Лженаука

топ 100 блогов trim_c22.06.2016

Где им понять, как долог этот путь
/Райнер Мария Рильке /

ЭЛЕМЕНТЫ.ру.
Я позволил себе сделать оттуда несколько выписок


Построение всеобъемлющих самодельных теорий на основе научно-популярной литературы обречено на поверхностность и ограниченность, даже если они не являются откровенной глупостью, поскольку, в отличие от научной, научно-популярная литература никогда не располагает всей полнотой информации.
Популяризация науки — дело хорошее, однако очень непростое. Излишнее упрощение приводит, в частности, к ощущению, что научные сотрудники — бездельники, что совершенно не надо учиться в университетах, овладевать знаниями, приобретать навыки управления сложными приборами и т. п. Всё чаще встречаются люди, которые начитались популярных статей и решили, что они вполне могут тоже рассуждать о науке. Они азартно фантазируют, полемизируют, публикуются без всякой научной экспертизы и даже бравируют ее отсутствием.

У псевдоученого нет публикаций в общепризнанных (авторитетных и т.п.) научных изданиях, все его статьи самодельные, они опубликованы в Интернете или в частных издательствах, не имеющих с научной общественностью ничего общего.

В фундаментальной науке, строго говоря, нет единого объективного, простого и ясного критерия, позволяющего сразу (без специальных длительных исследований и проверок) сказать, кто прав, а кто нет. Именно в этом содержится объективный фундамент для развития лженауки. Он позволяет безответственно и практически безнаказанно фантазировать со всеми вытекающими отсюда последствиями (в том числе экономического характера).
/и политического, что еще намного важнее и намного чаще встречается/

Контраст уникальных достижений человечества (исключительно благодаря науке), скажем, в сфере предметов потребления, с падением среднего уровня образованности населения просто чудовищен — у всех есть мобильный телефон, но кто знает, хотя бы в принципе, как он устроен.
/как показал опрос, примерно каждый четвертый житель РФ полагает, что Солнце вращается вокруг Земли; по Украине таких данных нет, но я боюсь, что результаты были бы примерно такие же/

Социальные причины лженауки — это, главным образом, ценностные ориентиры общества на данном этапе его развития: что престижно, а что нет. Лженаука зачастую возникает как ответ именно на ценностный запрос в обществе.

Наблюдаемая порой в средствах массовой информации необоснованная «раскрутка» ученых-самоучек, противопоставление их «официальной науке», помимо всего прочего, обесценивает не только труд настоящего ученого, но и труд как таковой, делает его непрестижным, убогим: зачем учиться-трудиться, если можно вот так, не учась, сразу стать великим. В конечном итоге наука становится совершенно непрестижным занятием, всё меньше остается настоящих ученых.




И что меня более всего в подобных историях убивает - адепты очевидно антинаучных учений легко опровергают ссылки на науку неопровержимым доводом - "эти ученые политически ангажированы".

Ну, разумеется только гитлеры и путины, ваджры, каревины и кургиняны - они абсолютно неангажированы. Ангажированы Зализняк и Бродель, Арендт и Фукуяма, Попович и Яковенко, профессионалы высшей квалификации.

И почтеннейшей публике, начитавшейся всякого вздора, даже в голову не приходит, что ученый высокой квалификации тратит жизнь на исследования в свое области, у него уходят десятилетия на то, чтобы разобраться в сложных проблемах именно своей сферы - и уже по этой причине он не склонен писать кому-то в угоду: ведь он тем самым перечеркивает десятилетия своего труда, обесценивает всю свою жизнь.

Где им понять, как долог этот путь

Где им понять...

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Как сообщается 7 ноября 2014 года в пресс-релизе ОАО «Кузнецов» (Самара, входит в состав ОАО "Объединенная двигателестроительная корпорация" Госкорпорации "Ростехнологии"), на этом предприятии успешно прошли первые стендовые испытания прототипа двигателя для перспективного компле ...
В сети появился еще один скандальный ролик:Бесштанная команда Поткин, Лимонов и ...
...
  Патриотическая общественность взывает: верните нам советскую школу!  Широко распространено представление: советская школа была прекрасна, а потом – испортилась. А западнические эксперименты её вконец добили. Вот и надо возродить советское образование. Такие речи я слышала ...
Потомок, морда крокодилья, Меня сдаёт в Дом старости "Идиллия". Где ожидают разных извращений, Как инопланетных посещений. Где директриса смочит корочку в кефире и танцует, Поскольку ни кефира - ни её не существует. ЧТО БЫЛО В МОЁМ ЖУРНАЛЕ ДЕСЯТЬ ЛЕТ НАЗАД. В субботу провёл я четыре ...