Любвеобильный осел, или Две щепотки бессмертия

топ 100 блогов vad_nes09.06.2024

Эта сказка была написана давно.

Очень давно.

Настолько давно, что меня это даже немного вымораживает.

Нет, ну правда. На Земле еще нет ни Англии, ни Франции, ни турок, ни немцев - и до их появления века. Столетия!

То есть все то, что для нас служит символом глубокой древности - все эти рыцари с мечами, монахи за фолиантами и прочие замки и Крестовые походы - для них это далекое-предалекое будущее.

И вот эти люди, живущие в этом гипер-мега-супер-прошлом почему-то пишут книги, которые, в общем-то, не принципиально отличаются от наших.

Благо, у нас есть возможность сравнить - эта самая сказка под названием "Метаморфозы", то есть "Изменения" (второе название - "Золотой осел"), которую написал римлянин по имени Апулей, дошла до нас во вполне товарном виде.

Любвеобильный осел, или Две щепотки бессмертия

Без значимых потерь, практически весь текст целиком, 98%-ный оригинал.

Читаем - и что мы видим? Мы видим весьма интересный, более того - явно развлекательный роман, написанный в жанре фантастической эротики, которая и сегодня процветает на каком-нибудь портале "Литнет".

Жил-был юноша по имени Луций, эдакий древнеримский мажор, красивый и богатый, которого в жизни интересовали только две вещи.

Во-первых, женщины, для успеха у которых у него были все данные и которым он давно счет потерял.

Любвеобильный осел, или Две щепотки бессмертия

А во-вторых, всякие таинственные штучки. Как сказали бы сегодня - клиент малость двинулся на всякой эзотерике.

От лица этого самого мистически настроенного плейбоя Луция и ведется повествование.

Однажды судьба занесла его в Грецию, в область Фессалию, что рядом с горой Олим. А про Фессалию даже маленькие дети знают, что это родина магии и здешние ведьмы - самые сильные ведьмы в мире.

К тому же выяснилось, что Памфила, жена хозяина дома, в котором Луций остановился, — самая что ни на есть ведьма, причем не из последних. Естественно, у нашего любителя магии засвербело узнать побольше про местное колдовство. Подобраться к хозяйке он решил через ее служанку, хорошенькую Фотиду, которую вскоре и уложил на спину. Как водится в бестселлерах этого жанра - в деталях описав читателям весь процесс соблазнения.

Любвеобильный осел, или Две щепотки бессмертия

Влюбленная Фотида не смогла устоять перед просьбами, и спрятала юношу на чердаке, где тот собственными глазами мог наблюдать, как ведьма Памфила с помощью волшебных мазей превратилась в сову и улетела на свидание к любовнику. Аппетит приходит во время еды, и Луций упросил Фотиду взять у хозяйки немного волшебной мази. Но влюбленная дурочка все перепутала, взяла не ту мазь, и вместо того, чтобы превратится в птицу, Луций к своему ужасу стал ослом.

Любвеобильный осел, или Две щепотки бессмертия

И, может быть, по возвращении хозяйки еще можно было упасть ей в ноги, повиниться и все исправить, но ночью воры украли Луция-осла. И истошные крики протеста - не помогли.

После этого началась у мажора совсем другая жизнь. Постоянная смена хозяев, эдакая экскурсия по всем слоям римского общества, совмещенная с диетическим питанием и полезным, но тяжелым трудом на свежем воздухе.

Любвеобильный осел, или Две щепотки бессмертия

Все, как в детской песенке:

Вечно тащим мы, ослы,
То тюки, а то узлы
И другого ремесла
Не бывало у осла.

Ну и, разумеется, разнообразные приключения - куда без них в эротическо-фантастическом романе, написанном для увеселения почтенной публики?

Любвеобильный осел, или Две щепотки бессмертия

Жизнь Луция в ослином облике не назовешь прекрасной, но случались и приятные эпизоды, вроде любвеобильной хозяйки, решившей посрамить мифологическую царицу Пасифаю, изменившую, как известно, царю Крита Миносу с быком и родившую Минотавра.

Правда, за неимением быка, прелюбодеяние учинили с Люцием-ослом.

