Лучшие и худшие: сравним обучение в школах Африки и Финляндии
smapse — 12.04.2023Школьное образование – явление, которое в каждой стране представлено по-своему, с огромным количеством особенностей и отличий. Разница эта возникает вследствие отличающихся друг от друга культур, историй, традиций, общественных тенденций и правил. Огромное влияние на школьное образование оказывает расположение страны, ее основные принципы и насущные задачи общества.
Оригинальный источник данного материала находится по ссылке . По вопросам образования за рубежом в школах, вузах, лагерях, курсах обращайтесь на http://smapse.ru/ или по телефону 8-800-775-54-97
Есть страны, в которых подход к образованию, возможность учиться и получать образование, кардинально разные. Между ними возникает контраст, который поражает, насколько школьные будни детей разных стран могут быть разными.
Наибольшая разница заметна между одной из лучших систем школьного образования — в Финляндии и тем, как уроки проходят в школах Африки.
Финляндия
Финская система школьного образования является одной из самых современных и обсуждаемых. Говорить об эффективности местного школьного образования стали в начале текущего столетия, когда финские ученики стали показывать лучшие показатели в международных тестированиях, обгоняя признанных лидеров.
Начальная школа в Финляндии
Реформы школьного образования скандинавского государства начались в 1980-х годах: правительство стало строить школы по новым проектам, профессора создавали новые современные учебники, а к преподавателям появились жесткие требования. Новая система школьного обучения формировалась годами и к концу 90-х годов прошлого века начала эффективную работу.
На территории Финляндии учитель – одна из самых востребованных и высокооплачиваемых профессий, и получить ее непросто. К работе учителя допускают лучших выпускников финских университетов, конкурс в которых – свыше 20 человек на одно место. Студенту необходимо окончить бакалавриат и магистратуру, чтобы получить возможность обучать детей.
Педагог с дипломом специалиста будет получать на своей работе около 3000 евро в месяц. Также преподаватели не обязаны выполнять работу с бумагами, а еще бесплатно отправляются на курсы повышения квалификации, где улучшают свои профессиональные навыки.
В 2020 году Министерство образования ввело свободное учебное пространство, заменившее привычные дисциплины. Теперь ученики затрагивают определенную тему и изучают предметы, связанные с ней. К примеру, обучающиеся проходят период XVIII-XIX веков в Финляндии, и в рамках этой темы для них проведутся уроки обществознания, литературы, культуры и истории, чтобы период раскрылся для них с разных сторон и стал более понятен.
Для каждого класса преподаватель собирает уникальную комбинацию, по которой дети учатся несколько учебных дней. Строгой программы в местных школах теперь нет, одно занятие проходит несколько часов – за это время дети получают несколько небольших перемен.
В стране строятся школы «без границ» – в них нет дверей, разделения на классы и коридоры. Идея таких сооружений заключается в том, что дети сами должны определиться, что им изучать интереснее и приятнее. Местные учителя не считают, что есть более или менее важные предметы – важны все уроки, однако окончательный выбор стоит за учеником. Цель педагога заключается не в том, чтобы заставить детей зубрить их материал, а в том, чтобы помочь им получить качественные знания широкого профиля.
Система школьного образования сложилась так, что все ученики имеют один качественный, но усредненный уровень знаний. Тех, кто не справляется с программой, стараются вывести на удовлетворительный уровень, а отличникам, которые хотят получить больше знаний, приходится посещать дополнительные занятия, оплачиваемые родителями.
Если будущий выпускник планирует поступить в высшее учебное заведение на престижную профессию, ему придется пользоваться услугами репетитора, ведь школьная программа вряд ли даст ему нужные знания.
Большое внимание в местной школьной программе уделено ликвидации любого неравенства: и социального, и полового. Если родитель ученика не способен оплатить поездку на экскурсию или новогодний подарок, государство предложит ему заняться продажей сувениров и сладостей, чтобы их малыш получил то же, что и его одноклассники из обеспеченных семей.
На уроках технологии детей не разделяют по полу, весь класс делает одно и то же: на одном уроке дети учатся вышивать, на другом – пилить дерево, на третьем – собирать роботов, на четвертом – готовить пищу. Преподаватели не обращаются к ним, используя слова «мальчики» или «девочки» – детей там называют общими словами: «друзья», «класс», «ребята».
В Министерстве образования Финляндии уверены, что высокая успеваемость не должна быть навязанной. Каждый ученик решает сам, как ему учиться, и на какие предметы ему обращать больше внимания. Если малыш хочет высокие оценки, он будет стараться и прилежно учиться; если же его интересы сосредоточены на другом, ругать его не станут.
Африканские школы
На территории стран Северной Африки постоянно наблюдается нестабильная военная ситуация: в регионе регулярно происходят вооруженные конфликты, отчего миллионы детей не могут безопасно ходить в школу и получать знания. Около 5 тысяч школ в Ливии и Судане используются в качестве военных укрытий или складов боеприпасов.
На территориях Сомали, Конго, Мали, Нигерии ЦАР и других стран африканского региона не прекращаются военные конфликты, революции, гражданские войны и террористические акты. В странах, где ситуация не такая критичная, дети почти не ходят в школы, ведь те либо закрыты, либо их нет.
В ЮАР расположены сотни школ, в которых до сих пор нет электричества, заборов от чужих людей и преступников, водоснабжения и охраны. Поскольку африканские страны преимущественно нищие, их правительства не могут обеспечить детей даже бесплатным школьным образованием – в ЮАР, к примеру, месяц образования обходится родителям в 8$. Для нас эта сумма – копейки, однако в Южноафриканской Республике 8 долларов – это 20% месячного дохода местных жителей.
Особенно трудно приходится африканским девочкам. Часто им запрещают ходить в школы, ведь их готовят к выполнению своих бытовых задач – заботе о доме, рождению детей и их воспитанию. Юные африканки либо не могут ходить в школу из-за необходимости помогать в домашнем хозяйстве, часто боятся посещать учебные заведения: нередки случаи, когда они подвергаются насилию прямо в классах или по пути в школы – особенно часто это случается в зонах, где ведутся боевые действия.
Также девочки рано выходят замуж – в 12-14 лет, и тогда же они рожают своих первых детей. В таких условиях получение образования даже школьного уровня практически невозможно. 75% девочек, родившихся на территории Южного Судана, не ходили даже в начальную школу, в Мали начальное образование есть лишь у 35% девочек. Похожая статистика наблюдается почти по всему континенту, несмотря финансовую поддержку со стороны ООН.