Малогидроэнергетическое. История.
engineering_ru — 09.11.2020 О незаметных и забытых ветеранах энергетики.Следует сразу признать, электричество было известно еще при царе. И даже более того, были известны многие промышленные электроустановки и бытовые электроприборы. Даже многотарифные счетчики и энергосберегающие лампочки! А раз были электроприборы, к ним пришлось строить и электростанции, чтоб замкнуть цепь. Потому, что в разомкнутой цепи ток не идет - вот и пришлось строить. Электростанции были в крупных, некрупных, совсем уже уездных городах, усадьбах и больших особняках, на шахтах, на некоторых заводах... В смысле, электричество было, но уж очень неравномерно. И да, на многих заводах и в мастерских оно появлялось с некоторым запозданием относительно городов. Все просто: в городе электрический свет, несмотря на все предубеждения относительно его неприродности, вредности для зрения и чрезмерной яркости (по-моему, подобное нытье я слышал и через сотню лет, вот совсем недавно!), был несравнимо проще в использовании, безопаснее и дешевле свечного, керосинового или газового освещения. На фабрике и в мастерской же станки и машины можно было или переводить на электричество от собственной паровой машины или полудизельного мотора, или по-старинке крутить механоприводом от той же паровой машины или полудизельного "болиндера" токмакской сборки. И выигрыш тут был ну очень неочевиден, а иногда и вообще оказывался проигрышем.
Короче говоря, электричество было и электростанции тоже. Многие из них представляли собой мини-ТЭС с паротурбинной установкой (мини - по нынешним временам; тогда это были вполне полноценные электростанции, особенно на фоне остальных); еще больше - приводились паровой машиной или локомобилем (не трактором, а портативной паровой машиной с колесами для перевозки лошадью - весьма популярное решение в хозяйствах, недостаточно крупных для полноценных стационарных машин). Так, например, в Сумах в 1902 году местный предприниматель построил небольшую электростанцию. Два локомобиля в 75 и 100 поней, две динамо-машины (о генераторах я буду писать отдельно) в 50 и 75 КВт плюс нефтяной двигатель (калильный, полудизель и так далее) в 80 поней и динамо в 50 КВт. Эта электростанция обеспечивала шесть городских улиц 250В постоянного тока.
Ну и (мини) ГЭС, конечно же
Увы, старые ТЭС сохранились разве что в виде "индастрил-модерновых" зданий в исторической части городов, здания от паровых укажут, разве что, краеведы, а вот ГЭС не только сохранились, но и размножились до невозможности. Как же так получилось?
Немного в сторону. Использование энергии воды началось еще задолго до электричества. Естественно, в первую очередь вспоминается водяная мельница с характерным колесом. Да, именно водяная мельница и натолкнула на идею, чем еще можно вращать генератор. Нет, не колесом. Водяной турбиной. Да,
Вот примерно так выглядят остатки мельничного турбоагрегата. Это, правда, крупорушка, но я честно смотрел - в здании мельницы все то же самое, просто в худшем сохране и менее фотогеничное.
Так что идея прикрутить динамку вместо машины была очевидной. Но популярности это решение не имело.
К 1917 в России было аж 78 ГЭС с 16 мегаваттами на всех. Для сравнения, гидроустановок с механоприводом было около 2000 и 90 мегаватт на все плюс отдельно 40000 (ВААГГГ!!!) установок на водяном колесе по 10 поней каждая.
Почему так? Ну, мини и микро-ГЭС (а из тех 78 аж 2 были больше мегаватта; это совсем немного) здорово отличаются как от своих крупных собратьев так и от тепловых установок. В первую очередь - нестабильностью выработки. Да, паровая электростанция требует угля (что не мешало топить локомобильные установки отходами производства и бросовым топливом), но выдает энергию тогда, когда она нужна, а не тогда, когда может. У гидростанции, да на небольшой речке (а справиться с большой - сложно на грани невозможности), поток сильно меняется в течение года. Так к концу лета он может и вовсе прекратиться, а весной, с подъемом воды - нет, не угадали, СНОВА ПРЕКРАТИТЬСЯ! Потому, что в нижнем бьефе, под плотиной, уровень оказываеся немногим меньше, чем в верхнем. Ну и плюс, перемены после каждого дождика и теленка на водопое.
