Лучший подарок к празднику: человечный епископ

Епископ Мефодий говорит негромко, но убежденно. Внимательно выслушивает, но четко соблюдает отведенный для беседы временной регламент. Чувствуется, что на служение в Каменской епархии он настроен очень серьезно. И вместе нельзя не заметить, что он, говоря светским языком, горячо увлечен своей работой.
Накануне Рождества Христова и первой годовщины архиерейского служения епископа Каменского и Алапаевского Мефодия корреспондентгазеты "Новый Компас" взял у него интервью.
Епископ Каменский и
Алапаевский Мефодий (в миру - Михаил Александрович Кондратьев), 57
лет.
Родился 10 ноября 1957 года в Уфе. В 1982 году окончил Московский физико-технический институт по специальности "инженер-физик", после чего преподавал в мединституте в Уфе.
В 1984 году начал служить в храме Ивановской епархии, принял монашество. В течение 26 лет был настоятелем Свято-Георгиевского сельского храма. С 1998 года активно занимался реабилитацией наркозависимых, написал более 20 работ по этой проблеме.
В 2004 году заочно окончил Московскую духовную семинарию. Был председателем епархиального суда Иваново-Вознесенской, а потом Кинешемской епархии.
25 января 2014 года был рукоположен во епископа Каменского и Алапаевского.
Является заместителем сопредседателя совместной рабочей группы Государственного антинаркотического комитета РФ и Русской Православной Церкви (РПЦ), членом Общественного совета при ФСКН России, членом Коллегии при Отделе по церковной благотворительности и социальному служению РПЦ.
С 2010 года обучается в Общецерковной аспирантуре имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия.
Имеет церковные награды, в том числе Патриаршию грамоту (2010). Удостоен медали «За содействие Госнаркоконтролю России» (2005).
- Владыка, как вы
пришли к вере?
- Я вырос в верующей семье. Родители мои были венчаны, меня
крестили совсем маленького, в доме были иконы. Бабушка ходила в
храм, соблюдала посты...
- А пионером,
комсомольцем вы были?
- Да.
- И не было какого-то
противоречия в душе?
- Чтобы соотносить одно с другим, нужно быть очень
проницательным человеком, обладать недетским интеллектом. К тому же
я не был еще настолько верующим.
- Кем работали ваши
родители?
- Мама - конструктором, отец - рабочим, инженером.
- А вы кем мечтали
быть?
- Когда поступал в МФТИ, хотел быть ученым. Увлекался физикой
и математикой.
- Как приняли решение
стать монахом, не иметь семьи?
- Обычно о таких вещах вслух не говорят... Скажу кратко: Бог
призвал, и я не смог этому противиться.
- А более подробно не
можете рассказать, потому что это очень личное?
- Да. Скажем, не принято рассказывать об отношениях с любимой
девушкой. Это не целомудренно. Так и тут...
- Были у вас в жизни
какие-то знамения, которые укрепили вас в вере?
- Конечно. Жизнь в вере - это общение с Богом. Если нет таких
событий, тогда и веры нет.
- Но говорить об этих
знаковых событиях тоже нельзя?
- Просто зачастую то, что значимо для тебя, может ничего не
значить для окружающих. Кто-то вообще может решить, что я что-то
фантазирую. Да и важно не то, что именно произошло, а то, как это
преломилось внутри человека. Вот и какие-то слова могут так сильно
запасть в душу, что это тоже будет знамением... Вообще в вере очень
важно наблюдать за собой. Чтобы общаться с Богом, надо заглянуть в
себя. В Евангелии же написано: "Царствие небесное внутри вас есть".
И дверь В Царствие небесное находится в твоем сердце. А собственное
сердце открыто только самому человеку. Так что заметить и прочитать
мои знамения могу только я. Поэтому, когда ты говоришь о них вслух,
слова могут просто обесцениться, ведь у других людей - другое
сердце...
