Локдаун заставил родителей в развитых странах задуматься о вреде школьного
alex_rozoff — 24.03.2021 Школьное образование приносит вред. . На первый взгляд это высказываание выглядит абсурдным. Ведь "учение - свет, неучение - тьма", etc.Но посмотрим на ситуацию более конкретно.
06.04.2020 Откровения отца: Как немецкие школьники учатся в изоляции (цитирую выборочно):
Когда за две недели до начала регулярных каникул, в середине марта, детям сказали, что школы закрываются, они были счастливы. Мои (14-летняя дочь и 12-летний сын) прибежали домой с сияющими глазами. Ни причина закрытия, ни то, что им все-таки надо будет продолжать учиться, делая уроки дома, их в тот момент не волновали.
Моя дочь и ее одноклассницы, например, весьма ловко находят в Youtube уроки и лекции по нужным им темам, которые там объясняют доходчивей, чем это делает учебник или даже преподаватель.
Чему меня еще научили эти две недели дистанционного обучения: бессмысленно и даже вредно самому превращаться в учителя.
Школа нередко ухитряется напрочь отбивать охоту и к физике, и к химии, и к литературе.
Я ужаснулся, когда увидел, какой дидактический материал прислали моему сыну-шестикласснику по теме "История Древнего Рима".
Очень многие родители в Германии жалуются на то, что им трудно мотивировать детей, что учебный материал, который присылают учителя и с которым они впервые столь близко столкнулись, скучен, сух, нередко отвращает детей от того, что им надо усвоить. Об этом с достойной уважения самокритикой говорят и сами учителя.
Директор одной из гимназий Каролине Трайер (Caroline Treier) заявила в интервью Deutschlandradio: "Нам нужны домашние задания, которые увлекают, ради которых не нужно заставлять детей и подростков садиться за письменный стол, задания, которые дети будут делать с удовольствием и интересом. Нам необходимо пересмотреть всю культуру школьного обучения"
https://p.dw.com/p/3aTW0
Еще пример - короткой строкой:
5 сентября 2020 Университетский колледж Лондона в июне опубликовал результаты нового исследования, которое показало, что во время карантина два миллиона британских школьников, учась из дома, фактически вообще ничего не делают.
https://www.bbc.com/russian/vert-cap-54027632
...Любопытно, как же получилось такое нелепое отталкивающее школьное образование, длящееся, к тому же чертовски долго - с 6 до 16 лет в обязателном порядке. Причем с новминальной нагрузкой даже в младших классах от 20 до 30 часов?
А получилось по той же схеме, как любой длинный борократический проект.
Известно, что ЛЮБОЙ бюрократический процесс вовлекает в себя все доступное количество времени и ресурсов.
Если бы, допустим, целью государственной школы было научить детей ТОЛЬКО арифметике, то этот процесс ВСЕ РАВНО расползся бы на 10 лет по 30 часов в неделю. Причем выпускники школы знали бы аарифметику очень слабо, потому что бюрократический процесс априори строится по самому неэффективному из возможных сценариев.
Ранее в эсссе Тезис: всеобщее стандартное школьное образование лучше отменить ПОЛНОСТЬЮ. я конспективно рассказывал о том, почему дефективна современная концепция государственного школьного образования.
https://alex-rozoff.livejournal.com/225950.html
Тут я расскажу конспективно, почему в концептуально-современной государственной школе не может быть хороших программ, учебников, и методик обучения (а что не может быть хороших учителей - это тривиальное следствие).
Итак: давным-давно, учебники составляли энтузиасты-специалисты по предмету. Иногда у них получалось удачно, иногда - не очень. Дальше вопрос сводился лишь к тому, чтобы выбрать для школы - учебеник из множества удачных.
Но: сейчас система составления программ, учебников и методик полностью бюрократизирована. Схема составления выглядит так.
1. Некий комитет в департамете образованию распределяетчасы по предметам, в которых ничего не понимает.
2. Некий подкомитет придумывает параграфы, чтобы заполнить отведеные часы по предмету, в котором они ничего не понимают.
3. Некая конкурсная комиссия объявляет тендер на составление учебника с таким распределением часов и параграфов.
4. Поскольку содержание учебника уже заранее запраграммировано негодным образом, а таком тенедере не будут участвовать специалисты по предмету, а будут участвовать специалисты по заполнению бюрократических таблиц - формально соответствующим текстовым содержанием. Знание предмета совершенно не обязательно для составителя. Напротив, лучше справится тот, который вовсе не знает предмета (ведьтакое знание будет вступать в противоречие с предписанной бюрократичесой таблицей)
5. В итоге принимается тот учебник, текст которого наиболее соответствует идеалам бюрократическог заполнения (но имеет весьма мало отношени к предмету, которому, вроде бы, надо научить школьника).
Получается учебник, по которому нельзя научиться предмету. зато с легкостбю можно получить пожизненное отвращение к этому предмету.
В результате качество знаний выпускников государственных школ в XXI веке неуклонно падает.
...Такие дела...
|
</> |