Литературно-англосаксонское ( по А. Перла)

Не по делу, просто так.
Про кольца власти.
Толкин, как и многие-многие другие англоязычные авторы, «очень проигрывает в оригинале». В его книжках просто нету тех глубоких смыслов, тех поводов для размышлений, которые находит там русский читатель.
Чтобы это понять, достаточно взять и прочитать хотя бы ту самую строчку из заклинания Саурона про 9 колец.
По-русски там в разных переводах - просто бездны открываются.
Например, так: «Девять - смертным, чей выверен срок и удел». Или, мой любимый вариант, даже так: «Девять - людям средиземья для служенья черного и бесстрашия в сраженьях смертоносно-твердого»!
А по-английски, у автора, ничего интересного нету: «Nine for mortal people, doomed to die». Смертным, обреченным умереть, сплошная тавтология и никакого глубокого замысла.
Толкин вообще был прямолинейный автор. И как филолог, и как философ, и как политический мыслитель. Жить как хоббит хорошо, а как гоблин плохо. А почему? А потому что хоббит круглолицый и розовый, а гоблин серо-зеленый и неприятный с виду. Он потому плохо себя ведет, что плохо выглядит и потому плохо выглядит, что плохо себя ведет. Зло - с востока. Почему с востока? Потому что так положено, зло живет там. А почему оно зло - а потому что с востока. И вся политология.
И с кольцами та же фигня. Придумать эти самые магические кольца он мог - потому что знал про кольцо Нибелунгов и о том, что конунгов викингов звали «дарители колец». Но зачем эти кольца нужны, он придумать не смог. И никакого применения этим кольцам в его главной книжке нету. Ну, почти. У эльфов есть три кольца. Они с ними ничего не делают, потому что Саурон запятнал их четвертым. У гномов семь колец. Они ими так дорожили, что все потеряли. Без всякого толка и смысла. У людей девять. Ну, люди их надели и стали злобными полупризраками. Но не потому, что надели, а как раз наоборот, надели, потому что стали служить Саурону. И все. Причем для того, чтобы ими управлять, главному злодею главное кольцо совершенно не нужно. Оно вообще никому низачем не нужно, с его помощью никто ничего не делает, только использует как шапку-невидимку. А смысл в нем был - как в аккумуляторе. Вот если бы Гендальф от него запитался… Но он не захотел. А бросили аккумулятор в печку - он и взорвался, эка невидаль. И вся мистика.
Вся придуманная Толкиным история на самом деле про то, что творимое великими большое и значительное - на самом деле не нужно. Совсем не нужно, баловство это все, глупости. Маленький человек из домика с камином всех великих делает одной левой задней мохнатой пяткой, причем исключительно влекомый желанием к своему камину вернуться. А великие ему, в общем, даже помешать не могут, не то что помочь. Маленький человек подходит к страшному назгулу сзади и втыкает ему в почку заточку. И идет курить. И нет назгула, и мертвецкое кольцо не спасает.
И в чем мораль? Не поворачиваться к маленькому человеку спиной, вот что. Кстати, великая русская литература, если подумать, учит именно этому.
Да и ещё: примерно тоже самое с произведениями Дж. Роулинг.
Уже второе десятилетие о её произведениях надо говорить именно что с придыханием: « так знаете ли вы на каких мощных пластах английской литератур она основывается?» И понеслось...
Нет друзья, вовсе не на Диккенсах все это. Бойкое перо вкупе с хорошей раскупаемостью не говорит о большом мастерстве , и глубоком же содержании.
|
</> |