Литература в личных целях
kovaleva — 30.01.2018 Судя по реакции в моих лентах на пост Евгения Кузнецова (я ссылалась на него здесь) об использовании литературы в воспитательных целях, или никто раньше не сталкивался с таким циничным подходом, или не верит, что в этом есть смысл. Я, конечно, не могу быть уверена на сто процентов, что имел ввиду автор, но знаю, что имела бы ввиду я, если бы написала этот пост.Собственно говоря, кино и литература используются для отслеживания желательных и нежелательных линий поведения уже давно. Это происходит на разного рода тренингах. К литературному анализу этот метод не имеет никакого отношения. Исторический контекст либо игнорируется, либо апгрейдится до состояния, понятного современному человеку. Апгрейд выглядит примерно так же, как переработка «Бесприданницы» для фильма «Жестокий романс». Так, в фильме сцена падения главной героини включает в себя толстый намек на секс, чего не было у Островского. Иначе советскому зрителю было бы непонятно, из-за чего весь сыр-бор. Понятно, что в современном контексте этого было бы мало, пришлось бы делать что-то еще.
После того, как исторический контекст вычищен, нужная линия отделяется от побочных, и уже на ее примере разбираются причины, следствия и возможные варианты. Это очень понятно, очень доходчиво и очень убедительно.
Почему нельзя делать того же самого на примерах из жизни? Потому что они так не работают. Сила профессионального сторителлинга даже после всех издевательств над произведением все равно пробивает скепсис обывателя. Когда рассказывается реальный случай, где что-то ужасное произошло с Маней, человек думает: «Ну это ж Маня! Со мной такого никогда не случится». Но когда речь идет о литературном или киногерое, которого неожиданно предъявляют подобным образом, все как-то затихают и начинают делать выводы. Что при этом срабатывает в голове, я не знаю.
Никакое приличное художественное произведение в полном объеме не годится для того, чтобы превращать его в методичку. Это так. Ровно поэтому из нее выделяют нужные фрагменты и линии, чтобы было удобно обсудить конкретную проблему. Надо сказать, что я ни разу не видела, чтобы так использовали Шекспира, а вот книги других авторов — сколько угодно. «Отцы и дети», «Муму», «Поллианна» (терпеть ее не могу), «Война и мир» (линия Наташи Ростовой), «Сказки для парочек» и т.д.
Но да, конечно, такой разбор перестает быть литературой уже в момент вычистки исторического контекста. При этом он не перестает быть полезным для человека.
|
</> |