Опять о «средневековом» и «академическом»

топ 100 блогов mmekourdukova11.10.2011

В комментах на предыдущий постинг – а вполне невинный был постинг, и вдруг так интересно раскрутился – возникли две мысли на порядок нажористее исходной критической ремарки.

Мысль первая.

Кинематограф, вернее, художественные средства этого вида искусства, пережил, как и живопись, своё средневековье. То есть такой период, когда с условностью зрители и художники легко мирились: сделать лучше (менее условно) не позволяла техника. Несовершенство техники, недостаточная близость пятен на киноплёнке к сетчаточному отображению видимого мира (извините, но я выражусь именно так, а не то потом всё равно достанут – а что такое реализм? А что такое натурализм? Что такое иллюзорность? Что такое сходство с натурой?) – так вот, это несовершенство толкало на подвиги на поиски иных выразительных средств. А потом техника стала позволять делать картинки менее условные. И кинематограф вступил в период, который я назову, тоже по аналогии с живописью, академическим. Вот мы в этих новых возможностях сейчас и живём в полный рост.

А теперь продолжим аналогию. Академическая живопись достигла в последней трети XIX в. своего потолка «иллюзорности» («реализма», «натурализма», «сходства с натурой» - ну, понятно, о чём я, да?) – и сразу вслед за этим  наступил кризис, и усталость, и вопрос «а зачем?», и мощный откат от с таким трудом достигнутого потолка. Вопрос - а в нашем "академическом" кинематографе не настало ли время для такого же отката?

Эта мысль, как легко догадаться, родилась от сравнения русского Средневековья кистей Эйзенштейна с русским Средневековьем кистей Досталя.

И вторая мысль.

А возможна ли вообще, в принципе такая вещь, как хорошее кино о Средневековье (или о ещё более древних временах)?  Имеется в виду такое, из которого можно было бы получить представление об этих изображаемых временах, превышающее уровень озвученного и задвигавшегося школьного учебника?  И именно об изображенном времени, а не о, скажем, советской имперской идеологии 40-х годов или о нравах и образе мыслей московской интеллигенции 60-х годов?

На всякий случай – на первый вопрос я не знаю ответа, а на второй – думаю, что нет. Уж во всяком случае, на языке «академического кинематографа» – вряд ли получится.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Не торопитесь с ответом. Я тоже так думала до сегодняшнего дня... пока не прочитала об очередном открытии британских ученых - кулинарном. Методом математического моделирования им ...
- Я знаю о чем ты думаешь, когда они все сдохнут, когда их всех замочат, когда они разбегутся по всему миру, кого тогда ты будешь смотреть. - Я никому зла не желаю. - Это прнятно, но то что их мочат ведь то же очевидно. ...
А давайте, друзья, я вам чего-нить отправлю? Говорите мне ключевое слово. Если найду на него открытку - она ваша!) *у меня че-т в последнее время какая-то нехватка то ли общения, то ли ...
Вот такие результаты опросов по странам: Почти без неожиданностей... Опрос, правда, прошлогодний, за это время русофобская западная пропаганда определенно добилась нек-рых успехов, но вряд ли в странах 3-го мира. Оригинал взят у nosikot в Где нас больше всего не любят ...
У нас с kot_shred несмотря на ее ДР случился спор. Она считает что все израильские френды, которые хоть как то интересуются политикой знают, что по мирному договору с Иорданией Израиль обязан поставлять в Иорданию воду. Довольно серьезное ея ...