Лучший подарок к празднику: человечный епископ

топ 100 блогов diak-kuraev18.01.2015 http://kamensk-eparhiya.ru/otdely/informatsionno-izdatelskij-otdel/news/eparkhialnye-novosti/2271-episkop-mefodij-ne-nuzhno-lukavit-i-pytatsya-perekhitrit-boga.html

Епископ Мефодий говорит негромко, но убежденно. Внимательно выслушивает, но четко соблюдает отведенный для беседы временной регламент. Чувствуется, что на служение в Каменской епархии он настроен очень серьезно. И вместе нельзя не заметить, что он, говоря светским языком, горячо увлечен своей работой.

Накануне Рождества Христова и первой годовщины архиерейского служения епископа Каменского и Алапаевского Мефодия корреспондентгазеты  "Новый Компас" взял у него интервью.

Епископ Каменский и Алапаевский МефодийЕпископ Каменский и Алапаевский Мефодий (в миру - Михаил Александрович Кондратьев), 57 лет.

Родился 10 ноября 1957 года в Уфе. В 1982 году окончил Московский физико-технический институт по специальности "инженер-физик", после чего преподавал в мединституте в Уфе.

В 1984 году начал служить в храме Ивановской епархии, принял монашество. В течение 26 лет был настоятелем Свято-Георгиевского сельского храма. С 1998 года активно занимался реабилитацией наркозависимых, написал более 20 работ по этой проблеме.

В 2004 году заочно окончил Московскую духовную семинарию. Был председателем епархиального суда Иваново-Вознесенской, а потом Кинешемской епархии.

25 января 2014 года был рукоположен во епископа Каменского и Алапаевского.

Является заместителем сопредседателя совместной рабочей группы Государственного антинаркотического комитета РФ и Русской Православной Церкви (РПЦ), членом Общественного совета при ФСКН России, членом Коллегии при Отделе по церковной благотворительности и социальному служению РПЦ.

С 2010 года обучается в Общецерковной аспирантуре имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия.

Имеет церковные награды, в том числе Патриаршию грамоту (2010). Удостоен медали «За содействие Госнаркоконтролю России» (2005).

 

- Владыка, как вы пришли к вере?
- Я вырос в верующей семье. Родители мои были венчаны, меня крестили совсем маленького, в доме были иконы. Бабушка ходила в храм, соблюдала посты...

- А пионером, комсомольцем вы были?
- Да.

- И не было какого-то противоречия в душе?
- Чтобы соотносить одно с другим, нужно быть очень проницательным человеком, обладать недетским интеллектом. К тому же я не был еще настолько верующим.

- Кем работали ваши родители?
- Мама - конструктором, отец - рабочим, инженером.

- А вы кем мечтали быть?
- Когда поступал в МФТИ, хотел быть ученым. Увлекался физикой и математикой.

- Как приняли решение стать монахом, не иметь семьи?
- Обычно о таких вещах вслух не говорят... Скажу кратко: Бог призвал, и я не смог этому противиться.

- А более подробно не можете рассказать, потому что это очень личное?
- Да. Скажем, не принято рассказывать об отношениях с любимой девушкой. Это не целомудренно. Так и тут...

- Были у вас в жизни какие-то знамения, которые укрепили вас в вере?
- Конечно. Жизнь в вере - это общение с Богом. Если нет таких событий, тогда и веры нет.

- Но говорить об этих знаковых событиях тоже нельзя?
- Просто зачастую то, что значимо для тебя, может ничего не значить для окружающих. Кто-то вообще может решить, что я что-то фантазирую. Да и важно не то, что именно произошло, а то, как это преломилось внутри человека. Вот и какие-то слова могут так сильно запасть в душу, что это тоже будет знамением... Вообще в вере очень важно наблюдать за собой. Чтобы общаться с Богом, надо заглянуть в себя. В Евангелии же написано: "Царствие небесное внутри вас есть". И дверь В Царствие небесное находится в твоем сердце. А собственное сердце открыто только самому человеку. Так что заметить и прочитать мои знамения могу только я. Поэтому, когда ты говоришь о них вслух, слова могут просто обесцениться, ведь у других людей - другое сердце...

