Тана Френч, "Сходство"
ks_wintersports — 24.02.2023
Вот теперь по правде "Сходство", в отличие от путаницы с названием
в предыдущем
Френч-посте.
Снова психологический роман в обертке детектива, на этот раз
построенный, ИМХО, на фантдопущении, как и
"Козел отпущения" Дафны дю Морье:
предположим, что человека можно заменить его двойником, и несмотря
на имеющийся риск разоблачения, в целом окружение ничего не
заметит. Фантдоп тут еще фантдопистее, чем у дю Морье, в силу
культурологических причин: взаимоотношения в аристократической
семье, допустим, середины двадцатого века (если плясать от даты
первой публикации романа) мне кажутся менее тесными и
разворачивающимися в большем пространстве (что способстует меньшей
вероятности разоблачения), чем тесно сплетенные жизни молодых
аспирантов, делящих один кров в начале века двадцать первого, –
аспирантов, к которым внедрили девушку-спецагента, как две капли
воды похожую на их подругу и housemate, найденную однажды
тяжелораненной или мертвой
, зависит от концепции,
в заброшенном коттедже недалеко от дома, где живут эти ребята. И
"Сходство", как и все, что я читала у Френч, не то чтобы про
трудности внедрения и расследования, хотя это тоже имеется, но
больше – снова про замкнутые системы (только на этот раз это не
закрытая школа, а очень дружная компания молодежи), про цену,
которую приходится платить за принадлежность к такому... ордену,
про его плюсы, которые, конечно, имеются, и про минусы, они
же – пункт про цену, про связи между людьми и про неизбежную
групповую динамику, скажем так, про влияние прошлого, про глухую
деревню с почти столетней предысторией и про будни молодых
преподавателей. А еще "Сходство" для меня рифмуется с нуаром (Кейн
с его
"Почтальоном" и
"Страховкой") и с
"Терезой Ракен", особенно своим финалам
и очевидным, но тем не менее каждый раз звучащим с подлинной силой
тезисом о том, что зло люди обычно творят во имя своих благих
целей, но счастья это никому не приносит.
ИМХИ по книжкам