рейтинг блогов

ЛИПовые дренажи

топ 100 блогов engineering_ru19.11.2020 Сегодня расскажу, как меня вызвали на самолёт, и что из этого получилось.
ЛИПовые дренажи 20201115_200943


Приезжаю такой...



- самолёт имени Airbus-320 NEO с двигателями типа-ЛИПа.
Говорят - из двигателя течэ. Ну, смотрю. Прозрачное, бесцветное и воняет - значит, керосин.

Открываю капоты вентилятора. Смотрю внутри - всё идеально сухо. Даже странно. Напрягся на всякий случай.
(кстати, капоты вентилятора на
LEAP-1A почти идеальные - здоровые замки, и удобные тяги)

Ладно, найти течь по понятиям не получилось. А если оно всё никак не работает даже кувалдой, надо наконец прочитать инструкцию.
Читать инструкцию в целях поиска дефекта можно с самых разных сторон - можно начинать с документа TSM. А нам в этот раз туда лезть лень, так что мы зайдём к нему сзади - через AMM.
Открываем уже знакомый нам
AirN@v и штудируем.
Так...
ЛИПовые дренажи Idle Leak Check
Это - о просто течах.
А тут... Ага, вот эти ребята. Лимиты на течи на запущенном двигателе.
ЛИПовые дренажи Leakage limits

Вы изучайте, а я пока схожу к двигателю.

Итак, из видосика мы наблюдаем, что никакими 90 каплями в минуту ( = 1,5 капли в секунду ) тут и не пахнет. А струйная течь нам нельзя.
Ну что же - самолёт резко стал AOG.

Извещаем представителя компании. Извещаем ейное
MCC
Аэродромная служба весело засыпает свежую керолужу абсорбентом,
ЛИПовые дренажи 20201115_161753
бортцех снимает хавку, экипаж сливается на следующий самолёт, удачно оказавшийся в порту на стоянке.

Когда все рассасываются, приезжает тягач
буксировать нас на дальний перрон - чтобы не мозолили глаза.
И пока мы ёкаем передней ногой по фонарям,
ЛИПовые дренажи IMG_8452_NI
я вам немного расскажу про дренаж.

Так уж получается, что если что-то торчит изнутри корпуса, а там жидкость, то чтобы она не текла наружу, зазор между деталькой и корпусом агрегата надо уплотнять. Уплотнения бывают разные - получше и похуже. Например, для двигателей CFM56 характерна течь керосина после запуска при низких температурах, начиная примерно с -20..-30 градусов Цельсия. Видимо, какие-то уплотнения замерзают.
Это - норма! И если течь прекращается после пятиминутного прогрева двигателя на малом газе, то такая течь не является дефектом.

Откуда же оно течёт?
Для того, чтобы всякая просачивающаяся через уплотнения херь не скапливалась внутри двигателя или капотов, в разных агрегатах предусмотрены дренажи. То есть, если топливный или гидравлический насос присоединён к коробке приводов агрегатов, то организуется полость между фланцами насоса и коробки. Что и с какой бы стороны ни просочилось через уплотнение вала, оно попадает в эту полость. Из полости снизу выводится трубочка. И подходит она к дренажному насадку внизу двигателя.
ЛИПовые дренажи 20201115_155914
Как видим, именно из этого насадка и проистекал керосин.

Теперь определимся, из какого агрегата случилась конфузия. Для этого я вам ещё раз клюну в мозг.

На двигателе LEAP-1A существуют три дренажа.
ЛИПовые дренажи Drains
Хотя так как из них больших - два, то они нам наиболее интересны.
ЛИПовые дренажи Drain mast leakage ident
Как видим, к каждому из насадков подходят дренажи разных агрегатов.
Дренажный насадок горячей части наиболее страшен.
ЛИПовые дренажи Core Drains
Каждая трубочка от агрегатов выходит в свою дырочку.

Тот же принцип реализован и в переднем насадке - вентиляторном.
ЛИПовые дренажи Fan Drains
Для ускорения поиска виновного агрегата дырочки на насадке подписаны.

И вот тут мы понимаем, зачем я ходил к работающему двигателю. Чтобы посмотреть, из какой именно дырочки течёт.
ЛИПовые дренажи 20201115_155913
А текло у нас из дырочки с надписью FUEL PUMP (топливный насос).
Значит, его и надо менять.

А пока этот чудесный агрегат путешествует небом в наш аэроклуб, я вам ещё раз клюну в мозг.

Итак, зачем нам в двигателе топливный насос, и как он устроен в нашем случае?
Ну, тут всё просто. В топливной системе двигателя LEAP-1A
ЛИПовые дренажи Fuel System
главный топливный насос (Main Fuel Pump = MFP) получает топливо из самолётного бака, и увеличивает его давление двумя ступенями.
ЛИПовые дренажи MFP
После центробежной ступени топливо отправляется к топливомасляному радиатору (ТМР по-русски или МПХ MHX по-английски). Где нагревается, охлаждая масло.
А вторая ступень, шестерённая, повышает давление ещё больше, отправляя топливо к фильтру и далее на регулирование в целях подачи в камеру сгорания.