- Ваши впечатления от Каменска? Как Вам служится у нас?
- Когда дается Божие благословение, то и любовь приходит. Раньше девушку и парня благословляли на брак - вслед за этим приходила любовь. Так и здесь. У меня очень глубокие чувства к городу, к пастве...

- Получается, куда бы вас не направили служить, вы полюбите любое место?
- Это скорее исключение, чем правило, когда священника или архиерея направляют в другое место. Поэтому я надеюсь, что всегда буду здесь с этой паствой... Кстати, хотел бы отметить доброе отношение к епархии в администрации города, где всегда получается найти взаимопонимание и поддержку. Такое случается далеко не во всякой епархии.

- Какие особенности нашего города бросились Вам в глаза?
- Монах не должен очень сильно блуждать глазами. Поэтому не могу сказать, что я все осмотрел. В целом город мне показался симпатичным. Но вот самый центр, где наши храмы расположены, немного заброшен. Далекие от центра районы - более благоустроены. Центр же оказался... окраиной. В смысле благоустройства, транспортной доступности.

- Вы имеете в виду Старый Каменск. Но тут частный сектор...
- В частном секторе тоже живут наши граждане.

- Какая, на ваш взгляд, самая большая проблема сегодня в обществе?
- Это глобальный вопрос, имеющий разные аспекты - государственный, социальный, нравственный...

- Тогда главная государственная проблема?
- Мы заявили, что являемся суверенной державой. Хотя, по большому счету, мы таковой не вполне являемся. Иногда действуем вопреки собственным интересам - ради интересов других стран. Постоянно говорим: вот, мы отстали от таких-то стран на столько-то лет. Да ничего мы не отстали. Просто мы совсем другие. Россия - совершенно уникальная страна. Нам нужно не шарахаться из стороны в сторону, а идти свои путем. Потенциал для этого у нас есть.

- А в нравственном плане что сейчас самое важное?
- Надо возвращаться к духовным корням - к Церкви. Хотя всегда можно сказать, что церковная жизнь не является состоянием многих. Но справедливы слова Господа: "Не бойся, малое стадо!" Во все времена количество верующих достаточно небольшое. Но, с другой стороны, это небольшое количество верующих иногда определяет судьбу всего народа. Надо, чтобы у нас в Церкви был такой актив. Который в гораздо большей степени, чем это сейчас происходит, влиял бы на судьбу страны. А наш местный актив - влиял бы на нравственность и судьбу города.

- Ваше отношение к тем, кто выходит на митинги, например, за справедливое ЖКХ, против коррупции?
- Митинги не запрещены ни законом, ни церковью. Но они должны проводиться корректно... Хотя есть и другая сторона проблемы: порой митинг - это жест отчаяния, чтобы власть все-таки услышала людей. Если власть не хочет слышать людей и замечать назревших проблем, то в конце концов люди совершают даже государственные перевороты. Не дай нам Бог еще такое пережить... Революции ни к чему хорошему не приводят. А к конфликту, как правило, ведут ошибки с обеих сторон.

- Молодежь уезжает из Каменска – в Екатеринбург и другие крупные города. Можно ли как-то повлиять на этот процесс?
- Да, уезжают. Для людей, которые не живут церковной жизнью, это обычное решение. Но для настоящих прихожан основное ядро притяжения - это церковь. Именно поэтому церковный человек может жить полной жизнью даже в каком-нибудь глухом селе.

- Церковь сегодня активно привлекает прихожан (и особенно молодежь) с помощью общественной жизни: молодежные клубы, экскурсии, праздники...
- Пока не так уж сильно привлекает. И все же должна быть привлекательна сама вера. Все эти экскурсии-праздники - это что-то дополнительное. Основное богатство Церкви находится внутри нее. Но, к сожалению, пока не хватает таких священников, которые могут заражать своей верой.

- Есть люди, которые искренне верят в Бога, но не участвуют в церковной жизни. Зайдут в храм, поставят свечку, опустят пожертвование...
- Суть религии - это таинства. Храм создан Богом для того, чтобы люди собирались и участвовали в таинствах.
Я вообще не спрашиваю: верит человек или нет. Важно другое: как часто ходит в храм, исповедуется. А остальное... это дым, облака, которые меняются постоянно. Поэтому если кто-то проходит мимо таинств, то он проходит и мимо церкви, и мимо своего спасения.