7 ноября 1917 Октябрьская революция, разговоры о которой уже навязли у всех в ушах, наконец-то произошла (вроде бы, из-за усталости караула главного орудия крейсера "Аврора", но это не точно) и Ленин, захватив телеграф, обнаружил там спрятавшихся механикусов из "Общества электрического освещения 1886 года". Они и рассказали о своей мечте о всеобщей электрификации и пообещали Ленину за содействие - патент на электролампочку. А поскольку патент на "лампочку Ильича" действовал только на территории Советской России, нужно было ускоренно расширять покрытие страны электросетями.
И уже в 1918г Ленин написал, что следует обратить особое внимание на электрификацию промышленности и транспорта и применение электричества к земледелию. А в 1919 было построено 47 мини-ГЭС на 1,6 МВт суммарно. +10% за год! И это было только начало! В 1920 под лозунгом "Коммунизм - это советская власть плюс электрификация всей страны" был принят план ГОЭЛРО, который предусматривал постройку еще десяти только крупных ГЭС на 640 МВт общей мощностью.
В этом же году к Ленину приехал известный
Здесь и далее я буду рассматривать и описывать украинские мини-ГЭС по вполне очевидным причинам:
Во-первых их и так намного больше, чем я смог посетить (по причинам, описанным чуть ниже и по вполне эндуро-дорожным причинам)
Во-вторых, я весьма смутно представляю географию и прочую политэкономию России и ее регионов, так что я не только Самару с Саратовом перепутаю, но и вообще удивлюсь "а где это?". И, соответственно, оценить перспективы "залить земли водой, чтоб создать напорное водохранилище" против "залить их же бетоном и построить парковку" я не смогу.
В-третьих, тут и первого со вторым хватит.
Но ради интереса могу предложить:
Колвицкая ГЭС. После вывода из работы растащена местными жителями.
Ну так вот, ГОЭЛРО и электрификация.
Обычно здесь сразу переходят к описанию постройки больших плотин, всяческих "человек сказал Днепру" и так далее, но мы все-таки взглянем в незаметную за сиянием праздничной иллюминации ДнепроГЭСа и ЭсХара "длинный хвост" маленьких и незаметных станций. Они не столь прославлены и, в общем-то, не слишком известны, но их роль сложно переоценить. Сейчас, в эпоху единых энергетических систем, когда электричество со станции в полутысяче километров может охлаждать пиво в сельском холодильнике, сложно представить себе электрику столетней давности.
Большие электростанции - это хорошо. Это заводы по производству чугуния (чтоб выйти на уровень 1913 года), танков (чтоб капиталистические хищники не растащили весь чугуний), освещение городов (в которых живут рабочие, производящие чугуний и танки)... Как-то однобоко получается, не находите? Проблема в том, что электроэнергию мало сгенерировать, ее еще нужно передать потребителю. Да, это проще, чем механическую, но все равно - как? Ах, проводами? А какими? Чисто для информации, весь алюминий вредитель Туполев уже извел на обшивку своих самолетов. А алюминиевый завод появится только в 1932 году. Медью? Советский Буратино был не настолько богат. А, напомню, одной советской власти мало. И электрификация нужна всей страны. Всей, а не только пары десятков промышленных центров. И в плане ГОЭЛРО было отдельно указано:
"возможно широкое использование водной энергии для нужд мелких установок мощностью не превышающей 1-2 тыс. л.с., а в большинстве случаев - ограничивающейся сотнями и даже десятками л.с.", причем, "многие работы могут быть выполнены самим населением в такое время, когда сельское хозяйство не требует большого количества рабочих рук".
В 1924 в Украине работали 24 мини-ГЭС (4 МВт суммарно) в 1929 - уже около 150 (8,4 МВт). Ну так вот, в эти же времена были построены Букская (1929; 565КВт; заброшена),
Вознесенская (1929; 840КВт; заброшена),
Первомайская (1000КВт; работает),
Сутысская(1927; 1000КВт; работает; хотел посетить),
Корсунь-Шевченковская (1934 1650КВт; работает; не доехал),
к ней же Стеблевская (2,8МВт, тоже не дотянул) и Дыбненская (560 КВт, тоже).
В 35-37 вводились уже станции поменьше: Березовская (108 кВт), Белоусовская (88 кВт), Клебанская (64 кВт), Писаревская (160 кВт), Потусская (32 кВт), Шумская (120 кВт) и ище куча помельче. Перед войной пошла уже совсем мелюзга на десяток-полтора киловатт. Их настроили почти сотню. Зачастую под такую электростанцию брали отвод от турбины существующей мельницы. Или от существующей плотины мощной мельницы. Я видел утверждения о микростанциях на водяном колесе
Вроде бы немного на фоне все того же ДнепроГЭСа, который в одну харю на порядок превосходил всю мощность всех станций на любом мыслимом форсаже. Тем не менее, например, Корсунь-шевченковский энергокомплекс питал несколько колхозов, МТС, сахарных заводов, мельниц и текстильную фабрику (заметьте, насколько отличается от крупных станций!).
