Ликвидация полиомиелита. Кажется ждать осталось недолго, но как-бы не сглазить

После успешной ликвидации натуральной оспы было решено распространить «передовой опыт» и в 1988г была запущена глобальная программа ликвидации полиомиелита. Первоначально предполагалось решить эту задачу к 2000г. Увы, полиомиелит оказался «крепким орешком» - цель программы пока так и не достигнута. Причём, задача усложнилась – к полиомиелиту, вызываемому «дикими» вариантами полиовируса/poliovirus (PV-1, PV-2 и PV-3) добавился полиомиелит, вызываемый «вакцинными полиовирусами» (сVDPV - circulating vaccine-derived poliovirus/циркулирующие, происходящие из вакцины, полиовирусы). Соответственно, есть два «фронта» борьбы с полиомиелитом – против диких PV и против сVDPV.
На первом фронте дело идёт к полной ликвидации диких вариантов PV. В отношении PV-2 и PV-3 это уже сделано. PV-1 сохранился лишь в двух странах – Пакистане и Афганистане. Причём, область циркуляции PV-1 в этих странах сокращается и число зарегистрированных случаев полиомиелита, вызванного PV-1, достигло исторического минимума (в этом году в Пакистане выявлено лишь 2 случая, а в Афганистане 5 случаев). К тому же уменьшается генетической разнообразие PV-1, что, похоже, указывает на «агонию» этого последнего варианта PV.
Но есть и второй фронт. Случаев полиомиелита, вызванных сVDPV уже намного больше, чем вызванных диким PV-1. Начиная с 2020г такие случаи зарегистрированы более, чем в 50-ти странах, включая такие, где о полиомиелите, казалось бы, уже забыли (США, Соединённое Королевство, Израиль). Наибольшую опасность среди сVDRV представляет сVDPV-2. На него пригодится более 90% всех случаев «вакцинного полиомиелита». Это не случайно. Во-первых, генетические особенности штамма PV-2 в живой вакцине Сэбина таковы, что его возврат к патогенности более вероятен, чем для вакцинных PV-1 и PV-3. Во-вторых, PV-2 был ликвидирован первым и уже около 8 лет, как его вакцинный аналог «изъят» из вакцины Сэбина, которая широко применяется в «бедных» странах Это создаёт благоприятные условия для генерации и распространения сVDPV-2.
Как с этим бороться? Казалось бы, почему не «гасить» вспышки, вызываемые сVDPV-2, моновалентной вакциной против PV-2. Такая вакцина есть и она используется (называется mOPV2 -monovalent oral polio vaccine, PV-2). Но проблема в том, что вакцинация mOPV2 это «источник» новых сVDPV-2. К счастью, уже есть вакцина против сVDPV-2, не генерирующая патогенные варианты вируса. Она называется nOPV2 (new oral polio vaccine, PV-2). В конце 2020г эта вакцина была одобрена ВОЗ (получила статус EUL — Emergency Use Listing). Её уже активно используют — с 2021г уже введено более 700 миллионов доз. С помощью nOPV2 была успешно погашена вспышка сVDPV-2-полиомиелита в Пакистане и Афганистане. Обнадёживает то, что патогенные сVDPV-2, происходящие от этой вакцины, не обнаружены. Аналогичные вакцины разрабатываются против сVDPV-3 и сVDPV-1.
Что касается вспышек вакцинного полиомиелита в «богатых» странах, теоретически, их лучше всего было бы «гасить» с помощью вакцин типа nOPV2. Однако, в богатых странах живые вакцины против полиомиелита уже много десятилетий не используются и маловероятно, что это будет пересмотрено, даже в отношении «генетически стабилизированной» вакцины. Остаётся старый рецепт – максимальное (более 95%) покрытие вакцинацией против полиомиелита убитой вакциной (вакциной Солка).
Такая вот ситуация с ликвидацией полиомиелита. Вроде осталось совсем чуть-чуть. Но непрятные «сюрпризы» возможны.
Проф_АФВ
|
</> |