Ложные представления об образовании

топ 100 блогов gromkovsky-v-v — 10.11.2024

Увидел в ЖЖ Олега Макаренко запись об образовании, где некто утверждает, что современная школа антинаучна, потому что держится традиций, а надо всё новое — и именно такое, что непременно пригодится в повседневной жизни. Учить финансовой грамотности, к примеру. Там длинное рассуждение, в двух словах не изложить (ссылка:  https://olegmakarenko.ru/3119572.html?media&ila_campaign=medius&ila_location=category_main_sign&ila_context=main_sign_block )

Решительно не согласен с таким подходом. И вот почему.

Самая ложная предпосылка рассуждения  — единая школа (и то же самое в виде всеобщего среднего образования — не нужно всеобщее). Школ должно быть несколько видов. Лучше всего восстановить царскую систему, от самых простых ремесленных и торговых училищ, и до классической гимназии — с древнегреческим и латынью (а хорошо бы и арамейский или древнееврейский добавить, а также китайский) — наверху. Единая школа, как и одинаковые для всех ФГОСы — ужасающее наследие большевизма с его ложной и вредной идеей всеобщего равенства.

Вторая предпосылка, по мере ложности — что школа нужна для усвоения прикладных навыков. На нижнем уровне, ремесленных училищ, это близко к правде, хотя и не полностью. Но чем выше по лестнице видов школ — к реальным училищам и классическим гимназиям — тем менее оно верно. Настоящее образование существует для того, чтобы учить мышлению. Пример: "не геометрам" — не знающим математику — был заказан ход в Академию Платона. Хотя ничему математическому он не учил. Но годились только ученики, чьё мышление уже было научено математике. Потому что математические способы размышления необходимы и философу, в применении к совершенно нематематическим предметам рассмотрения.

Любая наука — это свои особенные модели мышления. И этим важны разные науки: они научают мозги восприятию мира по-новому. Чем больше наук превзошёл в школе мозг, тем он лучше подготлвлен к решению любых задач. Хотя бы и очень далёких от тех, на которых его упражняли биология, химия, астрономия или словесность.

Переносить требования низших ступеней образования (обучение навыкам определённого ремесла) — на высшие нелепо. Особенно вредно учить "финансовой грамотности" — утверждаю как экономист и финансист. Человек, получивший хорошее образование в классической гимназии, сам легко разберётся во всех прикладных вопросах бытия.

А тот, кому преподавали, как выбирать вклад или акции повыгоднее, ничего не будет смыслить в приложениях общих умений к частным случаям. За недостатком общих умений.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Почему такая сдержанная реакция Запада? Я говорю не о политиках. Политики свое дело знают и выдавят из ситуации максимум. И политическую изоляцию России. И экономические неприятности для нас – не игрушечные, а совершенно реальные. И новый имидж РФ и россиян – народа-агрессора, злобно ...
Дано: некто оставил чашку с водой у моего ноутбука, и я, в темноте, не заметив махнул её рукой. К утру клаве пиздец, половина кнопок не пашет. Зайти в комп не могу - надо нажать Enter при выборе операционнки, а эта кнопка не пашет. И пароль ввести при входе в систему. Комп на XP. Вопрос: ...
Бальзак писал о том, что настоящая любовь у женщины начинается, когда она научится все объяснять в пользу своего мужчины. За точность цитаты не ручаюсь, искать лень, но смысл такой. Это я к чему? А к тому, что я сейчас на работе рассказывала про выходные подруге, и внезапно осознал ...
Энтони Хопкинс смотрит гладиаторские бои, а Джессика Честейн пытается помочь безнадежному пациенту. Рассказываем о главных новинках недели в Okko. «Память» ...
В журнале Cross stitcher собраны схемы вышивки крестом преимущественно рождественской тематики, а также схемы вышитых открыток, в том числе с рождением малыша, а также латинский алфавит с пингвинами и вышитые сладости - торт, пирожные, мешочек для ...