рейтинг блогов

Исторические развилки Екатеринбурга-1918

топ 100 блогов periskop.su20.07.2020 Не стал встревать в истерический красно-белый срач, традиционный к 17 июля в соцсетях. Там одни сопли и эмоции, и ни грамма разума и анализа. Но кое-что стоит добавить к общей картине.

Когда я создавал Путеводитель Транссиба (год-полтора назад), то само собой пришлось тесно сталкиваться с личностью Николая II в той эпохе. Да и в целом, это был один из самых "железнодорожных" императоров - наверное, на втором месте по воздействию развития железных дорог на его карьеру, после его батюшки Александра Третьего. В итоге, в книге у меня получилось аж 6 вставок про ж/д эпизоды с Николаем - к ст. Петровск (Ярославская линия), Волжскому мосту у Ярославля, ст. Поздино (Нововятск), ст. Шарташ, ст. Вагай, ст. Любинская. После сокращения книги в конце 2019-го осталось три эпизода. Это прогулка семьи у р. Вятки (следование в Тобольск в сентябре 1917), выгрузка Николая с супругой и дочкой на ст. Шарташ (30 апреля 1918) и крайняя точка следования поезда с семьей Романовых близ Омска (28 апреля 1918). Вагай, Петровск и Волжский мост пришлось выкинуть из компактной версии.
Исторические развилки Екатеринбурга-1918
Николай II на фоне поезда в Ставке, 1916 г.


Так вот. Расстрел с такими жестокостями всей семьи Николая - это, конечно, реальный косяк "красных". Однозначно. Гордиться тут нечем - не зря же в истории СССР этот эпизод особо не педалировался, кроме небольшого периода в конце 1920-х. Неизвестно, выжил ли бы сам Николай после открытого процесса, который собирались устроить в Москве - наверное нет. Дали бы вышку, в той обстановке. И Александра Федоровна тоже пошла бы под раздачу. Но семья бы уцелела, скорей всего, и тем более слуги, которым вообще нечего пришить. А вот после войны, когда у Мао в руках оказался император Пу И, плененный советскими войсками в Маньчжурии - то он не просто уцелел, работая архивариусом в библиотеке, а его даже потом ввели в составк НПКСК Китая, это такая демократическая бутафория в их парламенте. Это при том, что он в войну был главой прояпонской Маньчжурии и сидел "под оккупантами", злейшими врагами китайцев и Мао и Чана. То есть, китайцы поступили более стратегически грамотно, учитывая прецеденты.

Но тут надо вспомнить и общую атмосферу лета 1918-го, ибо контекст всё решал и цепь случайностей тоже.
Что мы имели на тот момент?
1) Разбалансировку управления, и как следствие, резкое повышение роли региональных властей в решениях.
2) Постоянные обрывы связи и её нестабильность ввиду диверсий и самоуправства на местах - то есть, даже телеграфный приказ мог дойти не вовремя и даже иногда потеряться.
3) Беспорядочное управление громадной системой железных дорог экс-империи, следование поездов по запискам и без расписания. По факту, большевики должным образом овладели системой ж/д, которая была под их контролем, только к февралю 1919, когда военными сообщениями стал управлять Аржанов, выдвиженец Троцкого. Т.е. и в транспорте была анархия.
4) И самое главное, конец мая и июнь 18-го - это мятеж белочехов на всем Транссибе и соответственно, переход всех Советов, граничащих с проблемной зоной, в режим экстремального управления. А Екатеринбург - это рядом с Челябинском, совсем недалеко.

К тому же, если вспомнить обстоятельства "встречи" литерного поезда Николая 30 апреля 1918 в Екатеринбурге, настрой народной толпы, собравшейся ввиду утечки сведений о прибытии этого поезда на вокзале, тоже был крайне негативным. Экс-царя с супругой чуть не линчевали прямо на станции. Вот весьма яркое свидетельство комиссара Яковлева (Мячина) о том дне:

"Поезд стоял на пятой линии от платформы. Когда нас увидели, стали требовать вывести Николая и показать им. В воздухе стоял шум, то и дело раздавались угрожающие крики: "Задушить их надо! Наконец-то они в наших руках!" Стоявшая на платформе охрана весьма слабо сдерживала натиск народа, и беспорядочные толпы начали было надвигаться на мой состав. Я быстро выставил свой отряд вокруг поезда и для острастки приготовил пулеметы. К великому моему удивлению, я увидел, что во главе толпы каким-то образом очутился сам вокзальный 1-й комиссар. Он еще издали громко закричал мне:
- Яковлев! Выведи Романовых из вагона. Дай я ему в рожу плюну!

Положение становилось чрезвычайно опасным. Толпа напирала и все ближе подходила к поезду. Необходимо было принять решительные меры. Я отправил к начальнику станции Касьяна с требованием немедленно поставить между платформой и составом какой-нибудь товарняк, а наш поезд отправить на станцию Екатеринбург-2. Крики становились все больше грозными. Чтобы на время, пока придет Касьян, образумить толпу, я как можно громче крикнул своему отряду:
- Приготовить пулеметы!

Это подействовало. Толпа отхлынула, по моему адресу тоже полетели угрожающие крики.
"

В итоге, литерный поезд увели на ст. Шарташ (тогда Екб-2) и потом уже его доставили в место поселения, Ипатьевский дом. Но настрой уральского начальства был всё равно негативным. И когда всё случилось - то Москва санкционировала произошедшее уже задним числом, вынужденно.

Ещё одна развилка была 28 апреля. Если предположить, что Яковлев бы смог договориться о проходе поезда через Омск на Новониколаевск или на Челябинск через Куломзино, то судьба Николая сложилась бы радикально иначе - он через месяц бы оказался в руках белочехов, вместе с женой и одной из дочерей (Татьяной). Но он не договорился, и на станции Любинской - это всего 50 км от Омска - развернули паровоз и поехали в обратную сторону. На Урал.

Так что, как мне представляется, случившееся - результат общей атмосферы усиления взаимного ожесточения к лету 1918-го, анархии в управлении и общем крайне негативном настрое регионального Совета на Урале. В столице таких эксцессов вполне можно было избежать.
(все вопросы качества управления Империей самим Николаем II я сейчас оставляю в стороне, речь не об этом)

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Забыла похвастаться. Сегодня в Издательском Доме "Коммерсант" типа награждение лучших журналистов года было. Типа я награждена. ...
мало где вы найдете ответ на этот у всех возникающий вопрос. причина: вас обучают 1) по брит. или амер. пособиям, написанных для европейцев, 2) русскоязычной копией таких пособий. во всех западно европейских языках есть ТРИ РАЗНЫХ "ЭТО". поэтому им нет смысла объяснять, сразу понятно. ...
В продолжение темы Дела духовные... Как "отфутболивают" жалобщиков в Управделами МП: ""В ходе телефонного разговора в Патриархии нам пояснили, что если бы Тамара Филиппова сразу же обратилась в полицию и сняла побои, разрешить ситуацию было бы проще. Доказательством не являются даже ...
Иногда хочется Да под рыбку Ну и что, что вредно )) ...
омг звук ...