахом, одна Агада описывает сожжение землевладельцев, сионистов и генералов во время коммунистической революции несколькими годами ранее. «Те, кто был сожжен, никогда не восстанут, а тех, кто останется, мы принесем в жертву и сдадим в ГПУ», — говорится в тексте.
По странному пророчеству всего через 17 лет миллионы евреев оказались в печах концлагерей. Но тогда это казалось забавным.
К 1930-м годам усилиями организаторов «Красных седеров» была создана «советская еврейская светская культура». На самом деле они были настолько эффективны, что в начале десятилетия компартия закрыла свою еврейскую секцию, она была сочтена ненужной после образования Еврейской автономной области. А в 1935 году были закрыты и еврейские школы. «К тому времени они решили, что проект советизации советских евреев завершен, и им больше не нужны такие мероприятия, как Красная пасха», — говорит Штерншис. После десятилетия подделок, спонсируемых правительством, красные седеры исчезли. В послевоенное же десятилетие Сталин возглавил волну яростного антисемитизма, вытеснив еврейскую культуру еще дальше на обочину.
|
|
</> |
Принципы работы системы поощрений в ресторанах
Недорого Китая больше не будет - готовимся к новой реальности
Полторы недели до Нового года.
Без названия
Укатывание горками красного сивкА
Качество водопроводной воды в Видном (Московская область) в 2025 году
Старый Год и его три злые бабы
"Батько мерянистики" 2

