Люблю волчок, забаву детства...

топ 100 блогов vikond6509.12.2021 Люблю волчок, забаву детства... 00006a61_big

Ровно 100 лет назад, 9 декабря 1921 года впервые оторвался от земли вертолет Бреннана - один из самых оригинальных винтокрылых летательных аппаратов, когда-либо построенных на нашей планете. Однако началась эта история гораздо раньше.

Бывает, что человек, в детстве привязавшийся к какой-то игрушке, потом сохраняет эту трогательную привязанность на всю жизнь. У австралийского инженера и изобретателя Луиса Бреннана такой игрушкой, судя по всему, был волчок. Но не тот, который кусает за бочок, а тот, который крутится, сохраняя равновесие. Иными словами - гироскоп.

Бреннан на протяжении почти полувека создавал движущиеся устройства, основанные на маховиках и гироскопах, правда, ни одно из них не получило широкого распространения. Самое первое его изобретение оказалось самым успешным. Еще в 1877 году, в возрасте 25 лет он запатентовал оригинальную торпеду с внешним приводом, в которой две массивные вращающиеся катушки со стальной проволокой играли роль гироскопов, удерживающих снаряд на курсе. В 1886 году, после доработки, торпеды Бреннана были приняты на вооружение британского флота и 20 лет стояли на боевом дежурстве, а изобретатель получил солидную сумму, потраченную на дальнейшие исследования.

В 1903 году Бреннан оформил патент на монорельсовый мотовагон, удерживаемый в вертикальном положении гироскопами. В 1907 году была построена и успешно испытана действующая модель мотовагона, а в 1909-м - сделан полноразмерный образец с двумя 20-сильными бензиновыми двигателями, способный перевозить до 50 пассажиров со скоростью 35 км/ч. Гироскопическая автомотриса Бреннана привлекла большое внимание публики, но не инвесторов.

Хотя, монорельсовые пути стоили почти вдвое дешевле обычных, система, все равно, получилась экономически невыгодной, ведь бреннановский локомотив не мог буксировать обычные прицепные вагоны. Каждому вагону требовался для балансировки собственный маховик и - соответственно - двигатель для его раскрутки. Это делало состав слишком дорогим в производстве и в эксплуатации, а строить монорельсы, чтобы гонять по ним одиночные мотовагоны, железнодорожники сочли неразумным.

Кроме того, значительная часть мощности силовой установки такого мотовагона расходовалась не на движение, а на балансировку, то есть - на периодическую раскрутку тяжелого маховика. В результате монорельс Бреннана так и остался в разряде забавных, но бесполезных технических курьезов.

Люблю волчок, забаву детства... 00006a5e_big
Луи Бреннан (второй слева) с моделью своего монорельсового мотовагона.

Люблю волчок, забаву детства... PSM_V75_D043_Brennan_double_gyrostat_for_monorail_car_equilibrium
Конструктивная схема балансировочного механизма с двумя маховиками-гироскопами и сам мотовагон при виде спереди. Под остеклением кабины машинистов установлены два больших сотовых радитора.

Люблю волчок, забаву детства... Monorail_gyroscopique_Brennan

Люблю волчок, забаву детства... 00006a60_big
"Вагон-канатоходец" с пассажирами и грузом.

Переключившись с железнвх дорог на авиацию, Бреннан в 1916 году предложил британским военным проект весьма своеобразного вертолета, представлявшего собой "летающий волчок" с огромным пропеллером и маленькой кабиной пилота под ним. Несущий ротор приводился в движение звездообразным мотором, укрепленным над втулкой, причем - не напрямую, а с помощью двух вспомогательных "раскруточных" винтов, связанных с мотором длинными карданными валами, проходившими внутри лопастей.

Для парирования реактивного момента и управления аппаратом была предусмотрена целая система из четырех вертикальных и четырех горизонтальных винтов, укрепленных на крестообразной раме и связанных с мотором валами отбора мощности, а с пилотской кабиной - тягами управления числом оборотов.

Люблю волчок, забаву детства... brennan-helicopter-patent
Вверху - патентный чертеж вертолета Бреннана. Не совсем понятно, какой был смысл в столь "хитровыдуманной" конструкции и почему изобретатель не сделал прямой привод несущего винта от мотора. Не знаю, как Бреннан отвечал на эти вопросы, если ему их задавали, но он сумел заинтересовать своим изобретением самого Уинстона Черчилля, который, судя по всему, не отличался технической грамотностью, а потому "продавил" финансирование постройки и испытаний прототипа в министерстве боеприпасов.

Строительство вертолета затянулось, так как изобретатель постоянно вносил в проект изменения, а поступление денег от министерства сократилось после окончания мировой войны и урезания военного бюджета. Тем не менее, к концу 1921 года аппарат был построен и начались его летные испытания.

В окончательном виде геликоптер заметно отличался от исходного проекта. "Раскруточные" винты переместились на концы лопастей, на лопастях появились элероны, которые должны были играть роль автомата перекоса, исчезла рама с балансировочно-рулевыми винтами, а кабина пилота приняла вид маленького самолетного фюзеляжа с рулем направления на хвосте.

Люблю волчок, забаву детства... brennan-helicopter-tethered

В 1921 - 25 годах вертолет Бреннана около 70 раз отрывался от земли, но ни разу ему не удалось подняться на высоту более трех метров, то есть, подъемы в значителной мере осуществлялись за счет эффекта "воздушной подушки". Назвать их полноценными полетами было нельзя, к тому же, в воздухе аппарат фактически не управлялся.

В ходе испытаний Бреннан продолжал доделывать и переделывать вертолет, постоянно запрашивая деньги у военного ведомства. В конце концов военным это надоело и в 1926 году они закрыли проект, признав его неудачность и списав в убыток потраченные на него 260 тысяч фунтов стерлингов.

Люблю волчок, забаву детства... brennan-helicopter-complete
Вертолет Бреннана на аэродроме во время испытаний. Обратите внимание на две дополнительные короткие лопасти винта, установленные при одной из доработок.

В конце жизни Бреннан, которому было уже 74 года, построил прототип двухколесного гироскопического автомобиля, но эта разработка, как и мотовагон, не заинтересовала ни покупателей, ни производителей.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Захотелось выразить своё мнение по поводу новых обстоятельств курортного сезона в Одессе. Определённо фактом можно считать замещение российских туристов в Одессе украинскими. Причины, думаю, понятны. Россияне ехать к нам боятся, вне зависимости от реальной опасности, угрожающей им здесь, ...
Начать эту сложную для российского общества тему отношения к своей советской истории хочу с американского кино и сериалов, которые мы все любим смотреть и которые во многом формируют мировоззрение американского обывателя к своей истории и внешнему миру. А поскольку их кинопродукцию ...
Счастья, любви и спокойствия в новом году вам и вашим близким! ...
Колонна освобожденных французских пленных обгонят колонну ИС-2, 1945 год. ...
В посте с правилами голосования написано: "Голосовать необходимо за каждую стилизацию." Но я вижу, что не все голосовали по правилам, потому что за один пост 26 голосов, за другие по 25, 20 и даже 19. Очень прошу исправить эту ошибку ЗДЕСЬ . Все участники конкурса старались, ...