...Ложные представления.
bar_chk — 24.03.2017 - Я в богов не верю.- А в Бога веруешь?
- Знаешь, недавно подумал, что я совсем дурак и пытаюсь невыразимое, неподвластное моему слабому разуму, загнать в какие-то свои рамки. То есть придать Богу свой образ. Создать Его по своему подобию...Вот она- чистейшей воды шизофрения и внутреннее похабство..Потому теперь я стараюсь молчать, слушая умных людей.
.......
Существуют представления, образы и мнения о Боге, диапазон которых – от ущербных или недостаточных до проблематичных и неприемлемых. Вот наиболее известные из них:
1. Незлобивый седовласый старец, добрый дедушка с длинной бородой или персонаж рисунков Жана Эффеля, который всё понимает, всё принимает и ни о чем не спрашивает. Будучи очень удобным, этот образ популярен у многих, потому что вера в такого «боженьку» ни к чему не обязывает и не предполагает никакой личной ответственности. При нынешней религиозной индифферентности это заблуждение, пожалуй, самое распространенное.
2. «Высшее существо», «Высшая сила». Это вершина пирамиды, которую выстраивает наш рассудок, размышляя об устройстве мироздания. Бог — холодный, бесстрастный, безличный, безразличный, не имеющий никакого отношения к нам. К нему невозможно обратиться, как невозможно и чего-либо ждать от него. Такое Божество либо вовсе не причастно нашему миру. Либо растворено в нем. Все оккультные и псевдо-мистические учения от гностицизма до теософии, включая современное рерихианство и движение Нью-Эйдж, базируются на этом ложном представлении. Да и у многих православных, увлекавшихся до своего обращения оккультизмом, йогой, экстрасенсорикой, подобные идеи изживаются весьма нескоро.
3. Самый страшный образ Бога — это соглядатай, шпион, контролер и палач. Он надзирает за нашей жизнью, его интересуют наши ошибки, Он выжидает, как бы застигнуть нас на месте преступления. Это бог-страшилище для «непослушных», им пугают смельчаков, его боятся новоначальные, да и многие, на первый взгляд, воцерковленные прихожане; он отпугивает колеблющихся, когда они пытаются приблизиться к Православию. А, может быть, кто-нибудь встречал и пастырей, исповедующих подобные взгляды? Именно на этом образе свивает гнездо младостарчество, в связи с этим образом наблюдаются апокалиптические настроения, и возникает псевдоправославное сектантство.
4. «Бог из машины» – «deus ex machinа» В древнегреческой трагедии появление бога в финале приводило к ее развязке. Это явление бога происходило с помощью особого механизма. Отсюда пошло выражение «бог из машины», означающее искусственное разрешение проблем. Это «подпорка», «скорой помощи» в трудную минуту. Мы призываем его и ищем его помощи только тогда, когда что-нибудь не так, а когда все в порядке, мы забываем о нем. Вот и многие наши русские пословицы весьма характерны в этом отношении, например: «Пока гром не грянет, мужик не перекрестится», «Как тревога – так до Бога».
5. Близкий к этому образу — бог-гарант . Ритуальными действиями обетами и приношениями ему можно обеспечить себе Его защиту. Он – воздаятель. «Разумные», «порядочные», «послушные» могут быть уверены в его наградах. Его имеет в виду и тот, кто недоумевает: «Что же я сделал плохого, что он меня так наказывает? Всегда у меня все было в порядке» Эти образы («гарант» и «подпорка») питают магические представления о духовной жизни.
6. Бог порядка и богатства. По преимуществу – это бог власть имущих. Он на стороне преуспевающих, важных и значительных. Он – покровитель сильных мира сего. Тот, кто хочет изменить существующий порядок вещей, попадает в его немилость. Особенно любят прибегать к нему диктаторы, деспоты и тираны. Характерный, пример, использование таких представлений – современное неохаризматическое движение, с их «теологией процветания». Проникают подобные взгляды и в церковную среду.
7. Бог обрядов — радостных или печальных: свадеб, крестин, похорон, молебнов; бог помпезных, дешевых, пустых и безжизненных речей. Бог как простое украшение жизни. Вспомним так называемых «подсвечников», едва скрывая зевоту, отстаивающих церковные службы на Пасху и Рождество.
Все эти представления ложны и не имеют никакого отношения к христианству.
о. Георгий (Иоффе)
|
</> |