Левитан


Сегодня 160 лет Исааку Левитану.
"Золотая осень":

(Скоро все мы начнем тут выкладывать похожие фотографии - но Левитан-то работал вообще без камеры, на одном таланте!)
Всё уже позади, моя радость, иди, не бойся,
Здесь сегодня такое солнце, такая осень,
Исаак Левитан: золотое на бледно-синем —
Без меня, без тебя, без нас — всё, как мы просили...
"Тихая обитель":

Вроде бы ничего особенного, но почему-то именно эта картина принесла Левитану славу. Говорят, тогда, в 1891, люди приходили на передвижную выставку, только чтобы увидеть эту картину, и потом благодарили автора, и что-то у них в мозгах от этой картины сдвигалось...
"Автопортрет":

Как со старинного портрета,
К нам из ван-дейковских времен
В обитель суетного света
Сошел — и неохотно — он.
Как будто сам носил когда-то
Он черный бархатный колет,
Вот так и кажется, что взято
В нем все из тех далеких лет:
И заостренная бородка,
И выраженье темных глаз,
Что так рассеянно и кротко
Глядят, не замечая вас...
"Вечерний звон":

В глаза бревенчатым лачугам
Глядит алеющая мгла,
Над колокольчиковым лугом
Собор звонит в колокола!
Звон заокольный и окольный,
У окон, около колонн, -
Я слышу звон и колокольный,
И колокольчиковый звон.
И колокольцем каждым в душу
До новых радостей и сил
Твои луга звонят не глуше
Колоколов твоей Руси...
Знаменитая "мрачная трилогия" Левитана - "Владимирка", "У омута" и "Над вечным покоем" - три больших шедевра с определенным настроением.
"Владимирка":

"Владимирка" - это Владимирский тракт, по которому до строительства железной дороги в Сибирь гнали каторжников. Два инитересных факта об этой картине:
1. Левитан - пейзажист. Как и большинство из них, работал с натуры. И эту картину писал тоже с натуры, в ясный солнечный день. А что на полотне?
2. Один из эскизов к картине художник подарил своему знакомому студенту, который учился на прокурора. Такой вот подарочек с намеком...
"У омута":

"Над вечным покоем":

Эту картину один из друзей художника назвал "реквиемом самому себе". Писал ее Левитан под траурный марш из "Героической симфонии" Бетховена, вот под этот (так что рассматривать ее, наверное, тоже надо под эту музыку):
Перекошены древние стены.
Подойди и о многом спроси -
В этих срубах есть сердце и вены.
Заколочено накрест окно
Молчаливо убого убранство
Но зато старым стенам дано
Мерить душу с простым постоянство
Если кисть замирала с тоскою,
И тогда среди многих картин
Вдруг рождалась над вечным покоем
Церковь старая на косогоре
И видна необъятная даль
На былинно-бескрайнем просторе.
Неподкупная гордость людская...
Деревянные церкви стоят
Это - жизнь без конца и без края…