Пасха под знаком Z

Приближающаяся пасха в этом году вряд ли станет свидетельством христианского милосердия. Это только в старину царь в эти дни отправлялся по тюрьмам, раздавая «сидельцам и полонянинам» еду и одежду. И то сказать, за один день даже московские тюрьмы сегодня уже не объездишь.

Но так или иначе пасхальный марафон начался в СМИ – статьи, как и что есть на пасху становятся на неделю мейнстимом. То, что надо задуматься в эти дни о совести и морали, - это побоку. Главное ведь, какой кулич испечь, и когда можно садиться за стол. В принципе, ничего нового. Власть, выработавшая свою особую мораль в рамках отдельной цивилизации (как любит повторять наш величайший геополитик) по-другому и не может.
Вот и «Известия» начали этот рассказ про пасху. Его автор вполне достоверно рассказал про историю кулича, сославшись на наше с Ольгой Сюткиной исследование его прошлого.
Но вот насчет традиций посещения кладбища на пасху, есть вопросы. Действительно, журналист прав: сегодня общепринятой является церковная точка зрения о том, что посещение кладбищ на пасху – это советская придумка. Якобы, не имея возможности идти в храм люди справляли свои религиозные потребности, поминая родных.

Мне уже приходилось писать, что по всей видимости это просто выдуманная современными церковниками легенда. Да, конечно, по церковному Уставу поминовение покойников воспрещено до Красной горки (через неделю после Пасхи). Но про постановления средневековых соборов у нас вспоминают только, когда надо осудить девчонок, танцевавших в ХСС. В обычной же жизни православные традиции всегда переплетались с еще дохристианскими. А поминовение усопших вошло в наш быт задолго до РПЦ.
Так вот, посещать кладбища на Пасху – эта традиция вполне себе существовала и до революции. Вот скан и выписанной мною из Государственного архива Владимирской области газеты «Владимирские губернские ведомости» за 1867 год:

Обратили внимание? «Прощайте, родные наши, до светлого
праздника». То есть до Пасхи.
Вот и еще подтверждения этой мысли в источниках XIX века:

Таких упоминаний – множество в источниках XIX века:

Так что в светлый праздник люди поступали так, как им
подсказывала душа. Кто-то шел на могилу родных, кто-то – за стол,
кто-то с детьми занимался. И не было тогда у церковников особого
рвения заставить всех «делать правильно».
В чем смысл этого выдумывания прошлого со стороны РПЦ сегодня? –
Загадка. - Но думаю, здесь не надо искать каких-то сложных
замыслов. Дело просто в невежестве.
|
</> |