А академики всерьез рассматривали проекты так называемой "электропахоты".
Электротрактор, я думаю, представить смогут все, а вот с электропахотой придется немного сложнее. В целом это комплекс электролебедок по краям поля, которые таскают небольшой плуг. Очередное прожектерство?
Ну, начнем с того, что подобной схеме на тот момент хорошо, если полвека не исполнилось. Разработана она была еще в прошлом веке для локомобилей и паровых тракторов. Трактор тяжелый и сильно утрамбовывает почву, а локомобиль вообще неспособен передвигаться. В общем, схема дурная, но отработанная. Особенно в условиях, когда тракторов не хватает.
Теперь второе. Энергия. Хватит ли того ручейка для замены трактора? Тут еще проще. Даже очень мощный гусеничный "Большевик" (Хольт/котэпиллер в мире) имел двигатель в 75 коней. Обычные же трактора, привычные по картинкам и фильмам (те самые, с сидушкой за колесом) редко были мощнее 20 л.с. Даже при лобовом переводе из лошадиных сил в киловатты, оказывается, что весьма средняя электростанция может соревноваться с лучшим трактором. А если пересчитать ДВСные киловатты в электрические с учетом тяговых характеристик и того, что лебедка заякорена намертво, а трактору нужно еще и не буксовать... И еще перемножить это на вопросы топлива, капремонтов и квалифицированного персонала - ответ на вопрос "насколько безумным был этот прожект" становится не столь однозначным.
Вместе с "электропахотой" испытывались и проекты электротракторов, но без какого-либо успеха.
А потом развернулись мощные тракторные заводы, МТС
Вторая война дважды прокатилась по Украине и все, что не было уничтожено при отступлении советской армии (а уничтожался преимущественно крупняк типа ДнепроГЭСа), было выжжено отсупающим вермахтом (вот тут счет заявлений о взорванных и сожженных колхозных ГЭС идет потоком). Впрочем, второй раз взорвать днепроГЭС не смогли и большинство мощных (от полумегаватта) электростанций, посещенных мной ранее - тоже уцелели. Впрочем, следует признать, что количество подтвержденно довоенных ГЭС, уцелевших хотя бы в виде руин, можно пересчитать по пальцам.
Мне даже интересно, какими же технологиями обладали коммунисты, но у меня расход на порядки выше.
Забавный эпизод: В Троянове мини-ГЭС была построена немцами в годы войны. На немецких агрегатах она и работала после войны.
В послевоенный период
В общем-то, подавляющее большинство станций построены как раз в послевоенные годы. Так только в 45-46гг было построено 293 мелкоГЭС на 5 с лишним мегаватт общей мощности. Опять же началось переоборудование мельниц, особенно мощных, на турбине. Хотя и мельницами на водяном колесе не брезговали - электричество требовалось и срочно. Конструкции были примитивными - чаще всего отвод ремнем; реже - собственная турбина; еще реже - постройка электростанции с нуля.
Пример послевоенных станций (до них я таки добрался): На плотину существующей мельницы пристроена электростанция (белое здание) с собственной турбиной. Архитектурный стиль - не, не слышали. Это Соколецкая, есличе. На Южном Буге. Как запрячь мощную и полноводную реку и микростанцию - попробуйте угадать.
Давидовская (снова пристроена к мельнице)
Перегоновская
Дубовская
Васильковская
И еще сотни станций. Отличить их несложно: крайне примитивная архитектура машзалов , лишенная каких-либо декоративных элементов. Довоенные все-таки хотя бы имитировали "сталинский ампир", а дореволюционные отличались тем самым "индастриал-модерновым" стилем.
Началось широкое строительство ГЭС на прикарпатье.
Правда, в 1969 после чудовищного паводка большинство прикарпатских мини-станций было попросту сметено.
Снова вспомнили об электроплуге. На этот раз в виде более привычного электротрактора. Дело в том, что у электроплуга был трудноустранимый недостаток - ТРОС. Лопнувший трос - штука опасная и разрушительная. Трактор в этом смысле гораздо привычнее. Но трактору нужно топливо, для топлива - нефть, а с нефтью, как бы это сейчас не звучало, был определенный дефицит. В общем, прожект был более-менее адекватным.
