Деревянный Горький и дочь химика с голубыми волосами

В наш век информационной булимии медиасфера живет своей собственной жизнью.
Все журналисты знают - если туда что-то попало, будь то фейк или слух, вывести невозможно, это хуже лишая. Можно только наблюдать за переносчиками и мутациями.
К примеру, нет, наверное, ни одного издания, которое еще не напечатало статью про "реальных прототипов", которые Алексей Толстой вывел в героях своей сказки "Золотой ключик, или Приключения Буратино".
Все пишут об одном и том же - мол, папа Карло - это Константин Сергеевич Станиславский, а Джузеппе Сизый Нос - разумеется, Владимир Иванович Немирович-Данченко. Почему?

Потому, что в конце сказки упоминается молния на занавесе нового театра - явный намек на мхатовскую чайку.
У Толстого действительно такое есть: «На занавесе его (театра - ВН) блестел золотой зигзаг молнии».
Но где молния, а где МХАТовсткая чайка? Вы вообще помните, как выглядит эмблема МХТ?

Она и раньше такой же была.

А вот как выглядел у художника Малаховского занавес найденного Буратино театра на самых первых иллюстрациях к книге, которые автор лично согласовывал.

Как говорится в старом грузинском анекдоте: "Где мой дом - а где Кура?"
Дальше - больше.
Карабас-Барабас - это Мейерхольд. Почему? Потому что Мейерхольд жестко "строил" своих актеров, вместо бороды носил длинный шарф, концы которого заталкивал в карманы, чтобы не волочились по полу, а вместо плетки использовал маузер, который часто клал перед собой на столик во время репетиций.

Буратино - это Горький (Как Горький? Почему Горький? Что их вообще связывает, кроме того, что в год выхода "Буратино" старенький Горький помер?), а Мальвина - его жена, актриса Мария Андреева, которая сбежала с ним из театра на Капри.

В театре Мейерхольда она, правда, отродясь не служила и вообще артистическую деятельность оставила еще в 20-е годы, но это не важно.
Зато Пьеро - это Блок. Это точно.
Почему Блок, к моменту выхода "Буратино" почти двадцать лет как покойник? Почему не Вертинский - практически официальный Пьеро Серебряного века?

Молчит медиасфера, скачет дальше, не дает ответа.
Ну ладно, положим, про дихотомию Станиславского и Мейерхольда и Блока - Пьеро писал еще М. Петровский в своей классической работе 1986 года «Книги нашего детства». Статью оттуда «Что отпирает «Золотой ключик»? я, как и многие другие, считаю лучшим литературоведческим исследованием книги Толстого. Но вот как раз линия прототипов выглядит там весьма натянутой.
А Буратино-Горький откуда? А все остальное?
В общем, не буду тянуть интригу - я все-таки нашел источник.
Им оказались... слухи.
Но не сегодняшние слухи-скороспелки, а слухи ядреные, выдержанные, сплетни почти вековой давности!
Фаина Георгиевна Раневская, как известно, таки очень дружила с Эсфирь Соломоновной Ицкович, чей папа Соломон Ицкович был когда-то при старом режиме в Таганроге компаньоном Гирша Фельдмана - отца Фаины Георгиевны.

Подружившиеся в детстве дочки переписывались всю свою жизнь, оказавшуюся весьма долгой - переписка прервалась только в мае 1974 года с отъездом Эсфири Соломоновны в Израиль.
Но к черту подробности, рассказ и так затянулся. Цитирую еще довоенное письмо Раневской от 26 ноября 1936 года. Речь о постановке Таировым пьесы Демьяна Бедного "Богатыри" и случившихся в этой связи неприятностях:
"Но дело не в запрете, Фирочка, а в том, что по поводу этой пьесы было постановление ЦК, и в том, что другие режиссеры сразу же начали пинать Таирова. Я ему за это сразу же простила все обиды. Не выношу, когда пинают упавшего, сердце разрывается от жалости. От Мейерхольда ничего хорошего ждать не приходится. Этот пнет любого режиссера из зависти, потому что сам в искусстве полный профан. В самое тяжелое время у меня даже и мысли не возникало, чтобы пойти к нему на «погост» (так я про себя называю его ГОСТИМ). Помимо того, что он полная бездарность, он еще и страшный самодур и грубиян.
Толстой-третий написал сказку «Золотой ключик». Прочти ее, он там ославил множество народу под видом сказочных героев. Я бы сама не догадалась, но мне объяснили в театре. Главный герой Буратино - это Горький, Мальвина - жена Блока Любовь Менделеева, а сам Блок выведен как Пьеро.

В сказке есть злодей Карабас-Барабас, директор кукольного
театра, так вот это - Мейерхольд.
Черт с Мейерхольдом, но я очень переживаю из-за того, что
сказал Станиславский. Вот надо же было ему, корифею, на старости
лет ввязываться в эту свару".
Вот так вот. Еще в 1936 году, сразу по выходу "Буратино", кто-то пустил слух, ничем его не аргументируя - и курилка живет и поныне.
Словно мухи, тут и там
Ходят слухи по домам,
А беззубые старухи
Их разносят по умам! (с)
|
</> |