
Лисий Нос

А ещё на Лисьем Носу есть остатки мола, по которому проходила дорога до... Кронштадта.
Вот на этот мол мы и пошли посмотреть.

Немного проехали по посёлку, больше по лесопарку, оставили машину у развилки, откуда уже все дороги перекрыты и пошли пешком в сторону залива.
Вокруг птицы поют вдохновенно, особенно соловьи стараются, черёмуха цветёт, по бокам тропинки звездчатка просто огромная по сравнению с той, что на Кольском севере.
Идти и радоваться лету, если репеллент от мошки да комаров не забыл :)
Земля усыпана меленькими лепесточками черёмухи, у нас своё ханами, русское :)

Иван-чай молоденький.

Несмотря на таблички мусора много, и вдоль тропы к молу, и на берегу залива, и на молу.

На берегу залива мангалы и камни с творчеством.


Есть ракурсы, где и воды не видно.

А тут начинается мол.

Идём по тропинке, просветы по бокам - это вода, ширина мола где-то метров семь, мне показалось.

Иногда случаются удобные "смотровые площадки" у воды.

И вдруг - пришли.
Мол закончился, ушёл под воду. Часть его впереди выныривает.

Оглянемся назад.

На оконечности мола, кстати, ходила женщина с большим мусорным пакетом и в рабочих перчатках и собирала разный мусор. Не знаю, просто отдыхающая не захотела в грязи сидеть и смотреть на пейзажи или это была работница лесопарка. Потом, когда мы шли назад, встретили её в середине мола, она так и шла от конца к началу, и пакет у неё был уже огромный.
Узкий мол. Набросали камней, возможно, даже зимним способом - на лёд санями привозили камни, землю, песок и прочее. Весной лёд таял, всё это оседало уплотнялось, сверху сыпали ещё...
Но вот уже и деревья на нём выросли.
Для чего же построили этот мол?
В 1854 году мол вёл к батарее и гавани канонерских лодок, это была часть защиты от английского и французского флотов во время Балтийской кампании Крымской войны.

А в конце XIX - начале XX веков здесь было организованно комбинированное железнодорожно-морское сообщение. Это сейчас в Кронштадт из Петербурга можно добраться по участку КАДа (Кольцевой автодороги), которая проходит по дамбам в Финском заливе.
А в 1894 году надо было сесть в поезд на Сестрорецк, выйти на станции в посёлке Лисий Нос, пересесть в специальный маленький поезд из паровоза и двух вагонов, который ехал прямо на этот мол, и на пристани пересаживаться уже на пароходы до Кронштадта. Зимой вместо пароходов были сани.
Пассажирское движение к молу было прекращено к 1928 году, но линия активно использовалась для доставок грузов к побережью.
В блокаду Ленинграда мол служил для переправы войск и грузов на Ораниенбаумский плацдарм и Кронштадт.
Вон он, Кронштадт, его Морской собор виден, кажется, со всего побережья Невской губы и Курортного района.

А слева прекрасный вид на башню Лахта-центра и дневную луну.

Лахта-центр у нас, кажется, уже со всех сторон сфотографирована :)

А здесь даже Исаакий виден.

Мост через корабельный фарватер на ЗСД.

Всё близко! Даже самолётик :)

Насмотревшись, идём обратно в лес, слушаем соловьёв, любуемся папоротниками.

Решаем идти в сторону редута (на старой карте). По дороге всякие руины. Вообще-то здесь раньше были воинские части.

Арсенал, здание постройки 1850-1870-х годов, обнесённое земляным валом.


Старые кирпичи с клеймом известной лахтинской фирмы.

Внутри арсенала разруха и подростковое творчество.








Не очень люблю такое граффити. И не очень-то уютно чувствую себя в таких заброшенных зданиях.
Редут мы не нашли, хотя, может, и просто мимо прошли - судя по фото в инете, это уже просто заросшие канавы и холмики.
Дошли до машины и поехали назад вдоль болота.


На поселковой площади - памятник "Дорога Мужества" в честь Малой Дороги жизни.






Ещё один хороший мемориал.
Стела с гербом посёлка Лисий Нос.


Сцена на площади.

Приятно тренироваться в таком месте.

Красный клён, который всегда красный.

И напоследок, выруливая на развязку, увидели ещё одно граффити. Как раз для завершения поста про Лисий Нос.

|
</> |
