Лотерея в Вавилоне, или Достоевщина в гондоле Монгольфиера
mmekourdukova — 15.10.2011А я ведь неспроста на той неделе постила про коаны http://mmekourdukova.livejournal.com/185979.html . Тем более что эту тему, даже в хорошо разжёванном виде, половина комментаторов приняла просто за вечер воспоминаний о милом Совке.
Совковая же идеология меня интересовала не сама по себе, а только как модель идеологии вообще. А на самом деле меня, как и всегда, одна только религия интересует. В частности, вопрос, где кончается христианство и начинается идеология. Поэтому я и просила припомнить «православные коаны» - но, кроме прекрасной пародии на оные (про белочку), меня ничем не порадовали.
А почему я вспомнила про этот редкий (к счастью) жанр. Знакомая школьная преподавательница предмета «православная религия», из коренных бельгийцев, перешедшая в нашу веру лет десять назад, поделилась модным коанчиком.
Методическая находка предназначается для детей среднего школьного возраста и выглядит примерно так:
На воздушном шаре над океаном летит группа людей – нобелевский лауреат, беременная женщина, серийный убийца-маньяк, старец осьмидесяти лет, чемпион мира по плаванию, умственно неполноценный инвалид, полковник разведки, ВИЧ-инфицированый наркоман, священник, прима-балерина, премьер-министр (могут быть ещё варианты, но смысл подбора уже ясен, не правда ли? Обычно предлагагается пять-семь аэронавтов из списка). Берег уже виден вдали, но шар теряет высоту и того и гляди низринется в пучину. Все средства исчерпаны, балласт выброшен, и только выкидывание за борт одного из группы может спасти остальных.
Кого выкинем, дорогие ребята?
Школьная наставница в православной вере рассказала мне, что коан этот у них уже хорошо отработан. Детишки, значит, начинают высказываться на тему. А преподаватель их послушает-послушает, да потом и хлопнет по башке единственно верным решением.
Жребий
тянуть.
И расскажет, почему это единственно верное
решение.
Признаюсь, что я там на месте не сориентировалась, хотя единственно верное решение коана сразу же показалось мне сильно сомнительным. Уже потому, что детишкам почему-то (почему бы это?) «единственно верное» никогда не приходит на ум. Да и задачка составлена именно так, чтобы все взволновались. Если условие включает характеристики каждого из аэронавтов, то, стало быть, это не лишние данные, и дети доверчиво принимают их во внимание. Обсуждают, спорят. И тут их училка осаживает с разбегу – вона как! Чего это мы тут обсуждаем лишние данные? У этой задачи одно решение.
Так вот, каюсь, я с места в карьер не смогла сформулировать, чем мне так отвратителен этот коан. Уже потом дошло. Представила себе, что я сама лечу на воздушном шаре с группой детей (или подросших детей), которые назубок запомнили единственно верное решение. И меня тоска взяла. Потому что запоминание эффектного и никем не ожиданного ответа – это одно, а поведение в экстремальных условиях – совсем другое. И мне было бы куда уютнее с детьми (и взрослыми), которые принимают нравственные проблемы всерьёз, мучаются несовершенством падшего мира, стремятся уменьшить неизбежное зло, берут на себя ответственность за жёсткие решения. А если проблем никаких нет, есть только Жребий – то... Что – то? А вот – во-первых, повторяю, меня тоска берёт, а во-вторых, мне кажется, что тут нет никакого христианства, и коан этот – дежурная байка, сочинённая методистами школьного предмета «светская мораль».
А наши подхватили радостно – вот как надо! Никто не дотумкал, а вот же она, абсолютная справедливость на нашем низко летящем шарике!
Кстати, за отчётную неделю я испытала этот коан со своими группами. Всё так. Действительно, все всерьёз начинают обсуждать. И потом, когда, значит, хлопнешь их по башке единственно правильным решением, такая особенная тишина наступает на несколько мгновений. На несколько мгновений, говорю. У меня ведь не дети, не всему верят, что училка скажет.