«Левиафан» в Левобережном районе Москвы: лофты, яхты и вертолёты под видом автобусной остановки

топ 100 блогов dolboeb18.10.2016 Действие «Левиафана» Андрея Звягинцева разворачивается в далёком селе Териберка, на берегу Баренцева моря, за Полярным кругом. Помимо красот арктической природы, режиссёр хотел показать нам такую российскую глушь, о существовании которой жители Москвы и Питера вряд ли догадываются (не говоря уже о том, чтоб туда съездить), — и рассказать о жутких нравах, царящих в этой самой глуши.
«Левиафан» в Левобережном районе Москвы: лофты, яхты и вертолёты под видом автобусной остановки
На самом деле, за сюжетами, аналогичными тому, что показан в «Левиафане», совершенно незачем было тащиться так далеко. На севере родной моей Москвы, в Левобережном районе, где я прожил полжизни, буквально в эти дни и прямо на наших глазах разворачивается история, очень близко повторяющая сюжет самого знаменитого российского фильма 2010-х годов.

Я говорю о «стройке века», затеянной московскими властями при деятельной поддержке ликсутовского Дептранса в районе Бутаковского залива, что к западу от Ленинградского шоссе, позади супермаркета Metro.

6 лет назад Правительство Москвы приняло Постановление №892, согласно которому на этой территории, в природоохранной зоне у воды, на деньги города будет разбит городской парк для местных жителей. Принятию этого постановления предшествовали общественные слушания, в ходе которых идея появления нового парка нашла поддержку у горожан: Левобережный район хоть и неплохо озеленён исторически, с каждым годом новостройки отъедают у природы всё новые участки. Достаточно вспомнить хоть недавнее преступление против экологии в парке Дружбы, где в ходе строительства нового стадиона практически загубили всю экосистему местных прудов…

Постановлению о создании парка на берегу Бутаковского залива не суждена была долгая жизнь. Приехал из Эстонии страшно деловой Ликсутов, и в 2011 году родился общегородской проект по строительству на всей территории города транспортно-пересадочных узлов (ТПУ). В исходном постановлении Бутаковский залив не фигурировал, но 3 года спустя придумался на территории запланированного парка ТПУ «Ленинградский», где жители здешних мест и транзитные пассажиры смогли бы пересаживаться с железнодорожного транспорта на речной. Что в этом районе нет ни линий ж/д, ни пристани для водного транспорта, никого не смутило. Постановлением Правительства Москвы от 30.07.2014 было зафиксировано принципиальное решение: парка не будет, а будет ТПУ.

Спустя ещё пару лет появился — и был утверждён городскими властями — подробный план строительства пересадочного узла. Совершенно конкретно там объясняется (см. слайд №12 официальной презентации), что ездит мимо Бутаковского залива такой автобус маршрута №905, полуэкспресс, доставляющий граждан до Химкинской больницы и ТЦ «Метро». 17% суточного пассажиропотока направляется на 905-м именно к этим двум остановкам. Следовательно, ради одного этого маршрута и нужно строить в природоохранной зоне ТПУ вместо городского парка. Чтобы эти самые 17% пассажиров с маршрута, который обслуживают 24 автобуса, могли «пересаживаться». А планы создания тут парковой зоны очень помешали бы этим пассажирам слезть и пересесть на другой автобус.

А вот, дорогие друзья, тот замечательный проект, по которому власти города планируют строить этот самый пересадочный узел «Ленинградский»:
«Левиафан» в Левобережном районе Москвы: лофты, яхты и вертолёты под видом автобусной остановки
Если кто вдруг не понял, объясняю.
Строиться там будут четыре причала для частных яхт, вертолётодром на 11 посадочных мест, два корпуса нового бизнес-центра, три здания многофункционального назначения (это такие здания, где владельцам яхт логично купить по квартирке — вроде тех, что на Водном стадионе, или в яхт-клубе Герцлии), а также церковь, куда без неё. Вот, собственно, проект застройки:
«Левиафан» в Левобережном районе Москвы: лофты, яхты и вертолёты под видом автобусной остановки
Вы, кажется, хотели спросить меня насчёт 905-го автобусного маршрута? Ой, извиняюсь, совсем забыл. В планах строительства ТПУ (общая площадь которого составляет, согласно проектной документации, больше 25 гектар) заложены аж 400 квадратных метров под остановку 905-го маршрута, и в общей сложности 3085 кв метров (0,3 га, или 1,2% от общей площади, выделенной под освоение под видом транспортного узла) под его установочно-разворотный пункт. Вот тут-то и будут «пересаживаться» (то есть слезать с 905-го и садиться в него) те самые 17% пассажиров, которые свои покупки из Metro привыкли возить домой автобусом. На яхты и вертолёты они тут пересаживаться, конечно, не будут, к этим охраняемым периметрам их охрана не подпустит. Но могут слезть с автобуса, потом обратно на него сесть. Грузчики и кассирши Metro, наверное, очень оценят новую удобную остановку. А владельцы яхт и вертолётов, так и быть, потерпят её соседство. Им же нужна прислуга по дому, няни, уборщицы и прочий персонал. 905-й автобус нужен как раз для того, чтоб не гонять за этим персоналом шофёра на персональном транспорте к «Речному вокзалу». Билет от Белорусского вокзала до будущего ТПУ стоит всего 50 рэ.

