Опять о «средневековом» и «академическом»

топ 100 блогов mmekourdukova11.10.2011

В комментах на предыдущий постинг – а вполне невинный был постинг, и вдруг так интересно раскрутился – возникли две мысли на порядок нажористее исходной критической ремарки.

Мысль первая.

Кинематограф, вернее, художественные средства этого вида искусства, пережил, как и живопись, своё средневековье. То есть такой период, когда с условностью зрители и художники легко мирились: сделать лучше (менее условно) не позволяла техника. Несовершенство техники, недостаточная близость пятен на киноплёнке к сетчаточному отображению видимого мира (извините, но я выражусь именно так, а не то потом всё равно достанут – а что такое реализм? А что такое натурализм? Что такое иллюзорность? Что такое сходство с натурой?) – так вот, это несовершенство толкало на подвиги на поиски иных выразительных средств. А потом техника стала позволять делать картинки менее условные. И кинематограф вступил в период, который я назову, тоже по аналогии с живописью, академическим. Вот мы в этих новых возможностях сейчас и живём в полный рост.

А теперь продолжим аналогию. Академическая живопись достигла в последней трети XIX в. своего потолка «иллюзорности» («реализма», «натурализма», «сходства с натурой» - ну, понятно, о чём я, да?) – и сразу вслед за этим  наступил кризис, и усталость, и вопрос «а зачем?», и мощный откат от с таким трудом достигнутого потолка. Вопрос - а в нашем "академическом" кинематографе не настало ли время для такого же отката?

Эта мысль, как легко догадаться, родилась от сравнения русского Средневековья кистей Эйзенштейна с русским Средневековьем кистей Досталя.

И вторая мысль.

А возможна ли вообще, в принципе такая вещь, как хорошее кино о Средневековье (или о ещё более древних временах)?  Имеется в виду такое, из которого можно было бы получить представление об этих изображаемых временах, превышающее уровень озвученного и задвигавшегося школьного учебника?  И именно об изображенном времени, а не о, скажем, советской имперской идеологии 40-х годов или о нравах и образе мыслей московской интеллигенции 60-х годов?

На всякий случай – на первый вопрос я не знаю ответа, а на второй – думаю, что нет. Уж во всяком случае, на языке «академического кинематографа» – вряд ли получится.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Лишь 5 секунд пробыл Лёша Навальный на свободе Утром он был задержан прямо на выходе из спецприемника, где отбыл 30-суточный арест. Теперь ему грозит новый арест за его призывы к участию в митинге 9 сентября где в ходе беспорядков были ранены двое сотрудников правоохранительных ...
В «Газпроме» переполох из-за санкций Запада В «Газпроме» обеспокоены, что из-за санкций Запада компания может потерять доверие инвесторов и не сможет привлекать займы на международных рынках. Об этом говорится в отчете руководства российского газового монополиста. «Возникновение новы ...
Прошлое мило, дорого, интересно, притягательно, волнующе, неисчерпаемо и т.д. прежде всего потому – да единственно потому – что из него изъято (ядовитое) жало актуальности. Оно – надёжно и непоправимо – обезврежено. И все его актуальности, жгучести, неотступности, которые нам только и ...
Здравствуйте, уважаемые. Посоветуйте, пожалуйста, Ваши любимые продукты от BodyShop и Lush - хочу удовлетворить свое любопытство, но не очень хочу тратить деньги наобум. Особенно интересуют маски - очищающие, увлажняющие, еще какие-то полезные. Коже 36 ...
Драматичное происшествие с кражей коллекционной бутылки водки, всколыхнувшее две страны - Данию и нашу, обернулось комедией. А как иначе назовешь итог?  Бутылку нашли. Только пустую. Самая дорогая водка куда-то исчезла. Шесть литров!!! Да, она реально стоила как 10 ...