Вполне ожидаемо, первые прототипы были лобовой конверсией существующей техники. СХТЗ-НАТИ получил 38 КВт электродвигатель и катушку с кабелем в 750 метров длиной. Для работы требовалась полевая подстанция или генератор.
В таком исполнении трактор мог обработать до 60 гектаров, а с дополнительной кабельной тележкой - и за 200.
Но у кабель-трактора были и недостатки. Да, кабель. Даже сейчас на машинах с кабель-катушками этот самый кабель - слабое место. Но кабель начала 50-х годов и современные кабели - это даже не небо и земля. Это земля и космос. Прочность и износостойкость изоляции с появлением современных полимеров возросли просто несопоставимо. Кроме того, сделать еще один шаг и построить генератор в виде прицепа к трактору конструктора не смогли. А без него трактор нужно было буксировать к месту работ другим тягачом. Короче говоря, система была оригинальная и даже работоспособная, но только в условиях полного отсутствия конкуренции (что-то в этом есть глубоко исконное, не пойму только, что).
А потом в СССР открыли новые месторождения нефти...
В 50-е годы появились два новых фактора:
Первый - с ориентацией на мощные "межколхозные" ГЭС Украине был, в общем-то знаком; напомню, электрификация начиналась с достаточно мощных станций. К ним были построены Ладыжинская и Глыбочокская станции по 7,5 мегаватт каждая. Но, что было важнее, одновременно происходила модернизация существующих станций с установкой более совершенных турбин и генераторов (ну и заменой прочего довоенного обвеса, характеристики которого у любого электрика вызовут тоску и депрессию). Дело в том, что даже полноценные мини-ГЭС первых поколений строились все-таки на существующих образцах гидроагрегатов, не всегда подходящих по оборотам, качеству регулировки и т.п. Кроме того, разработка и расчет турбин за два десятка лет шагнули вперед. Гидроэнергетика - штука такая, в которой доли процента КПД оборачиваются миллионными результатами, а минимальная ошибка приводит к тяжелым потерям.
Короче говоря, промышленность начала серийный выпуск гидроэнергетических турбин. С генераторами ситуация была сложнее. Для мини-станций действительно выпускались серийные генераторы, но проблема была в большом разнообразии самих станций и их мощностей. В общем, зацепленный клиновым ремнем за турбину стандартный генератор с "дизеля" тоже был вполне нормальным решением.
Второй фактор же выглядел многообещающе, но фактически стал приговором практически всей малой энергетике. В 1954
Еще раз обращу внимание: 50-60-е стали эпохой кратковременного расцвета малых ГЭС, когда одновременно сошлись и потребность, и технология, и теория. Через десяток лет останутся только руины и книжки, подпирающие хромоногие столы.
Только в 1996 на мини-ГЭС снова обратили внимание.
И уже в 2000-х была реконструирована дюжина разнообразных станций - от 200К мелочи до мощной Корсунь-Шевченковской. А в 2009 был принят так называемый "зеленый тариф", который многими рассматривается и фактически является законным способом перекладывания денег из кармана государства в свой карман. Впрочем, учитывая рабочие характеристики мини-ГЭС, тариф разве что утроил рентабельность станций; она была неотрицательной и без него (в отличие от оверхайпнутых фотоэлектрических). Но эффект это оказало - в 2013 работающих станций было уже 84; к 17 году - за сотню и количество продолжает расти. Дополнительный эффект оказала децентрализация и, собственно, количество сохранившихся электростанций 50-60гг. Несмотря на десятилетия заброшенности, капитальные сооружения зачастую были в приемлемом для реконструкции состоянии. Из-за чего получился противоестественный результат: ГЭС, которые по всем правилам обладают чудовищными начальными капиталовложениями, можно запустить с минимальными затратами. Например, станция в Васильковке - 120 КВт за 6000000 грн. По профессиональным меркам это вообще ниачем. Особенно для нормальной русловой электростанции.
А навесить сифонную контейнерную станцию на дамбу - вообще почти ничего не стоит. Кроме того, современное нет, не оборудование, а состояние с электрификацией сел позволило прибегнуть к одной хитрости, сильно упрощающей управление станцией и делающей ее практически необслуживаемой. Но об этом позже.
Вновь задам вопрос: интересна ли тема? Стоит ли продолжать с конструкциями, оборудованием и прочими особенностями малых гидростанций?
|
</> |