***
kovaleva — 27.01.2018
Почитала интервью министра образования. Очень скучно. Но за две
вещи глаз зацепился.
Первая -- основания в защиту фонетики. Что иностранные языки мы
изучаем с помощью фонетики, а русский хотим без. Не выйдет. Будете
изучать как положено.
Заметим, что при изучении английского языка фонетика раньше была
нужна, потому что там сложные правила чтения. Иногда проще было
свериться с транскрипцией. Но... мне как-то неловко об этом писать,
но с момента появления симуляторов произношения, никто, кроме
специалистов, английской фонетикой не занимается. Все сразу
заучивают, как произносится слово, и на этом успокаиваются. А
в ин'язе при изучении французского и немецкого в режиме второго
языка, никто фонетикой и 20 лет назад не занимался. Были только
правила произношения и разработка рта. А это не фонетика.
Но при этом я согласна с
philtrius, что нет оснований
списывать на фонетику низкую грамотность. Да, их нет. Фонетике
уделяется не очень большое время, а дети запоминают далеко не все,
что им сообщают взрослые. Возможно между
вот
таким написанием слова "психолог" и фонетикой нет особой связи,
оно само наросло. Человек, который так пишет, мог пропустить всю
школьную программу целиком вместе с фонетикой. И если бы она не
входила в ЕГЭ, можно было бы ее быстро забыть. Но она входит. Это
значит, что все эти идиотские обозначения нужно вспоминать перед
экзаменом. Т.е. мы могли бы разгрузить детей, но не будем, потому
что фонетическое лобби отлично умеет защищать свои интересы. Вот у
кого нужно учиться, товарищи. Это вам не подписи на чендж.орг
собирать, люди сразу к министру зашли.
Вторая -- про психологов. Вернем их в школы, и типа все наладится.
А их кто-то убирал? Я все пропустила. Ну ладно. Здесь я хочу
привести фрагмент поста Незаслуженного учителя России (есть такой
канал в Телеграме). Это пересказ обсуждения с детьми. Приведу
кусочек:
"Выяснились интересные вещи. Во-первых, все признали
существующие ныне порядки в школе не подлежащими ужесточению
- дальше уже некуда. Идея вооружать охранников или учителей
интереса у моих учеников не вызвала. Во-вторых, выяснились
интересные вещи про школьных психологов.
Оказывается, дети считают психологов абсолютно бесполезными
шарлатанами, не имеющими функции. Они, конечно, облекли это в более
вежливые термины, но я с удивлением узнал, что "к психологу пойти
школьному это позор". Позор не в походе к психологу вообще - все
мои ученики признают важность психологической помощи. Просто
школьные психологи ничем не могут помочь.
Я заинтересовался и попросил рассказать подробнее.
Оказывается, дети видят конфликт интересов в работе школьного
психолога - являясь частью школы как организации, он при этом
должен находить огрехи в ее работе с детьми. Мало того, детей
смущает то, что школьные служащие не соблюдают право анонимности -
нельзя просто так пойти и в тайне ото всех обсудить проблему. Я
спросил про примеры, на что дети замялись и сказали, что примеры
были, но они не хотели бы их со мной обсуждать. Я решил не
настаивать.
В результате, из-за отсутствия доверия к психологу со
стороны детей и его двойственной позиции в самой школе вся функция
этого специалиста сводится, как сказала ученица, "к милой улыбке в
коридоре".
Я предложил обсудить, как можно исправить ситуацию.
Предложение было только одно - единодушно поддержанное всеми
детьми. Психолог не должен работать в школе; он должен направляться
в школу в качестве специалиста, не подчиненного директору.
"
Ссылка на пост об обсуждении:
https://t.me/leavethekidsalone/153
Это очень светлая мысль, потому что в данный момент есть проблема
конфликта интересов. И дети ее четко считали. И предложили пути
решения. Но вы понимаете, что дети -- не фонетисты, они к министру
не зайдут.