Любвеобильный осел, или Две щепотки бессмертия

Но закончилось все хорошо, как положено в бестселлере - в финале в самый драматичный момент Луций смог заесть горе розами и тем самым вернуть себе человеческий облик.

Вот, собственно, и вся история, но я бы хотел обратить ваше внимание не важный нюанс.

"Золотой осел" Апулея - чистой воды развлекательная литература.

Но при этом он оставил огромный след в культуре планеты Земля. На протяжении всей истории человечества, от поздней античности и до наших дней о нем писали и им восторгались самые разные люди. Начиная от Блаженного Августина, который и добавил в название прилагательное "золотой", имея в виду качество текста и до недавнего юбиляра Александра Сергеевича Пушкина, который, как мы помним, признавался в "Евгении Онегине":

В те дни, когда в садах Лицея
Я безмятежно расцветал,
Читал охотно Апулея,
А Цицерона не читал…

Меж тем у романа Апулея есть своего рода брат-близнец - книга Псевдо-Лукиана «Лукий, или Осел», сюжетно совпадающая с апулеевской процентов на восемьдесят.

Любвеобильный осел, или Две щепотки бессмертия

Сегодняшние ученые считают, что обе книги являются ремейком упоминаемой патриархом Фотием книги "Метаморфозы" Лукия Патрского, которая просто не дошла до нас.

Но если книгу Апулея знают все, то «Лукий, или Осел» известен только специалистам.

Почему?

Потому что 20% несовпадающего текста иногда оказываются критичными. К примеру, у книг разные концовки.

Любвеобильный осел, или Две щепотки бессмертия

В книжке "Лукий, или Осел" главный герой, став человеком, связывается с родственниками, и, ожидая корабль, напоследок решает заглянуть к любительнице ослов. Но та оказалась просто шокирована тем, что Лукий, став человеком, не «сумел спасти и сохранить единственно приятный (…) и великий признак осла». Поэтому по приказанию хозяйки слуги выкинули осрамившегося любовника на улицу в чем был. В итоге шалопаю Лукию пришлось идти на присланный за ним братом корабль голышом через весь город. Такая вот ржачная концовка.

Любвеобильный осел, или Две щепотки бессмертия

А у Апулея все по-другому, его Луций, став человеком, отрекается от прежней порочной жизни, проходит обряд посвящения и становится жрецом Осириса и Исиды. Роман не случайно называется "Метаморфозы", то есть "Изменения". Имеются в виду как изменения внешние - Луций превращается в осла, а потом обратно в человека - так и внутренние: будучи ослом, Луций многое понял, осмыслил и реально преобразился внутренне.

Оба автора добросовестно развлекали своего читателя, но Апулей еще и не пожадничал, и в дополнение к приключениям вложил в роман собственные мысли и чувства - результат "ума холодных наблюдений и сердца горестных замет", как писал его будущий фанат. Вложил немного - как раз столько, чтобы не перегружая читателя, заставить его задуматься о важном и тем придать книге глубину.

И этой пары щепоток хватило для бессмертия.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
А кто -нибудь что-то понимает в том, как считаются просмотры поста? Более всего меня интересует то, отчего у zly_pies просмотры постов обычно переваливают за пятьсот, а у меня редко добираются до двухсот. При приблизительно равном количестве френдящих, у него даже меньше ...
запрещены в Израиле. Сегодня у моей любимой акушерки Сарале Винклер забрали на полгода разрешение на работу за то, что она приняла роды дома у женщины после кесарева. Вот тут об этом в сегодняшних новостях: ...
На работе мне приходится: Делать руками эксперименты. Обсчитывать результаты (где необходим количественный, а не качественный результат). Писать статьи и гранты. Читать публикуемые статьи по моей тематике (и не только). Преподавать. Руководить студентами-аспирантами. Так вот, из всего ...
...
известный популяризатор себя Панчин родил пост как стать атеистом: моя история. что тут хочется сказать. стать можно инвалидом, алкоголиком, жиробасом. но нельзя стать доктором наук или президентом банановой республики. к этому нужно долго и упорно идти, прилагая усилия. так и к ...