Приводится насос от вала компрессора высокого давления
ЛИПовые дренажи Gearboxes
через коробку приводов агрегатов.
ЛИПовые дренажи AGB
(вид со стороны двигателя)

Регулирование топливоподачи к форсункам камеры сгорания происходит в агрегате FMU (Fuel Metering Unit = Топливорегулятор).
ЛИПовые дренажи FMU

Тут я не буду глубоко вдаваться, так как уже пора менять насос.
ЛИПовые дренажи FMU Diagram
Скажу лишь, что FMU воспринимает электрические сигналы от блока управления двигателем, находящегося на корпусе вентилятора. И с помощью клапанов регулирует давление или расход топлива.

Наконец приехал насос, так что поехали на матчасть причинять добро.

Открыв капот, изумляемся.
ЛИПовые дренажи 20201115_194142 ed

Дренажные трубки горячей части двигателя
ЛИПовые дренажи 20180508_004344
(мы к ним в этот раз не имели доступа, так как не открывали капоты реверса).

Изученные нами топливные агрегаты находятся в самых неожиданных местах:
ЛИПовые дренажи Fuel Components

ЛИПовые дренажи 20180507_234128
1 - наш топливный насос,
2 - FMU,
3 - гидравлический фильтр линии кольцевания корпуса гидронасоса,
4 - детекторы перегрева/пожара зоны коробки приводов.
ЛИПовые дренажи 20201115_194310

5 - топливный фильтр.
ЛИПовые дренажи 20180507_234132

А вот и причина засора - насос.
ЛИПовые дренажи 20201115_193106

В отличие от CFM56, менять его тут - сплошное удовольствие.
ЛИПовые дренажи AMM R 1
Слейте керос, ага. Только он всё равно потом польётся, сколько ты ни сливай.
Ну ладно, сливаем керос из дренажных отверстий.
ЛИПовые дренажи 20201115_194209

Потом надо открутить четыре фланца о четырёх винтах каждый.
ЛИПовые дренажи 20201115_193125

Между каждым фланцем шланга и корпусом насоса имеется специально обученная прокладочка.
ЛИПовые дренажи 20201115_195558

Она двусторонняя, и на каждой стороне одинаковая - там есть завулканизированная или каким-то ещё противоестественным образом закреплённая резиновая прокладка в проточке металлической пластины.
ЛИПовые дренажи 20201115_201004

Когда все фланцы отсоединены и керосин вытек в поддон и на перрон, надо установить стойку.
ЛИПовые дренажи Stand
Чтобы не напрягаться в эти 16 кг насоса.
Но мы ведь живём в России, так что её нам заменяет третий человек.
ЛИПовые дренажи 20201115_200652
Откручиваем пять финтов крепления фланца насоса к коробке, тянем-потянем...
и с знакомым каждому взрослому звуком
ЛИПовые дренажи 20201115_200927
"охтыж..." насос вылезает из коробки приводов
и мягко падает ровно в заботливо и точно установленный на бетоне поддон.
ЛИПовые дренажи 20201115_201244

Валик уплотняется колечком ровно так же, как это обычно делает стартер.
ЛИПовые дренажи 20201115_200949

Установка исправного насоса проходит в обратном порядке, включая новые резинки.
ЛИПовые дренажи Installation

После замены запуск двигателя не требуется, можно обойтись только холодной прокруткой.
ЛИПовые дренажи Closeup

Самолёт исправен радовать новых пассажиров.

P. S.
А ещё вы можете посмотреть видосик производителя про замену топливного фильтра. Сухого. Без керосина. У него там даже ничего не льётся по рукам и вентилятору. Как я ржал, как же я ржал...



Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
"7 апреля 2021 года, в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы, день преставления святителя Тихона, Патриарха Московского и всея России, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил вечерню и Божественную литургию святителя Иоанна Златоуста в кафедральном соборном Храме ...
- Серьезность отношений мужчины, по отношению к женщине, определяется его способностью выдать необходимую ей сумму! Примерно такими фразами сыпала в кафе молоденькая девчушка, общаясь со своей подругой. Я сидел совсем близко с ними и поедал свой обед. При всем желании не мог не слышать то ...
Эта роскошная девушка Аня с большими глазами и эээ... ну, это...эээ...прочими достоинствами постучалась ко мне в приват ФБ-мессенджера ровно год назад. Зашла сразу с фотокозырей, ни как дела, ни до свиданья: Собственно, вот скрин: 2. Ну, я, как настоящий джентльмен и крайне ...
В этом Храме на Обводном канале (у бывшего Варшавского вокзала) я бываю ...
И мы все еще живы, несмотря на то, что многие в первые годы предрекали нам скорое забвение. С Днем рождения, ru_chp Праздничный концерт в песочнице. ...