Вот такой дивный проект строительства транспортно-пересадочного узла на пересечении Ленинградки c 75-м километром МКАДа утвердило минувшим летом правительство Москвы. Подрядчиком выбрали киприотский офшор «Унвия» (ближе Кипра, знамо дело, для Москвы застройщиков нет — зря, что ли, Иван III выписывал грека Аристотеля Ф. для строительства Успенского собора в Кремле?!). Киприоты назначили субподрядчиком «НДВ Недвижимость» Александра Хрусталёва, который с тех пор, как завёл себе в собственность вертолёт, обнаружил, что в Москве очень плохо с посадочными площадками — и теперь активно помогает Ликсутову устранить этот недостаток по всей Белокаменной, создав для этих нужд специальную компанию «Хелипорты». Субподряд на строительство вертолётной площадки у Ленинградского шоссе тем самым «Хелипортам», разумеется, и достался.

С этого места начинается обещанный «Левиафан». Потому что, с одной стороны, есть неравнодушные жители Левобережного района, сплочённые недавней схваткой против уничтожения парка Дружбы. С другой стороны, есть законные собственники тех участков, которые подлежат изъятию в пользу города для постройки ТПУ. Те и другие, естественно, против строительства и яхт-клуба, и вертолётной площадки. Просто горожане — за парк, который им 6 лет назад обещан, а собственники — за то, чтобы у них хотя бы землю по-человечески выкупили, а не конфисковали под предлогом строительства транспортной развязки. Но в текущем моменте и те, и другие просто против бессовестной, беззастенчивой схемы попила природоохранной зоны между чиновниками-бизнесменами и просто бизнесменами, под предлогом решения транспортных проблем столицы.

Поскольку конфискация земель проводится на основании механизма безотзывной оферты, логично было бы оспорить это решение в ФАС как злоупотребление монопольным правом городских властей. Но УФАС по городу Москве действует под строжайшим запретом принимать жалобы на отчуждение земель муниципалами, если оно происходит под предлогом дорожно-транспортного строительства. Так что антимонопольщики ушли дальше бороться с Босхом, отказавшись даже читать поданные жалобы.

Дальше есть предусмотренный законом механизм согласования планов застройки с жителями района. Пресловутые слушания. Которые в случае с проектом 2010 года прошли без проблем. А с новым ТПУ — проблемы неизбежны. Но, слава Аллаху, наша столица богата на решальщиков с обширным опытом проведения общественных слушаний без помех со стороны жителей района.

Слушания назначили на 13 октября в детском клубе «Ладога». Разумеется, жители района на них явились. Но обнаружили, что и здание, и сам зал, где слушания будут проводиться, оцеплены мускулистыми представителями некоего безымянного ЧОПа, с чётким списком, кого им запускать внутрь. Понятно, что в этом списке фигурировали не 53 тысячи зарегистрированных в Левобережном районе москвичей, а 4-5 фамилий представителей управы и застройщика. Не было там даже фамилий муниципальных депутатов от района. Для их попадания в зал потребовалось вызвать наряд милиции.

Для обеспечения массовки в зале с заднего крыльца к детскому клубу подогнали автобус с пенсионерами, для которых 500 рублей за участие в таком шоу — хорошая, годная прибавка к пенсии от управы. Пенсионеры заняли половину зала, и выслушали доклад представителя МЧС (не могу знать, настоящего или ряженого) о том, что вертолётная площадка позарез нужна его ведомству для разучивания чрезвычайных ситуаций в Бутаковском заливе. Там же, как известно, зона повышенной опасности — то землетрясения, то диверсанты ЦРУ, МЧС туда каждый день хочет вертолёт отправить, а сажать некуда. Построят ТПУ — можно будет всех спасти. И покупателей Metro, и кассирш, и случайных пассажиров 905-го маршрута. Пенсионеры проводили спасателя аплодисментами, и дружно проголосовали за строительство ТПУ. Жителям, пытавшимся в это время прорваться в зал, где проходили слушания, сломали пару лицевых костей, и демократия восторжествовала.