- Даже если он делает добрые дела, помогает Церкви?
- Это в природе человека - делать добрые дела. И безбожники делают добрые дела. Но спасает Бог.

- Знаю человека, который рассуждает так: "Не уверен, что Бог есть. Если бы я стал свидетелем какого-то чуда, я бы уверовал. Если Бог все-таки есть, то он поймет мое неверие и помилует, он же всемилостивый..." Что Вы можете ответить этому человеку?
- Не надо лукавить. Если говорите, что Бога нет, то откуда вы знаете, что он именно такой, какого нет? Почему он всемилостивый, если его нет? И непонятно, почему он вас помилует.
Если есть сомнения в существовании Бога, то можно убедиться, что Бог есть. Если у человека достаточно интеллекта и интереса, вопрос прояснить не так сложно.

- И как прояснить, как убедиться?
- Вы говорите о чуде? Но Бог сказал: если и мертвый воскреснет, человек не поверит. Мертвый воскрес! Мир свое летосчисление ведет от того человека, который умер и воскрес. Как можно не видеть очевидные вещи? Как можно не видеть этот мир как таковой, его красоту? Какое еще нужно чудо? Да, есть и воскресшие, которые приходили с того света. Почитайте православную литературу... Но не нужно пытаться перехитрить Бога: мол, живу как хочу, а попаду в Царствие Небесное.

- Сейчас в стране кризис. Как он отразится на церкви? Может быть, сложные обстоятельства как раз укрепят веру?
- Сегодняшний кризис, думаю, не является чем-то особенным. По сути, мы живем в стране вечного кризиса. Поэтому и русский народ и церковь - кризисоустойчивы.
Вера, действительно, в большей степени востребована в сложных обстоятельствах. В это время люди сосредотачиваются. Тяготы, скорби соединяют все духовные силы человека воедино: и волю, и мышление, и чувства. И человек может точно понять, что важно, а что - нет. И он остается с Богом.

- Скорби - это наказание за грехи или испытание во благо?
- Если не говорить о каких-то исключительных случаях (особом Божием промысле в отношении приближенных к нему людей), то в основном мы расхлебываем кашу, которую сами заварили. Не стоит все, что с нами происходит, экстраполировать сразу в небеса. Лучше, если человек смиренно о себе думает. Даже праведники считали себя недостойными особого внимания Божия. Надо воспринимать происходящее как-то легче. Разные ситуации бывают - нужно их пройти достойно, остаться верным Богу.

- Говорят: человек сам кузнец своего счастья...
- Счастье (или блаженство - по церковной терминологии) человека во многом зависит от него самого - от того, как он будет жить. Например, есть заповедь (а значит, наша обязанность): всегда радуйтесь. Не сразу этого можно достичь. Речь не о безумной радости, а о той, которая приходит человеку, живущему у Христа за пазухой...

- А Вы счастливы?
- Блажен ли я? Не уверен. Не могу себя назвать ни счастливым, ни несчастливым. Я выбрал свой путь, и никогда в этом не раскаивался. А достиг ли я меры блаженства? Мне кажется, еще есть куда двигаться.

- О чем вы мечтаете?
- Мне хочется, чтобы Бог обо мне, моем поведении, если уж не радовался, то хотя бы не скорбел.

- Владыка, а с родными Вы общаетесь? Монахам это не возбраняется?
- Это зависит от ряда причин, но в целом такого запрета нет... С родными я общаюсь. Родители мои уже скончались, наиболее близкие мне люди - это сестра и ее семья. В прошлом году я был у них в Уфе.

- Какие изменения за год произошли в нашей епархии?
- Честно говоря, я не очень торопился вносить изменения. Сначала надо понять, что ты имеешь. Потом составить план: что можно сделать из того, что есть, не разрушив при этом имеющегося своеобразия. Вообще я не сторонник что-то менять, если можно оставить как есть. Вместе с тем некоторые изменения все же произошли. Например, увеличилось число благочиний. Сейчас создается система епархиального управления. Вот после ее создания можно будет проводить перемены.

- Вас можно назвать топ-менеджером епархии...
- Назвать можно кем угодно, но насколько это соответствует действительности? Я бы не хотел таких слов. Епископ - это епископ.