- Ваши впечатления от
Каменска? Как Вам служится у нас?
- Когда дается Божие благословение, то и любовь приходит.
Раньше девушку и парня благословляли на брак - вслед за этим
приходила любовь. Так и здесь. У меня очень глубокие чувства к
городу, к пастве...
- Получается, куда бы
вас не направили служить, вы полюбите любое
место?
- Это скорее исключение, чем правило, когда священника или
архиерея направляют в другое место. Поэтому я надеюсь, что всегда
буду здесь с этой паствой... Кстати, хотел бы отметить доброе
отношение к епархии в администрации города, где всегда получается
найти взаимопонимание и поддержку. Такое случается далеко не во
всякой епархии.
- Какие особенности
нашего города бросились Вам в глаза?
- Монах не должен очень сильно блуждать глазами. Поэтому не
могу сказать, что я все осмотрел. В целом город мне показался
симпатичным. Но вот самый центр, где наши храмы расположены,
немного заброшен. Далекие от центра районы - более благоустроены.
Центр же оказался... окраиной. В смысле благоустройства,
транспортной доступности.
- Вы имеете в виду
Старый Каменск. Но тут частный сектор...
- В частном секторе тоже живут наши граждане.
- Какая, на ваш
взгляд, самая большая проблема сегодня в
обществе?
- Это глобальный вопрос, имеющий разные аспекты -
государственный, социальный, нравственный...
- Тогда главная
государственная проблема?
- Мы заявили, что являемся суверенной державой. Хотя, по
большому счету, мы таковой не вполне являемся. Иногда действуем
вопреки собственным интересам - ради интересов других стран.
Постоянно говорим: вот, мы отстали от таких-то стран на столько-то
лет. Да ничего мы не отстали. Просто мы совсем другие. Россия -
совершенно уникальная страна. Нам нужно не шарахаться из стороны в
сторону, а идти свои путем. Потенциал для этого у нас
есть.
- А в нравственном
плане что сейчас самое важное?
- Надо возвращаться к духовным корням - к Церкви. Хотя всегда
можно сказать, что церковная жизнь не является состоянием многих.
Но справедливы слова Господа: "Не бойся, малое стадо!" Во все
времена количество верующих достаточно небольшое. Но, с другой
стороны, это небольшое количество верующих иногда определяет судьбу
всего народа. Надо, чтобы у нас в Церкви был такой актив. Который в
гораздо большей степени, чем это сейчас происходит, влиял бы на
судьбу страны. А наш местный актив - влиял бы на нравственность и
судьбу города.
- Ваше отношение к
тем, кто выходит на митинги, например, за справедливое ЖКХ, против
коррупции?
- Митинги не запрещены ни законом, ни церковью. Но они должны
проводиться корректно... Хотя есть и другая сторона проблемы: порой
митинг - это жест отчаяния, чтобы власть все-таки услышала людей.
Если власть не хочет слышать людей и замечать назревших проблем, то
в конце концов люди совершают даже государственные перевороты. Не
дай нам Бог еще такое пережить... Революции ни к чему хорошему не
приводят. А к конфликту, как правило, ведут ошибки с обеих
сторон.
- Молодежь уезжает из
Каменска – в Екатеринбург и другие крупные города. Можно ли как-то
повлиять на этот процесс?
- Да, уезжают. Для людей, которые не живут церковной жизнью,
это обычное решение. Но для настоящих прихожан основное ядро
притяжения - это церковь. Именно поэтому церковный человек может
жить полной жизнью даже в каком-нибудь глухом селе.
- Церковь сегодня
активно привлекает прихожан (и особенно молодежь) с помощью
общественной жизни: молодежные клубы, экскурсии,
праздники...
- Пока не так уж сильно привлекает. И все же должна быть
привлекательна сама вера. Все эти экскурсии-праздники - это что-то
дополнительное. Основное богатство Церкви находится внутри нее. Но,
к сожалению, пока не хватает таких священников, которые могут
заражать своей верой.