Назавтра активисты из числа местных жителей пошли по району с подписными листами, и собрали больше 1200 подписей против строительства ТПУ вместо парка. 19 октября — крайний срок сдачи этих подписей в управу. Их, очевидно, больше, чем те 50 голосов пенсионеров, из которых формировался одобрямс при поддержке соцработниц и ЧОПа. Но явно никто в управе не готов нарушить плавное течение согласовательных процедур. Так что следующим адресом, куда эти подписи отправятся, станет прокуратура. От которой я, честно говоря, не жду серьёзной помощи в этом деле. Но просто важно понимать, что история эта — в процессе и в развитии. Будем за ней следить. Фильм «Левиафан» задумывался как притча, а тут у нас reality show. И исход его в некоторой степени зависит от неравнодушия каждого, кто дочитал до этой строчки.

Друзья мои, нет в Москве такого парка, такой природоохранной зоны, которую эстонский предприниматель Максим Ликсутов не мог бы закатать в асфальт или превратить в элитный коттеджный посёлок для своих друзей, под предлогом создания нового ТПУ. Если говорить конкретно о Левобережном и Ховринском районах, то там уже какое-то космическое количество бабла освоено на транспортных развязках, метрострое и прочих полезных, но почему-то не реализованных городских решениях. Нам обещали продлить метро после «Речного вокзала» — до станций «Беломорская», «Улица Дыбенко», «Ховрино», «Левобережная». Правильные подрядчики освоили миллиарды на проектировании, потом все эти прожекты были заморожены. Что-то — отложено по пять раз (как станция «Беломорская»), что-то просто похоронено навсегда (как станция «Улица Дыбенко»). А где-то, наоборот, затеваются грандиозные стройки века.

Всё это возможно лишь до тех пор, покуда вопросы решаются под ковром. Вспомним опять же «Левиафан». Герой Романа Мадянова очень нервничал, покуда думал, что о его проделках узнают люди в Москве. И сразу успокоился, когда понял, что Вдовиченков блефует, и Москва не при делах.

Не дадим Ликсутову и его подельникам такого комфорта. Будем следить за судьбой Бутаковского залива. За ЧОПами, привлечёнными к обеспечению правильного голосования. За бенефициарами этой бессовестной стройки. За судьбой природоохранной зоны. За условиями выкупа земли. Будем за этим следить и рассказывать. Не дадим им обделывать подобные схемы в уютной тиши сигарных комнат, решать судьбу московских природоохранных зон в узком кругу бизнес-партнёров.

У них есть ЧОПы, армия соцработников, автобусы с пенсионерами, карманные управы. У нас есть лайки, шеры, кросспосты, ретвиты. Сделаем так, чтобы вся Россия узнала про узел, где владельцы вертолётов хотят комфортно пересаживаться на свои же яхты, вместо городского парка. И про муниципальных чиновников, которые этот «узел» вместо парка крышуют. Я не могу обещать вам, что мы в этой конкретной схватке победим. Но я могу обещать им, что они о своём грандиозном распиле пожалеют.

Вот материалы для самостоятельного изучения по теме этой «стройки века»:
страница общественных слушаний на сайте управы «Левобережный»
страница городских активистов, выступающих против строительства ТПУ, с хорошей подборкой документов, хронологией и видео со слушаний
репортаж телеканала До///дь, где можно видеть реакцию заинтересованных лиц

Я надеюсь, что к моему призыву распространять информацию присоединятся не только ЖЖ, Твиттер и Фейсбук. Но и те СМИ, которые по сей день остались независимыми, уделят внимание этому вопиющему распилу природоохранной московской земли под причалы для яхт и вертолётные площадки.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
В своё время я повздорил с Кириллом Есковым из-за сабжа. Он его начал трепать, "как лицо современной российской фантастики",  Я там написал, что он лжец, подлец и негодяй. Потому как больного человека, подчеркиваю - психически больного, он приравнял и приравнивает к ...
Пятнадцать лет и пятнадцать килограммов тому назад, когда я только начинала публиковать тексты в соцсетях, под каждым из них в числе прочих комментов типа "пронзило до мурашек" и "ржали всей канцелярией" непременно бывала пара комментов такого содержания, что отчего вы, мол, не пишете ...
Все зависит от русских шпионов и хакеров В прошлом году лучшим фильмом был признан «Лунный свет». Странный все же вкус у нашего президента. На фото художники визуальных эффектов для «Книги джунглей», тоже лауреаты премии «Оскар». И тоже есть сомнения в объективности жюри. ...
Напечатан гимн Советского Союза. Слова довольно сильно отличаются от тех, что я учил в детстве. ...
В искусстве балета наступление пубертата у девочек отмечено главной проблемой - лишним весом и потерей формы. В фортепиано это растущие в длину когти, которые многие девочки по неопытности принимают за ногти и не хотят резать "красоту". В лучшем случае когти просто чистые; в более ...