ЛЮДИ! ПОШЛИ ПОГУЛЯЕМ!
albir — 20.02.2010 МОЛДАВАНКАПо свидетельствам краеведов, Молдаванка возникла в конце 18 века и сперва представляла собой несколько десятков домиков, где селились преимущественно выходцы из Молдавии.
Через некоторое время, Молдаванка разрослась и стала частью Одессы, ее районом. Население было преимущественно еврейским, ибо Молдаванка – беднейший был район, а основная масса евреев были очень бедны. Впрочем, во дворах Молдаванки хватало людей и других национальностей: русских, украинцев, греков, тех же молдаван... Жили дружно, а мужчины еще и спОенно.
Знаменитые одесские налетчики во главе с Беней Криком, так романтизированные Бабелем, жили именно тут.
"Аристократы Молдаванки, они были затянуты в малиновые жилеты, их плечи охватывали рыжие пиджаки, а на мясистых ногах лопалась кожа цвета небесной лазури".
Кстати, именно они, в основном, составили костяк отрядов самообороны, давших жесточайший отпор погромщикам.
Еврейское население Молдаванки стало стремительно уменьшаться с начала войны. Часть евреев уехали в эвакуацию, часть погибла на фронте и в гетто. Население Молдаванки, как могло, скрывало евреев, но были немногочисленные случаи выдачи евреев оккупантам.
Наибольший удар по населению Молдаванки нанесли эмиграция и время. Евреи и примкнувшие к ним уезжали массово. А старики – носители фольклора и традиций умирали...
Я люблю бродить Молдаванкой. Ее очарование не всегда видно с первого взгляда, но оно есть и наполняет, наполняет душу. Люблю я и Староконку – Староконный рынок – вернее, его «блошиную» часть. Впрочем, я об этом уже писал.
И последнее. Как по мне – Молдаванок в Одессе две. Они расходятся под прямым углом от Тираспольской площади. Одна в сторону Еврейской больницы на Мясоедовской, другая в сторону Староконки, о ней сегодня стану рассказывать, используя свое довольно старое стихотворение.
Запах листьев горящих горек.
Все давно поросло быльем.
Незамеченный ветром дворик
С опустевшим почти жильем.
День слоняется. Он неприкаян.
Нет ни улиц, ни площадей.
Странный мир городских окраин,
Умирающий без людей.
Кто-то выбыл, кто-то уехал…
А ворота снесли в утиль.
Больше пьяных и меньше смеха.
Переулки, рытвины, пыль.
Где же ты, голубиная Мекка?
Слушай, память, уймись, не хнычь!
Население прошлого века
На еврейском и Брайтон-бич.