- Есть люди, которые
искренне верят в Бога, но не участвуют в церковной жизни. Зайдут в
храм, поставят свечку, опустят пожертвование...
- Суть религии - это таинства. Храм создан Богом для того,
чтобы люди собирались и участвовали в таинствах.
Я вообще не спрашиваю: верит человек или нет. Важно другое:
как часто ходит в храм, исповедуется. А остальное... это дым,
облака, которые меняются постоянно. Поэтому если кто-то проходит
мимо таинств, то он проходит и мимо церкви, и мимо своего
спасения.
- Даже если он делает
добрые дела, помогает Церкви?
- Это в природе человека - делать добрые дела. И безбожники
делают добрые дела. Но спасает Бог.
- Знаю человека,
который рассуждает так: "Не уверен, что Бог есть. Если бы я стал
свидетелем какого-то чуда, я бы уверовал. Если Бог все-таки есть,
то он поймет мое неверие и помилует, он же всемилостивый..." Что Вы
можете ответить этому человеку?
- Не надо лукавить. Если говорите, что Бога нет, то откуда вы
знаете, что он именно такой, какого нет? Почему он всемилостивый,
если его нет? И непонятно, почему он вас помилует.
Если есть сомнения в существовании Бога, то можно убедиться,
что Бог есть. Если у человека достаточно интеллекта и интереса,
вопрос прояснить не так сложно.
- И как прояснить,
как убедиться?
- Вы говорите о чуде? Но Бог сказал: если и мертвый
воскреснет, человек не поверит. Мертвый воскрес! Мир свое
летосчисление ведет от того человека, который умер и воскрес. Как
можно не видеть очевидные вещи? Как можно не видеть этот мир как
таковой, его красоту? Какое еще нужно чудо? Да, есть и воскресшие,
которые приходили с того света. Почитайте православную
литературу... Но не нужно пытаться перехитрить Бога: мол, живу как
хочу, а попаду в Царствие Небесное.
- Сейчас в стране
кризис. Как он отразится на церкви? Может быть, сложные
обстоятельства как раз укрепят веру?
- Сегодняшний кризис, думаю, не является чем-то особенным. По
сути, мы живем в стране вечного кризиса. Поэтому и русский народ и
церковь - кризисоустойчивы.
Вера, действительно, в большей степени востребована в сложных
обстоятельствах. В это время люди сосредотачиваются. Тяготы, скорби
соединяют все духовные силы человека воедино: и волю, и мышление, и
чувства. И человек может точно понять, что важно, а что - нет. И он
остается с Богом.
- Скорби - это
наказание за грехи или испытание во благо?
- Если не говорить о каких-то исключительных случаях (особом
Божием промысле в отношении приближенных к нему людей), то в
основном мы расхлебываем кашу, которую сами заварили. Не стоит все,
что с нами происходит, экстраполировать сразу в небеса. Лучше, если
человек смиренно о себе думает. Даже праведники считали себя
недостойными особого внимания Божия. Надо воспринимать происходящее
как-то легче. Разные ситуации бывают - нужно их пройти достойно,
остаться верным Богу.
- Говорят: человек
сам кузнец своего счастья...
- Счастье (или блаженство - по церковной терминологии)
человека во многом зависит от него самого - от того, как он будет
жить. Например, есть заповедь (а значит, наша обязанность): всегда
радуйтесь. Не сразу этого можно достичь. Речь не о безумной
радости, а о той, которая приходит человеку, живущему у Христа за
пазухой...
- А Вы
счастливы?
- Блажен ли я? Не уверен. Не могу себя назвать ни счастливым,
ни несчастливым. Я выбрал свой путь, и никогда в этом не
раскаивался. А достиг ли я меры блаженства? Мне кажется, еще есть
куда двигаться.
- О чем вы
мечтаете?
