Опять о «средневековом» и «академическом»
mmekourdukova — 11.10.2011В комментах на предыдущий постинг – а вполне невинный был постинг, и вдруг так интересно раскрутился – возникли две мысли на порядок нажористее исходной критической ремарки.
Мысль первая.
Кинематограф, вернее,
художественные средства этого вида искусства, пережил, как и
живопись, своё средневековье. То есть такой период, когда с
условностью зрители и художники легко мирились: сделать лучше
(менее условно) не позволяла техника. Несовершенство техники,
недостаточная близость пятен на киноплёнке к сетчаточному
отображению видимого мира (извините, но я выражусь именно так, а не
то потом всё равно достанут – а что такое реализм? А что такое
натурализм? Что такое иллюзорность? Что такое сходство с натурой?)
– так вот, это несовершенство толкало на подвиги
на поиски иных выразительных средств. А потом техника стала
позволять делать картинки менее условные. И кинематограф вступил в
период, который я назову, тоже по аналогии с живописью,
академическим. Вот мы в этих новых возможностях сейчас и живём в
полный рост.
А теперь продолжим аналогию. Академическая живопись достигла в последней трети XIX в. своего потолка «иллюзорности» («реализма», «натурализма», «сходства с натурой» - ну, понятно, о чём я, да?) – и сразу вслед за этим наступил кризис, и усталость, и вопрос «а зачем?», и мощный откат от с таким трудом достигнутого потолка. Вопрос - а в нашем "академическом" кинематографе не настало ли время для такого же отката?
Эта мысль, как легко
догадаться, родилась от сравнения русского Средневековья
кистей Эйзенштейна с русским Средневековьем
кистей Досталя.
И вторая мысль.
А возможна ли вообще, в принципе такая вещь, как хорошее кино о Средневековье (или о ещё более древних временах)? Имеется в виду такое, из которого можно было бы получить представление об этих изображаемых временах, превышающее уровень озвученного и задвигавшегося школьного учебника? И именно об изображенном времени, а не о, скажем, советской имперской идеологии 40-х годов или о нравах и образе мыслей московской интеллигенции 60-х годов?
На всякий случай – на первый вопрос я не знаю ответа, а на второй – думаю, что нет. Уж во всяком случае, на языке «академического кинематографа» – вряд ли получится.
|
</> |