- Но вы тоже управленец...
- У нас совсем другая система управления - она перевернута по сравнению с системой управления, скажем, в бизнесе. У нас есть закон: кто хочет быть большим, да будет всем слугой, кто хочет быть первым, да будет всем рабом. Церковь имеет особую Божественную природу...

- У вас большой опыт реабилитации наркозависимых. Будет ли продолжена эта работа в Каменске?
- У меня два послушания. Первое - в Москве (оно общецерковное - работа с наркозависимыми). Второе (и главное) - это управление Каменской епархией. Я не смешиваю два этих служения.

- Смотрела передачу "Архипастырь", где вы рассказывали, что реабилитация наркозависимых при Свято-Георгиевском приходе началась во время кризиса 1998 года, когда до глухого села перестал ходить транспорт и в храме почти не стало прихожан...
- Так и было. Мы решили пригласить помощников, для которых и сами стали помощниками. Мы им помогали на пути спасения, а они нам - с трудами по храму.

- И сколько человек прошло через ваш центр?
- Порядка сотни человек. Есть очень успешные случаи, а есть люди, которые в итоге не смогли выбраться из этой ямы. Но пока они жили с нами, наркотики не употребляли.

- Как можно помочь каменским наркоманам, могут ли их близкие обратиться в церковь?
- Если люди обращаются в церковь, мы должны оказать им помощь. Конечно, в меру имеющихся возможностей. Надеюсь, что в ближайшем будущем они расширятся. И людей, знающих эту проблему, в церкви будет больше.

- Владыка, есть у вас какие-то увлечения?
- Особого хобби нет. Я увлечен тем, что касается церковной жизни.

- А любимые писатели, поэты? Литературные произведения, фильмы?
- Достоевский, Пушкин, Тютчев. Любимые книги - романы Достоевского. Если выделить одну, то это "Братья Карамазовы". А фильмов, которые нравятся, много.

- Ваш любимый исторический персонаж?
- Иисус Христос, конечно. Никого другого поставить с ним рядом невозможно.

- Есть ли ощущение, что приближается конец света?
- Он приближается с каждым годом. Но не думаю, что мы находимся на финишной прямой. Нет такого ощущения. Не все еще, что должно было произойти, произошло. Поэтому жизнь продолжается. Надо трудиться.

Источник: {http://kamensk-eparhiya.ru/}




***
Не могу сказать, что все ответы удались (например, тезис о том. что молодой церковный человек никогда не уедет из деревни в город). Но очень порадовало, что в беседе виден человек. Который не учился в семинарии, но, возможно, именно поэтому говорит просто от сердца, без штампов.

Так что не все архиереи - "Левиафаны" :)

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Здравствуйте! Эльфы продолжают вязать:) Покажу сегодня платье, которое начала вязать в прошлом году и закончила в этом. Платье так назвал муж, когда я первый раз его надела полностью сшив. ((др.-сканд. Freyja — дама) — в германо-скандинавской мифологии богиня любви и войны, жительница Асг ...
Доллар на сейчас стоит 49,93 рубля. Очередной барьер взят. Причины... Да их много. И нефть (выше 62 долларов за барель) и откат после атаки спекулянтов и удержание стабильности в стране. Кстати гривна сегодня также укрепилась (на 1,3 грн. доллар до 21,65 на Межбанке), но если в дальнейше ...
Считаю, радоваться и одобрять пэрэмогу этой их Джамалы на "Эуровидении" должен каждый вменяемый человек. Причин несколько. Во-первых, Москве не придётся в следующем году принимать всю эту кодлу, в которой, того и гляди, будет двенадцать кончит на дюжину. Во-вторых, Европа в очередной ...
чем больше на них смотрю, тем больше не верю, что они существуют. ну посмотрите, они же уже настолько идеальные, дальше только, прости господи, иконы. удивительно! а вот здесь еще четкие ассоциации с музеем мадам Тюссо ...
Есть у меня один френд. Он живет в Москве, но у него украинские корни и дед у него из Киева. Всё, что творят тут у нас рашисты, он воспринимает как личную трагедию и мечтает получить украинское гражданство. Человек он неординарный. Большой изобретатель. И мог бы принести большую пользу наш ...