- Мне хочется, чтобы Бог обо мне, моем поведении, если уж не
радовался, то хотя бы не скорбел.
- Владыка, а с
родными Вы общаетесь? Монахам это не
возбраняется?
- Это зависит от ряда причин, но в целом такого запрета
нет... С родными я общаюсь. Родители мои уже скончались, наиболее
близкие мне люди - это сестра и ее семья. В прошлом году я был у
них в Уфе.
- Какие изменения за
год произошли в нашей епархии?
- Честно говоря, я не очень торопился вносить изменения.
Сначала надо понять, что ты имеешь. Потом составить план: что можно
сделать из того, что есть, не разрушив при этом имеющегося
своеобразия. Вообще я не сторонник что-то менять, если можно
оставить как есть. Вместе с тем некоторые изменения все же
произошли. Например, увеличилось число благочиний. Сейчас создается
система епархиального управления. Вот после ее создания можно будет
проводить перемены.
- Вас можно назвать
топ-менеджером епархии...
- Назвать можно кем угодно, но насколько это соответствует
действительности? Я бы не хотел таких слов. Епископ - это
епископ.
- Но вы тоже
управленец...
- У нас совсем другая система управления - она перевернута по
сравнению с системой управления, скажем, в бизнесе. У нас есть
закон: кто хочет быть большим, да будет всем слугой, кто хочет быть
первым, да будет всем рабом. Церковь имеет особую Божественную
природу...
- У вас большой опыт
реабилитации наркозависимых. Будет ли продолжена эта работа в
Каменске?
- У меня два послушания. Первое - в Москве (оно общецерковное
- работа с наркозависимыми). Второе (и главное) - это управление
Каменской епархией. Я не смешиваю два этих служения.
- Смотрела передачу
"Архипастырь", где вы рассказывали, что реабилитация наркозависимых
при Свято-Георгиевском приходе началась во время кризиса 1998 года,
когда до глухого села перестал ходить транспорт и в храме почти не
стало прихожан...
- Так и было. Мы решили пригласить помощников, для которых и
сами стали помощниками. Мы им помогали на пути спасения, а они нам
- с трудами по храму.
- И сколько человек
прошло через ваш центр?
- Порядка сотни человек. Есть очень успешные случаи, а есть
люди, которые в итоге не смогли выбраться из этой ямы. Но пока они
жили с нами, наркотики не употребляли.
- Как можно помочь
каменским наркоманам, могут ли их близкие обратиться в
церковь?
- Если люди обращаются в церковь, мы должны оказать им
помощь. Конечно, в меру имеющихся возможностей. Надеюсь, что в
ближайшем будущем они расширятся. И людей, знающих эту проблему, в
церкви будет больше.
- Владыка, есть у вас
какие-то увлечения?
- Особого хобби нет. Я увлечен тем, что касается церковной
жизни.
- А любимые писатели,
поэты? Литературные произведения, фильмы?
- Достоевский, Пушкин, Тютчев. Любимые книги - романы
Достоевского. Если выделить одну, то это "Братья Карамазовы". А
фильмов, которые нравятся, много.
- Ваш любимый
исторический персонаж?
- Иисус Христос, конечно. Никого другого поставить с ним
рядом невозможно.
- Есть ли ощущение,
что приближается конец света?
- Он приближается с каждым годом. Но не думаю, что мы
находимся на финишной прямой. Нет такого ощущения. Не все еще, что
должно было произойти, произошло. Поэтому жизнь продолжается. Надо
трудиться.
Источник: {http://kamensk-eparhiya.ru/}
***
Не могу сказать, что все ответы удались (например, тезис о том. что молодой церковный человек никогда не уедет из деревни в город). Но очень порадовало, что в беседе виден человек. Который не учился в семинарии, но, возможно, именно поэтому говорит просто от сердца, без штампов.
Так что не все архиереи - "Левиафаны" :)
|
</> |